Стадии формирования проф. идентичности психотерапевта
Весь процесс профессионального развития, в котором пребывает будущий психотерапевт (далее терапевт) можно условно разделить на шесть стадий формирования профессиональной идентичности. Завершив обучение в соответствующем учебном заведении или в рамках специализированной терапевтической подготовки, выпускнику может потребоваться еще до 4-х лет на достижение 5-6 стадий.
Практика показывает, что длительность процесса становления может быть различным и иногда те высокие результаты, которые вначале показывают перспективные кандидаты в дальнейшем, по разным причинам, не доходят до формирования этой профессиональной идентичности. С другой стороны, у кого-то возможно застревание на одной из этих стадий или возврат на предыдущую.
Этот путь может быть сравним со стадиями психосоциального развития Эрика Эриксона или с моделью сепарации-индивидуации Маргарет Малер в рамках теории объектных отношений.
Согласно идеям Эриксона развитие идентичности приводят её формирование к увеличению чувства внутреннего единства, к способности принимать свои разнообразные качества и других людей, а также к способности опираться на свои собственные морально-этические нормы и собственные стандарты. Итогом всего этого процесса психосоциального развития является формирование идентичности и профессиональной идентичности, в частности.
В соответствии с моделью Малер речь идёт о раннем развитии ребенка, которая завершается где-то к 3 годам формированием константного объекта. Где от полного слияния и симбиоза через дифференциацию, практику и повторное возвращение к контакту ребёнок достигает независимости и в итоге достигает стадию константности объекта.
Оба этих процесса напоминают путь от полной зависимости к автономии и идентичности.
Первая стадия: возбуждение и тревога предвкушения
Для большинства из нас это очень знакомое чувство! Первая стадия начинается во время обучения и заканчивается с появлением первого клиента.
Состояние будущего терапевта характеризуется, во-первых, возбуждением, предвкушением чего-то нового, неизведанного и очень интересного, а во-вторых, присутствием диффузных тревог связанных с ощущением неуверенности, потерянности и недостаточной стабильности.
Очень важна поддержка, которую специалист получает в профессиональной среде. Это могут быть: отклики обучающего терапевта и супервизора; специализация, которую получает терапевт; обсуждение с коллегами.
Важна поддержка друзей и близких в готовности выслушивать и поддерживать интерес
Вторая стадия: зависимость и идентификация
Эта стадия условно начинается с появления первого клиента и заканчивается, когда начинающий терапевт осознает, что он действительно оказывает значительное воздействие на клиента. Здесь речь еще не идёт об эффективности терапии, а скорее о реакции терапевта на переживании клиентом сильных чувств. Когда терапевт видит, что клиент действительно переживает сильные чувства, значимые для него он понимает, что на сеансе что-то происходит.
Доминирующими чувствами терапевта являются неуверенность в себе, предъявление к себе массу завышенных требований, ощущение нехватки знаний. Неуверенность усиливается чувством страха выглядеть некомпетентным и не профессиональным в глазах коллег.
Начинающему терапевту присущи очень большая зависимость от его учителей (если он еще обучается) – лекторов, обучающих терапевтов и супервизоров.
Будучи зависимым от супервизора, терапевт стремится получить от него конкретные ответы: «что мне делать с этим клиентом?», «что я должен сказать в такой ситуации?», «как поступить?»
Происходит идентификация с учителями, которая проявляется в подражании их манер, речи и поведению в терапии.
Глубоко волнующим вопросом для терапевта является:
«Действительно ли я подхожу для этой профессии? Пока обучался, всё было интересно и здорово, а когда начал работать появились сомнения - подхожу ли я, действительно ли обладаю необходимыми качествами и знаниями?»
Начинающий терапевт испытывает потребность в подтверждении что «да» он может и соответствует, получая это подтверждение в общении с коллегами, супервизором.
Очень важным условием дальнейшего движения является уверенность в действенной силе терапии, которую начинающий терапевт получил на собственном опыте на сеансах обязательной личной психотерапии. «Раз со мной это могло произойти это может происходить с другими».
Третья стадия: деятельность и продолжающаяся зависимость.
Эта стадия начинается обычно через несколько месяцев или лет после того как терапевт начинает регулярно принимать клиентов. Когда уже есть определенный опыт работы.
Инициируется осознание того, что клиент воспринимает психотерапию серьезно, что подтверждается длительностью терапии, готовностью клиента идти на определенные жертвы и платить деньги.
Ещё есть неуверенность в своих силах, своих способностях и своих знаниях, поэтому всегда есть сомнения «а, толи я делаю, а что я делаю?» поэтому подтверждение, что клиент получает что-то очень важно для терапевта.
Ещё нет полного понимания об арсенале своих возможностей, своих навыков и ещё не структурированных знаний на фоне того, что что-то уже происходит в терапии.
Для состояния терапевта характерны как осознание того, что он действительно может оказывать воздействие на клиента, формировать возросшее чувство ответственности, так и периодические колебания от переоценки своих возможностей до полного их обесценивания.
Возникает ощущение, что терапия идёт прекрасно, что есть эффект, что происходит изменение психики клиента. Но периодически возникает ощущение, что ничего не произошло, ничего не сделано и свои возможности оцениваются то так, то эдак.
Это периодическое чувство всемогущества может сменяться чувством вины за то, что сделал что-то не так или не сделал того, что должен был сделать. Обычно это тревога и эти чувства возникают в такие кризисные моменты на тяжёлых этапах терапии.
Тревога приводит к тому, что терапевт, испуганный всем что происходит, может вернуться на прежнюю стадию вернуться к зависимости от супервизора, от обучающего терапевта и пребывать там некоторое время. Но в целом какое-то движение, если всё идёт благополучно, к автономии и независимости всё-таки идёт.
Важно понимать, что ошибки неизбежны и быть готовым к тому, что будут происходить ошибки.
Терапевт получает способность действовать более или менее автономно, даже после встреч с супервизором.
Супервизии уже воспринимаются не как точечное руководство к действию, а дают возможность понять терапевту, что он сделал не так и, как было бы наиболее эффективно, грамотно и терапевтично.
Четвёртая стадия: насыщение и принятие себя, как терапевта
Это стадия начинается, когда терапевт осознаёт, что является терапевтом. До этого он как бы наблюдал все изменения, которые происходят в терапии, но не до конца воспринимал себя, как профессионал. А теперь, что ему даёт возможность почувствовать себя терапевтом?
Терапевт начинает осознавать свой арсенал и навыки которые он использует в терапии.
На основе случаев, с которыми он работал, у него появляется целостное представление о процессе терапии в целом.
Характерен возврат к прежним, хорошо уже известным, теоретическим положениям, но их переосмысление происходит уже на другом уровне. Это способствует упорядочиванию теоретической базы, создаёт какую-то определённую структуру.
Поскольку терапевт становится менее зависимым и тревожным, менее боязливым к терапии, изменяется его отношения с клиентами. Он становится более доступным, более тёплым и более открытым.
Появляется возможность получать удовольствие от терапии, получать удовольствие от того что делает терапевт, а не только испытывать тревогу, напряжение беспокойство и неуверенность.
Пятая стадия: идентичность и независимость
Это стадия, на которой наиболее вероятно застревание. До шестой стадии далеко не все доходят. Не редко застревают на пятой.
У терапевта появляется возможность уже выживать без помощи супервизора. Терапевт становится более уверенным.
Супервизии по-прежнему очень важны и нужны, но выживать уже можно.
На супервизии, терапевт уже не требует каких-то конкретных указаний от супервизора. Он получает какое-то общее видения, которое ему помогает, но не требует каких-то рекомендации и указаний, как дальше поступать в терапии.
Появляется определённая уверенность, в состоянии которой терапевт может опираться уже на свои собственные взгляды и на свои мнения. Нормальным на этой стадии является отстаивание своих взглядов, своего подхода.
Основное желание терапевта это чувствовать себя независимым, как профессионал и специалист.
Шестая стадия: спокойствие и коллегиальность
Начинается тогда, когда терапевт находит место в профессиональном сообществе, когда он достиг автономии, независимости и ограничивает влияние супервизора.
«Да это важно, это полезно для меня, но это не так влияет на мою работу и на мои взгляды, как это было раньше».
Основные чувства терапевта это спокойствие, стабильность и коллегиальность, то есть способность общаться на равных как со старшими более опытными, так и с младшими коллегами.
Приходит понимание, что если раньше был очень важен авторитет коллег, то сейчас и молодые коллеги могут продуцировать какие-то очень интересные идеи.
Больше нет зависимости от авторитета в своей среде. Поэтому появляется такая коллегиальность и равные отношения с коллегами. Происходит интеграция с профессиональным сообществом.
Терапевт пересматривает какие-то старые терапевтические истины. Он их не отвергает, но он их как бы персонализует, встраивает в свой собственный стиль.
Своеобразие и персонализация своего собственного стиля и есть достижением этой стадии.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.