|
Причины школьного буллинга (травли) и решения данной проблемыАвтор статьи: Марина Розина
Причины школьного буллинга (травли), его последствия для личности ребёнка, возможные способы профилактики и решения данной проблемы. Булли (заимствование английского понятия без перевода), обидчик, преследователь, агрессор). Буллинг (травля) или кибербуллинг (травля в виртуальном пространстве с помощью современных технологий) определяется как систематическое, целенаправленное, агрессивное поведение при условии неравенства сил или власти участников. Систематическое преследование одних людей другими выполняет функцию социального упорядочения статусов и имеет множество негативных последствий таких как: нарушение субъективной безопасности, подталкивание к насилию, признание признака превосходства как основной ценности во взаимоотношениях, равнодушная позиция свидетелей и др. В мировом сообществе эта тема хорошо изучена и обсуждается в рамках психологии образования и считается одной из важнейших – проводятся научные исследования, тематические конференции, разрабатываются программы по прекращению и предотвращению. В России проблема школьной травли только начинает приобретать статус предмета обсуждения и исследования. В наших СМИ неоднократно обсуждались ситуации школьного насилия, причем в некоторых случаях жертвы побоев были госпитализированы, а в отношении нападавших одноклассников были заведены уголовные дела. Периодически происходят случаи суицида самих жертв насилия из-за равнодушия окружающих, вовремя не принятых организационных мер. В странах с лояльным законодательством в вопросах наличия и использования оружия происходят массовые убийства в стенах школ. Последствия буллинга психологические, а в дальнейшем, и социальные не заставят себя долго ждать. Если обратится к исследованиям психических расстройств, то можно обратить внимание на то, что риск возникновения психических расстройств во взрослом возрасте очень существенно повышен у лиц, переживших в детстве сексуальное, физическое и/или эмоциональное насилие, неадекватное физическое и эмоциональное обращение, потерю родителей, заброшенность. Отмечен также повышенный риск симптомов психоза у 12-летних детей, ранее подвергавшихся травле сверстниками или жестокому обращению со стороны взрослых. Опыт, сходный с перенесенным в детстве травматическим переживанием, может стать причиной виктимного поведения, в дальнейшем определить предрасположенность личности к тому, чтобы стать постоянной жертвой, может стать толчком для развития психотического расстройства уже во взрослом возрасте, и как результат – социальная неустроенность, нестабильность, неудовлетворённость жизнью. Причины школьной травли могут быть различные – социальные, психологические, педагогические, а также их совокупность. Мы упускаем социальные и психологические личностные факторы, влияющие на возникновение и развитие буллинга, так как это отдельная тема для разговора, и она касается непосредственно близких людей из зоны ближайшего развития ребёнка. В данной беседе мы поговорим об особенностях взаимоотношений в школе учителей, учеников и их родителей при возникновении данной проблемы. И ответим на вечный вопрос: Что делать? В руководстве для школьных учителей буллинг определяется как целенаправленное, осознанное желание нанести вред, угрожать кому-то или вызывать у кого-то страх физическими, вербальными или эмоциональными способами, включая физические травмы, угрозы, унижение, дразнение и обзывание, которые могут быть как отдельным эпизодом, так и повторяться систематически. По опросам ученики и учителя значимо чаще расценивают проявления травли как словесные угрозы, битье, обзывание, угрозы, повреждение вещей (т.е. прямую травлю) по сравнению со слухами, сплетнями и социальным исключением (проявлениями косвенной травли). Несмотря на негативные последствия буллинга, как для непосредственных участников (жертвы и преследователя), так и для его свидетелей, основной стратегией реагирования на эту ситуацию является избегание и замалчивание. Долгое время многие учителя считали, что буллинг позволяет детям научиться уверенности и решительности, они склонны поддерживать ребенка в умении защитить себя, давать ему советы и вовлекать в ситуацию родителей. Учителя активно участвуют в увеличении дистанции между жертвой и преследователем, в поиске новых соседей по парте и партнёров по игре для ребёнка, подвергшегося преследованию, и никак не рассматривают решение данной проблемы в правовом поле. Многое в решении данной проблемы зависит от самой организационной системы и психологической обстановки в каждой конкретной школе. Если сами участники процесса школьного обучения позволяют себе не гуманное отношение друг к другу, то невозможно добиться противоположной реакции на конфликтные ситуации самих учеников. Для решения этой проблемы специалистам школы необходимо укрепить психологический микроклимат в отношениях между самими педагогами, педагогами – учениками и их родителями. Ваше право, а в первую очередь – обязанность по закону, заботится не только о физическом, но и о психологическом здоровье ребёнка. Настаивайте на том, что решение психологических проблем в классе является обязанностью специалистов школы, необходимо установить социальные связи со специалистами школы – заместителями директоров школы по воспитательной работе, педагогами, социальными педагогами, психологами, возможно, попробовать вместе с ними поменять воспитательные подходы. Если в стенах вашей школы к вам «глухи», то можете обратиться за помощью в решении данной проблемы в местный департамент образования, также можно поговорить с родителями конфликтного ученика. Если никакие обозначенные методы не помогают – ни в коем случае не пробуйте решать данную проблему самостоятельно. Не пытайтесь читать морали и нравоучения либо своему ребёнку (жертве) либо чужому ребёнку (преследователю). В данной ситуации ваш ребёнок только ещё больше от вас отдалится, понимая собственную несостоятельность, а чужого ребёнка вы не вправе воспитывать – это прерогатива его родителей. В сложившейся ситуации нужно обращаться с личным заявлением в Комиссию по делам несовершеннолетних. Там рассмотрят ваши аргументы и примут необходимые соответствующие меры. Ни в коем случае не пускайте ситуацию «на самотёк». Вся ответственность за последствия не принятых вами мер ляжет исключительно только на вас!
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|