|
Принятие решения - метод шести шляпАвтор статьи: not
Метод шести шляп — это один из самых действенных приемов по организации мышления, разработанный английским писателем, психологом и специалистом в области творческого мышления Эдвардом де Боно. Предпосылкой появления метода стало убеждение, что человеческое мышление в процессе жизнедеятельности постепенно становится однобоким, приобретает стереотипы. Это обусловлено многими факторами: культурной и социальной средой, религией, образованием, привитыми представлениями о логике, морали. Кроме того, мыслительные процессы связаны ещё и с настроением самого человека, его эмоциями, интуицией. Исходя из всего вышеперечисленного, английский психолог Э. де Боно предложил 6 путей, способных нарушить привычное для мозга состояние мышления и принятия решений. Они основываются на рассмотрении любой проблемы с разных ракурсов. Метод 6 шляп мышления позволяет преодолеть эти сложности путем разделения процесса мышления на шесть разных режимов, каждый из которых представлен в виде метафорической шляпы определенного цвета. Подобное деление делает мышление более сосредоточенным и устойчивым и учит нас оперировать различными аспектами по очереди. Метод шести шляп позволяет развивать гибкость ума, помогает правильно оценить все стороны проблемы и принять решение, преодолеть творческий кризис. Особенно хорошо он подходит для оценки необычных и инновационных идей, когда важно учесть любое мнение и рассмотреть ситуацию под разными плоскостями. Чем же объяснить, почему именно шляпу Эдвард де Боно взял за основу? Когда такой вопрос задают детям, они отвечают: «Она на голове прикрывает мысли». И с этим нельзя не согласиться. Её без труда можно как надеть, так и снять, можно менять одну на другую. Так, по мнению автора ролевой игры, мы можем «дирижировать оркестром мыслей». Человек говорит, для этого он должен думать и выражать чувства правильно, как бы надевая каждый раз разные шляпы. Меняя их, мы придаём мысли необходимое направление. Причём управляем мышлением мы с той же лёгкостью, с какой снимаем и надеваем головной убор.
Белая шляпа. Она отвечает за информацию и факты. Это режим фокусировки внимания на всей информации, которой мы обладаем: факты, цифры. Примеряя этот головной убор, мы сосредотачиваемся на имеющихся в распоряжении данных. Пытаемся понять, какой информации недостаёт, где её найти, как использовать уже известные факты и выводы для решения проблемы. Белая шляпа – это, фактически, ретроспективный метод познания, который используют, чтобы выявить причинно-следственные связи и закономерности в развитии явлений.
Красная шляпа. Это головной убор эмоций и интуиции. Надевая её, мы включаем интуицию и чувства. Что подсказывает вам внутренний голос? Метод Боно позволяет высказываться эмоционально только под красными полями, причём не дольше 30 секунд, сокращая число имеющихся вариантов решения до минимума, разрешая выражать подсказки внутреннего голоса без оправданий, почему именно так кажется. Интуитивные догадки и ощущения на этом этапе очень важны, поскольку позволяют судить об эмоциональном фоне и отношении к проблеме через призму человеческих чувств.
Жёлтая шляпа. Самая позитивная! Помогает определить преимущества и ответить на вопрос: почему можно или стоит это сделать? Солнечная шляпа ищет выигрышные решения и помогает увидеть положительное, настраивает на оптимистический лад, когда всё кажется мрачным и тупиковым. Её надевают для оценки, как проблем, так и поведения человека. Жёлтый аксессуар доказывает, что не всё так плохо, как кажется на первый взгляд. Она является противоположностью чёрной и подразумевает оптимистический, позитивный взгляд на проблему. И даже если решение на первый взгляд не привлекательно, то важно проработать именно эту, оптимистическую сторону и попытаться выявить скрытые положительные ресурсы. Выделяйте сильные стороны и преимущества каждого решения. Особенно это важно, если все варианты кажутся довольно мрачными.
Чёрная шляпа. Полная противоположность жёлтой. Сплошь негатив. Отвечает она за отрицательные стороны, риски и осторожность. Надев чёрную шляпу, придётся критиковать и быть пессимистом, искать негатив и плохие последствия принятых решений, возможные риски и тайные угрозы, существенные и мнимые недостатки. Отвечая на вопрос: «Что неправильно, к чему это может привести?», ищите подводные камни, будьте пессимистом. Старайтесь в каждой идее найти слабые места и обратить на них внимание. Чёрную шляпу нужно использовать в первую очередь тем, кто уже добился успеха и привык мыслить позитивно, которые привыкли одерживать победу и в силу самоуверенности перестали быть осторожными.
Зелёная шляпа отвечает за творчество, поиск необычных идей и неординарных взглядов. Под этой шляпой предлагается найти необычные способы решения задачи. На этом этапе оглашаются даже самые несуразные варианты решений, которые не всем по плечу, появляются выходящие за прежние привычные рамки идеи, чтобы преодолеть сложности, открытые под чёрной шляпой. Не рассматриваются ни какие оценки предложенных ранее решений, только их дальнейшее развитие любыми доступными способами (провокационные подходы альтернативные решения).
Синяя шляпа. Самая главная! Управляющая.Эта шляпа особенная из всех шести, она не связана непосредственно с выработкой решения. Под синими полями управляют всем процессом мышления, составляется программа, определяется, какие задачи будут решены, какие шляпы для этого станут применяться, когда поставить точку и куда идти дальше. Использование синей шляпы перед примеркой всех остальных – это определения того, что предстоит сделать, то есть формулирование целей, а в конце подведение итогов. Надевают её тогда, когда ситуация при обсуждении загоняется в угол, чтобы выстроить порядок дальнейших действий. Под синей шляпой делают окончательные выводы.
Все шляпы Эдварда де Боно не обязательно используются только в данной последовательности. Их можно надевать не единожды, возвращаясь снова и снова, пока не будет получен желаемый результат, тем самым меняя мыслительный процесс с одного на другой. Их можно использовать не все сразу, а по отдельности, только нужные в данной конкретной ситуации. Однако сам автор методики уверен, что красочной картинка получается лишь тогда, когда используется вся гамма цветов, то есть все головные уборы были надеты.
Метод 6 шляп признает значимость и уделяет внимание всем аспектам работы над принятием решения – фактом, эмоциям, генерации новых идей. А так же позволяет взвесить все за и против, при принятии решений. Используя метод Э. де Боно мы получаем возможность рассмотреть мнения о вещах, которые прежде мы не воспринимали всерьез. Это увеличивает шанс найти верное и подходящее ситуации решение.
По глубокому убеждению Эдварда де Боно, которое он подробно описал в своей книге, шесть шляп мышления призваны служить условно-рефлекторнымии сигналами, способными повлиять на баланс химических элементов (нейромедиаторов) в составе головного мозга. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|