|
О вопросах социально-психологической готовности подростков к профессиональной деятельностиАвтор статьи: Жанна Середняк
Актуальность исследования заключается в снижении уровня социально-психологической готовности подростков к профессиональной деятельности, недостаточный уровень развития коммуникативных навыков и компетенций, необходимых для эффективной самореализации подростков в современном мире. Цель исследования – изучение особенностей условий в школьных учреждениях, способствующих развитию компетенций, необходимых для эффективной самореализации подростков в современном мире. Объектом исследования являются ученики Одесского УВК №49 14-15 лет: общее количество исследуемых 96, из них мальчиков - 52, девочек – 44. Предмет исследования - уровень социально-психологической готовности подростков при выборе будущей профессиональной деятельности и факторов, влияющих на ее выбор. Методы исследования - в исследовании применен экспериментально-психологический подход с использованием метода дифференцированного анализа, наблюдения, беседы и анкетирования «Мотивация профессионального выбора». Результаты исследования и их обсуждения. Социально-психологические аспекты общественного здоровья на прямую связаны с социально-экономической стабильностью и защищенностью, с уровнем удовлетворенности от профессиональной и трудовой деятельности. Профориентационная работа в школьных учреждениях призвана выполнять роль важного средства подготовки квалифицированных работников с социально-экономической точки зрения, так как выступает средством рационального, бережного использования трудовых ресурсов. Развитие навыков и способностей в школьные годы, способствующих повышению уровня профессиональной и личной компетентности, создает максимальный эффект при минимальных затратах на дальнейшее профессиональное совершенствование. В современном мире спектр разнообразия профессий очень широк, что является благоприятной социально-экономической средой для повышения уровня и качества трудоустройства молодежи. За последние 10-15 лет изменился социальный запрос на профессиональные компетенции, в след за которыми кардинально изменились и ориентиры в личностном профиле кандидатов на ту или иную должность. Все чаще работодатели указывают на такие качества и способности, как лидерство, коммуникабельность, креативность, умение работать в команде, управленческие навыки, высокие знания пользователя инновационными технологиями и владения иностранными языками. Нашим исследованием выявлено, что 70-80% подростков и их родителей имеют низкий уровень осведомленности и представления о: - необходимости развития личных качеств, навыков и умений, существенных для самоопределения в личной и профессиональной жизни; - современном разнообразии профессий и требований, которые они предъявляют к кандидату; - взаимозависимости эффективности трудовой деятельности и психофизических особенностей индивида. В таких случаях, направление развития после школы и выбор ВУЗа для обучения подростка родители мотивируют собственными материальными возможностями для обеспечения обучения и перспективой будущего финансового благополучия, опираясь на стереотипный выбор большинства и, исключая вероятность развития в других направлениях. Сами подростки выбирают следующие мотивы выбора профессий:
У наблюдаемой группы школьников отмечается низкий уровень способности вербализировать свои представления о качествах и способностях, необходимых для успешной самореализации, недостаточный уровень развития критического мышления, неадекватная самооценка (занижена или завышена), отсутствие положительных установок, способствующих преодолению стрессовых ситуаций, и напряженность взаимоотношений. Заключение. Низкий уровень социально-психологической готовности подростков к профессиональной деятельности в виде недостаточного уровня развития коммуникативных навыков и компетенций, необходимых для эффективной самореализации подростков в современном мире, ведут к низкой адаптивности, дисгармонии отношений и возникновению паттернов девиантного поведения среди подростков и молодежи. Для повышения уровня общественного здоровья необходимо создавать специальные условия для просвещения и развития подростков, молодежи, их родителей в направлении профессиональной и личной грамотности и компетентности. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|