|
Методы развития креативности и генерирования идей.Автор статьи: Осипова Мария Дмитриевна
Для эффективной генерации идей, прежде всего, необходимо расслабится, и отвлечься от посторонних мыслей. Помочь себе можно следующими способами: поиграть в ассоциации, попробовать написать или нарисовать что-нибудь левой рукой, придумать несколько необычных способов использования знакомых предметов, и тому подобное. Время разминки примерно 10 минут. Затем приступаем к постановке задачи. Чем точнее будет задача, которую вы перед собой поставите, тем более продуктивным будет процесс её решения. А теперь методы: 1) Метод случайного стимула Первым делом необходимо поставить перед собой задачу (это может быть написание доклада, организация и проведение праздника, разработка проекта и т.д.) Берём с полки любую книгу и выписываем из неё три не связанные между собой слова (можно больше). Теперь в столбик записываем свойства каждого из этих свойств – тоже, чем больше, тем лучше. Можно записывать также и ассоциации. Теперь просматриваем то, что записали, удерживая при этом в голове первоначальную задачу. Необходимо выстроить в голове логическую или ассоциативную связь между решением задачи и свойствами, которые вы записали. Решения могут быть самыми неожиданными. Данная техника может помочь расслабится, перестать концентрироваться на проблеме. 2) Метод агглютинации Агглютинация – объединение в целое различных слов, идей, частей. Ставим перед собой задачу – например создание оригинального подарка на день рождения. Далее записываем на нескольких маленьких листочках бумаги слова, ассоциирующиеся с именинником, и отправляем их на дно шляпы, затем на других листочках записываем несколько вариантов типичных подарков и тоже отправляем их в шляпу, но уже в другую. Теперь берём ещё несколько листочков, записываем на каждом по одному случайному слову, и кладём в третью шляпу. Содержимое всех трёх головных уборов перемешиваем и тянем из каждого по одному листочку. Таким образом, перед нами три случайных слова. Что с ними делать? Фантазируйте: комбинируя качества, свойства предметов и явлений можно придумать несколько вариантов решения поставленной задачи. Подсказка: если решается другая задача на карточках можно написать те слова, которые с ней связанны. На каждой карточке только одно слово. Вместо шляп также можно использовать любой головной убор или непрозрачный сосуд. 3) Метод «перевёртыш» Как всегда ставим перед собой конкретную задачу. В течение следующих десяти минут вспоминаем и записываем все самые классические и ординарные её решения (как это делали раньше, как это делают обычно). Затем каждый такой пункт «переворачиваем» т.е. переписываем с точностью до наоборот, а теперь думаем, как всё это можно применить для решения задачи. Пример утверждения: на новый год принято наряжать ёлку. Перевёртыш: перед днём окончания года недопустимо срубать пальму. Идея: организовать новый год в тропическом стиле. 4) Метод Уолта Диснея Для освоения этого метода вам необходимо будет побывать последовательно в трёх ролях: мечтателя, реалиста и критика. Для роли мечтателя нам понадобится удобное рабочее место, вкусный чай сладости – то, что вы любите. В этой роли за 10 минут надо намечтать идеальное решение задачи. При этом не критикуем себя, и не учитываем ограничивающие факторы, такие как деньги, время и т.п. После того как в голове и на листе бумаги появилась идеальная картинка меняем роль. Убираем все удобства, садимся на жёсткий стул и становимся реалистами. Задача реалиста отбросить все сложно выполнимые детали и составить реальный план решения задачи. Для этого потребуется также не больше 10 минут. Теперь настало время критика. Встаём со стула (чем неудобнее вам будет в этой роли, тем лучше) и начинаем задавать к представленному плану самые точные и самые каверзные вопросы. Тем самым вы делаете его ещё более конкретным и выполнимым. Как и все критик работает максимум 10 минут. Когда вы побывали в каждой из трёх ролей, а ваш план уже точнее некуда можно снова достать сладости и подушки, сесть на мягкое кресло в приятой атмосфере и добавить к вашему плану несколько приятных деталей.
5) Метод «Известных людей» После постановки задачи записываем в столбик буквы в алфавитном порядке. На каждую букву алфавита придумываем по одному известному человеку. Можно использовать имена персонажей фильмов, книг и т.д. Например: А – Амбридж Долорес из эпопеи о Гарри Поттере. Записываем имена напротив буквы. А теперь самое интересное: подумайте, как каждый из этих персонажей решил бы вашу задачу. Это может быть как готовое решение, так и способ действий. Данная техника может существенно расширить ваш взгляд на проблему и способы её решения.
Напоследок хочу напомнить, что все методы генерирования идей имеют больший эффект если используются в группе, например в рабочем или учебном коллективе, но их можно использовать и самостоятельно. Эти способы повышения эффективности мышления успешно можно использовать как взрослым так и подросткам. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|