Причины школьного буллинга (травли) и решения данной проблемы

Автор статьи: Марина Розина

Причины школьного буллинга (травли), его последствия для личности ребёнка, возможные способы профилактики и решения данной проблемы. Булли (заимствование английского понятия без перевода), обидчик, преследователь, агрессор). Буллинг (травля) или кибербуллинг (травля в виртуальном пространстве с помощью современных технологий) определяется как систематическое, целенаправленное, агрессивное поведение при условии неравенства сил или власти уча­стников. Систематическое преследование одних людей другими выполняет функцию социального упорядочения статусов и имеет множество негативных последствий таких как: нарушение субъективной безопасности, подталкивание к насилию, признание признака превосходства как основной ценности во взаимоотношениях, равнодушная позиция свидетелей и др. В мировом сообществе эта тема хорошо изучена и обсуждается в рамках психологии образования и считается одной из важнейших – проводятся научные исследования, тематические конференции, разрабатываются программы по прекра­щению и предотвращению. В России проблема школьной травли только начинает приобретать статус пред­мета обсуждения и исследования. В наших СМИ неоднократно об­суждались ситуации школьного насилия, причем в некоторых случаях жертвы побоев были госпитализированы, а в отноше­нии нападавших одноклассников были заведе­ны уголовные дела. Периодически происходят случаи суицида самих жертв насилия из-за равнодушия окружающих, вовремя не принятых организационных мер. В странах с лояльным законодательством в вопросах наличия и использования оружия происходят массовые убийства в стенах школ.

Последствия буллинга психологические, а в дальнейшем, и социальные не заставят себя долго ждать. Если обратится к исследованиям психических расстройств, то можно обратить внимание на то, что риск возникновения психических расстройств во взрослом возрасте очень существенно повышен у лиц, переживших в детстве сексуальное, физическое и/или эмоциональное насилие, неадекватное физическое и эмоциональное обращение, потерю родителей, заброшенность. Отмечен также повышенный риск симптомов психоза у 12-летних детей, ранее подвергавшихся травле сверстниками или жестокому обращению со стороны взрослых. Опыт, сходный с перенесенным в детстве травматическим переживанием, может стать причиной виктимного поведения, в дальнейшем определить предрасположенность личности к тому, чтобы стать постоянной жертвой, может стать толчком для развития психотического расстройства уже во взрослом возрасте, и как результат – социальная неустроенность, нестабильность, неудовлетворённость жизнью.

Причины школьной травли могут быть различные – социальные, психологические, педагогические, а также их совокупность. Мы упускаем социальные и психологические личностные факторы, влияющие на возникновение и развитие буллинга, так как это отдельная тема для разговора, и она касается непосредственно близких людей из зоны ближайшего развития ребёнка. В данной беседе мы поговорим об особенностях взаимоотношений в школе учителей, учеников и их родителей при возникновении данной проблемы. И ответим на вечный вопрос: Что делать?

В руководстве для школь­ных учителей буллинг определяется как целенаправленное, осознанное желание нанести вред, угрожать кому-то или вы­зывать у кого-то страх физическими, вербальными или эмоциональными спо­собами, включая физические травмы, уг­розы, унижение, дразнение и обзывание, которые могут быть как отдельным эпи­зодом, так и повторяться систематичес­ки. По опросам ученики и учителя значимо чаще рас­ценивают проявления травли как словесные угрозы, битье, обзывание, угрозы, повреждение вещей (т.е. прямую травлю) по сравнению со слухами, сплетнями и социальным ис­ключением (проявлениями косвенной травли). Несмотря на негативные последствия буллинга, как для непосредственных участников (жертвы и преследова­теля), так и для его свидетелей, основной стратегией реагирования на эту ситуацию является избегание и замалчивание. Долгое время многие учителя считали, что буллинг позво­ляет детям научиться уверенности и ре­шительности, они склонны поддерживать ре­бенка в умении защитить себя, давать ему советы и вовлекать в ситуацию родите­лей. Учителя активно участвуют в увеличении дистанции между жертвой и преследова­телем, в поиске новых соседей по парте и партнёров по игре для ребёнка, подверг­шегося преследованию, и никак не рассматривают решение данной проблемы в правовом поле. Многое в решении данной проблемы зависит от самой организационной системы и психологической обстановки в каждой конкретной школе. Если сами участники процесса школьного обучения позволяют себе не гуманное отношение друг к другу, то невозможно добиться противоположной реакции на конфликтные ситуации самих учеников. Для решения этой проблемы специалистам школы необходимо укрепить психологический микроклимат в отношениях между самими педагогами, педагогами – учениками и их родителями. Ваше право, а в первую очередь – обязанность по закону, заботится не только о физическом, но и о психологическом здоровье ребёнка. Настаивайте на том, что решение психологических проблем в классе является обязанностью специалистов школы, необходимо установить социальные связи со специалистами школы – заместителями директоров школы по воспитательной работе, педагогами, социальными педагогами, психологами, возможно, попробовать вместе с ними поменять воспитательные подходы. Если в стенах вашей школы к вам «глухи», то можете обратиться за помощью в решении данной проблемы в местный департамент образования, также можно поговорить с родителями конфликтного ученика. Если никакие обозначенные методы не помогают – ни в коем случае не пробуйте решать данную проблему самостоятельно. Не пытайтесь читать морали и нравоучения либо своему ребёнку (жертве) либо чужому ребёнку (преследователю). В данной ситуации ваш ребёнок только ещё больше от вас отдалится, понимая собственную несостоятельность, а чужого ребёнка вы не вправе воспитывать – это прерогатива его родителей. В сложившейся ситуации нужно обращаться с личным заявлением в Комиссию по делам несовершеннолетних. Там рассмотрят ваши аргументы и примут необходимые соответствующие меры. Ни в коем случае не пускайте ситуацию «на самотёк». Вся ответственность за последствия не принятых вами мер ляжет исключительно только на вас!

Причины школьного буллинга травли и решения данной проблемы

 



Просмотров: 686
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Этика в школе: профилактика школьного насилия, буллинга, сексуальное воспитание
  • Причины бесплодия! Сможет ли психолог помочь в данной проблеме?
  • Последствия травли в школе
  • Если ребенок стал объектом травли в школе: что нужно и чего нельзя делать взрослым
  • Как не стать жертвой офисной травли
  • Актуальность проблемы суицида среди несовершеннолетних детей. Путь решения проблемы.
  • Защитить ребенка от травли – дело рук его родителей или нет?
  • Вагинизм. Когда причины могут быть совсем необычными. Решение проблемы
  • Мой комментарий: Как защитить ребенка от травли в школе
  • Аноргазмия. Причины, симптомы, ситуации. Поговорим о сексе. Сексуальные женские проблемы
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Как решить семейные проблемы? Быть разводу или нет? Что делать, если муж - игрок? Сексуальные проблемы
  • Семейные сексуальные проблемы. Простить всех и родить ребёнка. Решение проблем на этом пути
  • Можно ли с помощью психотерапии решить все психологические проблемы и больше к ним не возвращаться?
  • Как буллинг может стать прививкой выживания в любой ситуации?
  • Если бы школы были другие
  • Женские сексуальные проблемы. Что может мешать получать удовольствие в сексе. Решение проблемы
  • Этапы развития ребёнка и какие последствия это имеет во взрослой жизни
  • Психология Буллинга. Как понять что ребенок подвергается насилию в школе, группе?
  • Неделя до школы: спокойствие, только спокойствие. Для родителей будущих первоклассников
  • У меня лишний вес, что делать? Психологические причины проблемы.
  • Не хочу в детский сад! Проблемы- причины- решения
  • Психологические проблемы школьной неуспеваемости
  • У нашего ребёнка проблемы. Что делать?
  • «Сколько сеансов необходимо, для решения моей проблемы?»
  • Психологические проблемы родителей, воспитывающих умственно отсталых детей, и их преодоление
  • Женщина после брака. Проблемы, причины, решения.
  • Методические рекомендации для учителей и воспитателей начальной школы по устранению упущений развития.
  • Приемный ребенок в школе: отношение учителя и одноклассников, страхи родителей
  • Решение проблемы детского поведения разведённых родителей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь