|
Креативность как фактор успешной деятельности работников творческих профессий (дизайнеров)Автор статьи: 404
Постановка проблемы. Феномен креативности понимается по-разному, в зависимости оттого, что оказывается в центре рассмотрения: личность, процесс или продукт. В своей работе мы будем рассматривать креативность в плане личностного качества. Креативность (от лат. creatio – созидание) – творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора [2]. По мнению Е.П. Торренса креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения [6]. Креативность изучалась психологами с различных позиций: как творческий продукт (Мак Ферсон, Д. Тейлор, Р. Стернберг и др.); творческий процесс (Г. Уоллес, Т. Тардиф, Д. Фелдман, и др.); способность (Дж. Гилфорд, Г. Айзенк, Д.Б. Богоявленская, E.П. Торренс); личностная черта (А. Маслоу, К. Роджерс, К. Тейлор). В психологии понятие творческих способностей включает в себя такой термин как креативность. Креативность охватывает совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих становлению способности к творчеству. Это способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации [3]. По мнению израильского психотерапевта Эрика Ландау слово креативность от латинского означает порождать, творить [4]. Уже согласно этому креативность есть процесс который хранит в себе происхождение и цель. Изложение основного материала. Процесс формирования креативности состоит из ряда этапов и сопровождается овладением социально значимой деятельностью путем подражания. Условием перехода от подражания к самостоятельному творчеству является личностная идентификация с другим человеком – образцом творческого поведения Литературный обзор показал многогранность подходов и воззрений на креативность личности и ее формирование. Наиболее соответствующей предмету нашего исследования представляется теория подражания В.Н. Дружинина, в которой творческий акт имеет такую же природу что и формирование деятельности, однако человеческие возможности преодолевают познанное и формируют таким образом новое. Совместная с другими людьми деятельность формирует поле для творческого потенциала, поэтому важно и актуально исследовать именно социальные факторы, такие как социальное окружение, статус и микросреда, а также содержание самой профессиональной деятельности. Очевидно, что в любой реальной деятельности есть не только чисто творческие компоненты, и совместная деятельность подразумевает определённое распределение обязанностей. То есть, приспосабливаться в творческих профессиях можно не только за счёт креативности. Однако мы пытались выяснить место креативности среди других факторов успешности в одной из творческих профессий. Целью данного исследования является изучить взаимосвязь творческого потенциала и успешной деятельности дизайнеров. Объектом исследования выступают факторы успешного выполнения профессиональной деятельности у работников творческих профессий (дизайнеров). Предметом исследования является креативность, как фактор успешной деятельности дизайнеров. Гипотезой исследования является предположение о том, что высокий уровень креативности определяет успешность профессиональной деятельности работников творческих профессий. Выборку исследования составили 30 дизайнеров, средний возраст испытуемых составляет 27,5 лет, все мужского пола, работающие в одной из рекламных фирм Донецка. Их профессиональные обязанности заключаются в разработке рекламного продукта вплоть до его технического воплощения. Все испытуемые работают более года, что в условиях обычной текучести кадров, характерной для данной специальности, свидетельствует об их профессиональной пригодности. Методы исследования: психологическое тестирование; анкетирование; эксперимент; методы математической статистики. В работе были использованы следующие методики: методика исследования визуального мышления Е. П. Торренса; тест вербальной креативности (RAT) С. Медника; диагностика личностной креативности (Е. Е. Туник) [5]; опросник креативности Джонсона [1], а также специально разработанная процедура экспертной оценки, которую мы считали, наряду с самим фактом пребывания на должности дизайнера более года, критерием профессиональной успешности. Объём статьи позволяет представить лишь результаты пилотажного исследования, но они красноречиво показывают роль креативности как фактора профессиональной успешности, и позволяют сделать следующие выводы:
Литература
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|