Креативность как фактор успешной деятельности работников творческих профессий (дизайнеров)

Автор статьи: 404

Постановка проблемы. Феномен креативности понимается по-разному, в зависимости оттого, что оказывается в центре рассмотрения: личность, процесс или продукт. В своей работе мы будем рассматривать креативность в плане личностного качества. Креативность (от лат. creatio – созидание) – творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора [2]. По мнению Е.П. Торренса креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения [6].

Креативность изучалась психологами с различных позиций: как творческий продукт (Мак Ферсон, Д. Тейлор, Р. Стернберг и др.); творческий процесс (Г. Уоллес, Т. Тардиф, Д. Фелдман, и др.); способность (Дж. Гилфорд, Г. Айзенк, Д.Б. Богоявленская, E.П. Торренс); личностная черта (А. Маслоу, К. Роджерс, К. Тейлор).

В психологии понятие творческих способностей включает в себя такой термин как креативность. Креативность охватывает совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих становлению способности к творчеству. Это способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации [3].

По мнению израильского психотерапевта Эрика Ландау слово креативность от латинского означает порождать, творить [4]. Уже согласно этому креативность есть процесс который хранит в себе происхождение и цель.

Изложение основного материала. Процесс формирования креативности состоит из ряда этапов и сопровождается овладением социально значимой деятельностью путем подражания. Условием перехода от подражания к самостоятельному творчеству является личностная идентификация с другим человеком – образцом творческого поведения

Литературный обзор показал многогранность подходов и воззрений на креативность личности и ее формирование. Наиболее соответствующей предмету нашего исследования представляется теория подражания В.Н. Дружинина, в которой творческий акт имеет такую же природу что и формирование деятельности, однако человеческие возможности преодолевают познанное и формируют таким образом новое. Совместная с другими людьми деятельность формирует поле для творческого потенциала, поэтому важно и актуально исследовать именно социальные факторы, такие как социальное окружение, статус и микросреда, а также содержание самой профессиональной деятельности.

Очевидно, что в любой реальной деятельности есть не только чисто творческие компоненты, и совместная деятельность подразумевает определённое распределение обязанностей. То есть, приспосабливаться в творческих профессиях можно не только за счёт креативности. Однако мы пытались выяснить место креативности среди других факторов успешности в одной из творческих профессий.

Целью данного  исследования является изучить взаимосвязь творческого потенциала и успешной деятельности дизайнеров. Объектом исследования выступают факторы успешного выполнения профессиональной деятельности у работников творческих профессий (дизайнеров). Предметом исследования является креативность, как фактор успешной деятельности дизайнеров.

Гипотезой исследования является предположение о том, что высокий уровень креативности определяет успешность профессиональной деятельности работников творческих профессий.

Выборку исследования составили 30 дизайнеров, средний возраст испытуемых составляет 27,5 лет, все мужского пола, работающие в одной из рекламных фирм Донецка. Их профессиональные обязанности заключаются в разработке рекламного продукта вплоть до его технического воплощения. Все испытуемые работают более года, что в условиях обычной текучести кадров, характерной для данной специальности, свидетельствует об их профессиональной пригодности.

Методы исследования: психологическое тестирование; анкетирование; эксперимент; методы математической статистики. В работе были использованы следующие методики: методика исследования визуального мышления Е. П. Торренса;  тест вербальной креативности (RAT) С. Медника;  диагностика личностной креативности (Е. Е. Туник) [5]; опросник креативности Джонсона [1], а также специально разработанная процедура экспертной оценки, которую мы считали, наряду с самим фактом пребывания на должности дизайнера более года, критерием профессиональной успешности.

Объём статьи позволяет представить лишь результаты пилотажного исследования, но они красноречиво показывают роль креативности как фактора профессиональной успешности, и позволяют сделать следующие выводы:

  1. Проведенный литературный анализ показал, что креативность – это способность человека порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, необходимых для успешного выполнения заданий в условиях высокой неопределённости и необходимости создания оригинального продукта.
  2. При оценке успешности деятельности дизайнеров мы выявили, что среди работников дизайнерского отдела преобладают дизайнеры (60%), чья профессиональная деятельность оценивается очень высоко со стороны руководителей (6 и 7 баллов).
  3. При изучении визуального мышления в исследуемой группе мы определили, что высокий и очень высокий уровни креативности наблюдаются у 10 человек (по 17% соответственно). У данных работников ярко выражена способность возникновения «нестандартных» образов, что свидетельствует о возможности находить оригинальные варианты решения заданий. Мы сравнили полученные результаты с оценкой успешности деятельности дизайнеров и определили, что данные работники имеют высокую оценку успешности деятельности (7 баллов).
  4. При изучении вербальной креативности большее количество дизайнеров имеет средний уровень развития – 21 человек (70%). Высокий индекс оригинальности выявлен у 6 человек (20%), что характеризует их как людей неординарных, ярких, с высокоразвитым воображением и богатой фантазией. Высокий индекс уникальности выявлен у 2 человек (7%), что характеризует их как людей непохожих по своим творческим способностям на всех остальных. В данной фирме именно они выполняют наиболее творческую работу, и максимально высоко оцениваются руководителями (6 и 7 баллов).
  5. У большей части испытуемых, успешно выполняющих работу дизайнера, преобладает высокий уровень креативности. Дизайнеры, имеющие высокую оценку любознательности, воображения, сложности и склонности к риску имеют и высокую оценку успешности деятельности (6 и 7 баллов) экспертами – их непосредственными начальниками. Таким образом, можно сказать, что личная креативность дизайнеров напрямую отражается в оценке успешности их деятельности и определяет уровень выполняемого задания.
  6. При выявлении творческого потенциала работников мы определили, что большинство дизайнеров отличаются высоким и очень высоким уровнем креативности – 43% и 37% соответственно. И только 20% работников имеют средний уровень креативности. Они тоже успешно справляются с работой, но выполняют больше техническую, чем творческую её часть. Они тоже нужны для воплощения идей своих более креативных коллег, и нашли своё место в структуре творческого процесса со своей средней креативностью. Однако для большинства дизайнеров действительно именно высокая креативность является фактором их профессиональной успешности.

 

Литература

  1. Алексеев Н.Г., Юдин Э.Г. О психологических методах изучения творчества.- М., Наука, 1971. – 154 с.
  2. Грузенберг С.О. Психология творчества. - Минск, 1953. – 270 с
  3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей – СПб.: Питер, 2002. – 368 с.
  4. Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2000.
  5. Тихомиров О. К. Психологические механизмы исследования творческой деятельности. – М., 1975. – 188 с.
  6. Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. Спб.: Иматон, 1998. – 78 с.


Просмотров: 579
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Интуиционные параметры профессиональной деятельности медицинских работников
  • Психологические методы исследования психотерапевтической деятельности
  • Творческий процесс и преграды креативности
  • Творческий подход к творчеству или как стимулировать креативность
  • Методы развития креативности и генерирования идей.
  • Обесценивание своей профессиональной деятельности
  • Личность в профессиональной деятельности.
  • Психотерапевтические возможности камнетерапии в профессиональной деятельности педагога-психолога
  • SCAMPER-метод для генерации новых идей и развития креативности
  • О вопросах социально-психологической готовности подростков к профессиональной деятельности
  • Очень мощный приём развития креативности!
  • Мотивация профессиональной деятельности
  • Смена профессиональной деятельности
  • Про начало профессиональной деятельности
  • Депрессия менеджера. Стратегическое решение проблем в профессиональной деятельности.
  • Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности.
  • Мобильность в контексте профессиональной деятельности
  • Разделение областей профессиональной деятельности психолога
  • Мастер-класс «Целостность и Ответственность в профессиональной деятельности »)
  • Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности. Как справиться?
  • Аккредитация профессиональной деятельности психологов в Республике Казахстан
  • Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога
  • Психоэмоциональные риски в профессиональной деятельности врача-стоматолога.
  • Движущая сила профессиональной деятельности сотрудников: внутренняя и внешняя мотивация
  • Барьеры креативности или источники творчества
  • Психологические факторы профессиональной успешности менеджеров крупного промышленного предприятия
  • 3 Кита развития креативности
  • Коучинг для развития креативности
  • Что такое креативность, с чем её есть и как её развивать
  • Детская психология в образовании. Креативность в развитии.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь