О вопросах социально-психологической готовности подростков к профессиональной деятельности

Автор статьи: Жанна Середняк

 

Актуальность исследования заключается в снижении уровня социально-психологической готовности подростков к профессиональной деятельности, недостаточный уровень развития коммуникативных навыков и компетенций, необходимых для эффективной самореализации подростков в современном мире.

Цель исследования – изучение особенностей условий в школьных  учреждениях, способствующих развитию компетенций, необходимых для эффективной самореализации подростков в современном мире.

Объектом исследования являются ученики Одесского УВК №49 14-15 лет: общее количество исследуемых 96, из них мальчиков - 52, девочек – 44. Предмет исследования - уровень социально-психологической готовности подростков при выборе будущей профессиональной деятельности и факторов, влияющих на ее выбор.

Методы исследования - в исследовании применен экспериментально-психологический подход с использованием метода дифференцированного анализа, наблюдения, беседы и анкетирования «Мотивация профессионального выбора».

 Результаты исследования и их обсуждения. Социально-психологические аспекты общественного здоровья на прямую связаны с социально-экономической стабильностью и защищенностью, с уровнем удовлетворенности от профессиональной и трудовой деятельности. Профориентационная работа в школьных учреждениях призвана выполнять роль важного средства подготовки квалифицированных работников с социально-экономической точки зрения, так как выступает средством рационального, бережного использования трудовых ресурсов.  Развитие навыков и способностей в школьные годы, способствующих повышению уровня профессиональной и личной компетентности, создает максимальный эффект при минимальных затратах на дальнейшее профессиональное совершенствование.

В современном мире спектр разнообразия профессий очень широк, что является благоприятной социально-экономической средой для повышения уровня и качества трудоустройства молодежи. За последние 10-15 лет изменился социальный запрос на профессиональные компетенции, в след за которыми кардинально изменились и ориентиры в личностном профиле кандидатов на ту или иную должность. Все чаще работодатели указывают на такие качества и способности, как лидерство, коммуникабельность, креативность, умение работать в команде, управленческие навыки, высокие знания пользователя инновационными технологиями и владения иностранными языками.

Нашим исследованием выявлено, что 70-80% подростков и их родителей имеют низкий уровень осведомленности и представления о:

- необходимости развития личных качеств, навыков и умений, существенных для самоопределения в личной и профессиональной жизни;

 - современном разнообразии профессий и требований, которые они предъявляют к кандидату;

- взаимозависимости эффективности трудовой деятельности и психофизических особенностей индивида.

В таких случаях, направление развития после школы и выбор ВУЗа для обучения подростка родители мотивируют собственными материальными возможностями для обеспечения обучения и перспективой будущего финансового благополучия, опираясь на стереотипный выбор большинства и, исключая вероятность развития в других направлениях. Сами подростки выбирают следующие мотивы выбора профессий:

  • желание проявить какие-либо качества и способности (16%);
  • интуиция, предчувствие профессиональной успешности именно в той или иной сфере трудовой деятельности (13%);
  • ориентация на конкретный ВУЗ, техникум, колледж, желание продолжить обучение исключительно в данном учебном заведении (11%).

У наблюдаемой группы школьников отмечается низкий уровень способности вербализировать свои представления о качествах и способностях, необходимых для успешной самореализации,  недостаточный уровень развития критического мышления, неадекватная самооценка (занижена или завышена), отсутствие положительных установок, способствующих преодолению стрессовых ситуаций, и напряженность взаимоотношений. 

Заключение. Низкий уровень социально-психологической готовности подростков к профессиональной деятельности в виде недостаточного уровня развития коммуникативных навыков и компетенций, необходимых для эффективной самореализации подростков в современном мире, ведут к низкой адаптивности, дисгармонии отношений и возникновению паттернов девиантного поведения среди подростков и молодежи. Для повышения уровня общественного здоровья необходимо создавать специальные условия для просвещения и развития подростков, молодежи, их родителей в направлении профессиональной и личной грамотности и компетентности.



Просмотров: 584
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Современные представления о социально-психологической адаптации подростков
  • Особенности религиозного настроения среди некоторых социально активных подростков и молодежи
  • Мотивация профессиональной деятельности
  • Интуиционные параметры профессиональной деятельности медицинских работников
  • Агрессия подростков в современном мире!
  • Личность в профессиональной деятельности.
  • Смена профессиональной деятельности
  • Движущая сила профессиональной деятельности сотрудников: внутренняя и внешняя мотивация
  • Обесценивание своей профессиональной деятельности
  • Про начало профессиональной деятельности
  • Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности.
  • Мобильность в контексте профессиональной деятельности
  • Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности. Как справиться?
  • Разделение областей профессиональной деятельности психолога
  • Как понять, что низкий уровень развития не у меня?
  • Психоэмоциональные риски в профессиональной деятельности врача-стоматолога.
  • Мастер-класс «Целостность и Ответственность в профессиональной деятельности »)
  • Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога
  • Аккредитация профессиональной деятельности психологов в Республике Казахстан
  • Секреты успешной самореализации в профессиональной сфере Чать 1.
  • Психотерапевтические возможности камнетерапии в профессиональной деятельности педагога-психолога
  • Депрессия менеджера. Стратегическое решение проблем в профессиональной деятельности.
  • Развитие мотивации в учебной деятельности подростков
  • Значение факторов семейного воспитания для мотивации обучения современных подростков
  • Для чего нужны группы общения для подростков?
  • Опыт подготовки занятий для групп подростков, педагогов и родителей.
  • 6 стадий развития профессиональной идентичности психотерапевта
  • Кто влияет на профессиональное самоопределение подростков? Для родителей старшеклассников.
  • Психологические методы исследования психотерапевтической деятельности
  • Фильмы для подростков до 16 лет



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь