Мой комментарий: Как защитить ребенка от травли в школе

Автор статьи: Ольга Ткачук

Мой комментарий Как защитить ребенка от травли в школе

Буллинг – очень модное ныне слово. Им часто называют любой конфликт, происходящий в детском коллективе, когда кто-то кого-то оскорбил, обозвал, ударил. Но не любая ссора является буллингом.

Да, буллинг начинается с отдельных эпизодов психологического или физического насилия. Но примут ли эти единичные или даже повторяющиеся случаи характер постоянный, длительный и систематический (а именно это и отличает буллинг от конфликта), зависит от того, как долго жертва будет терпеть и скрывать свои переживания и как на это отреагирует окружение.

Признаками буллинга являются неравенство сил участников, агрессия, умышленный характер со стороны зачинщиков и острая эмоциональная реакция жертвы (человек страдает от происходящего).

В своей работе школьного психолога я сталкивалась с отдельными эпизодами нападения на личность ребенка, но эта тема купировалась в самом начале, подхватывалась родителями и/или классными руководителями, администрацией, психологом, и до буллинга не доходило. Здесь важно, чтобы в самой школе во главе угла стояло четкое правило: у нас насилие и травля недопустимы и пресекаются сразу. Это правило должны разделять все взрослые – от директора до учителей.

Есть такой метод «Правила школы», практикуемый Европе. Когда родители приводят в школу своего ребенка (в первый класс или в девятый), они получают красочно оформленный лист с текстом, который вместе с ними следует внимательно прочитать. На листе крупными буквами (с картинками) представлены основные правила этой школы, касающиеся базовых вещей - школьной формы, мобильных телефонов, жевательной резинки и в том числе буллинга. Позиция заявляется четко: буллинг недопустим. Санкции – такие-то. Внизу – место для подписи родителей.

Кого чаще всего обижают? Чаще в образе жертвы представляется чувствительный, эмоциональный, ранимый, физически слабый ребенок (за счет таких детей агрессоры часто любят испытывать свою власть) или ребенок, по каким-то параметрам не вписывающийся в группу («заучки», «неряхи», «выскочки» и т.п. ). Но на самом деле «козлом отпущения» может стать каждый. Потому что травля – это не проблема личности, а проблема группы. Один и тот же ребенок может быть изгоем в одной группе и принятым в другой.

Самый сложный период - предподростковый возраст и подростковый (5-11 класс, 10-17 лет), когда общение становится главным в жизни ребенка. Детям надо быть в «стае», надо ощущать принадлежность. Однако отношения травли могут встречаться и в более раннем возрасте – 8-9 лет. 

Возникновение травли в начальных классах в бОльшей степени зависит от позиции учителя, чем в подростковом возрасте, когда авторитет педагога уже не так велик. Если есть авторитетный взрослый, который насилия не приемлет, его не будет.

Объяснений, почему возникает травля, много. Здесь и потребность возраста, и давление закрытой системы (школа), и групповая иерархия (альфы-омеги), и личные особенности детей (например, пережитый опыт насилия). Но важна именно реакция педагога на обращения родителей и детей по поводу случаев насилия.

По наблюдениям психологов, буллинг чаще всего встречается у мальчиков, но у девочек буллинг принимает более жестокие, изощренные формы.

Что важно делать учителю? Важно, чтобы в коллективе дети были чем-то заняты, у них была общая цель, общие интересы (например, участие в общешкольных конкурсах, мероприятиях, поездки и т.п. – главное, чтобы они были не формальные, а действительно интересные для детей). Если нет позитивной цели или объекта для сплочения, а сплотиться важно, то будут искаться любые поводы, в том числе негативные. Если мы не можем сплотиться ради чего-то, то можем сплотиться против кого-то.

Учителя и классные руководители должны быть внимательны к детям, замечать признаки травли (постоянно разбросанные по классу школьные принадлежности одного ученика, негативные реакции учеников на одноклассников, отчужденное поведение). Основной рецепт – неравнодушие. Хотя заметить травлю можно не всегда.

Хорошо выработать вместе с учениками правила класса, где прописывается в том числе и порицание травли.

Иногда педагоги неосознанно могут провоцировать травлю. Например, на уроке физкультуры устроить эстафету и первым начать высмеивать самого физически слабого ученика – дети тут подхватывают эту «идею» и развивают ее до травли.

Очень хорошо говорит об этом Людмила Петрановская: "Мы должны понимать, что дети не выбирали быть именно в этом классе, их распределили на группы взрослые для своего удобства. Значит, именно взрослые отвечают за обстановку в этих группах и за то, чтобы в них всем детям было безопасно и спокойно".

Что могут сделать родители? Родительская задача — подготовить ребенка к встрече с разными людьми, в том числе не с самыми приятными, обучить его навыкам общения, эмпатии. Быть поддержкой ребенку, прививать ребенку самоценность, уважать его границы, учить говорить «нет». Тема границ вообще для меня ключевая. Ребенок, не видящий свою ценность и не умеющий отстаивать свои границы, – это потенциальная жертва. А ребенок, не видящий границ других людей и не уважающий их, – это потенциальный зачинщик травли. Эти вещи идут в первую очередь из семьи.

Идеальный вариант – когда и родители, и учителя разными способами доносят до ребенка, что все люди разные и имеют право на то, чтобы отличаться от друг от друга.

Если проблема уже существует? Людмила Петрановская писала: "Здесь самое главное – признать, что проблема существует, вынуть голову из песка, не замалчивать, не ждать и включать в работу всех – жертву, преследователей, свидетелей (то есть весь класс), родителей, учителей, администрацию. Назвать травлю – травлей, насилие – насилием".

Самое сложное здесь – именно предать проблему огласке, потому что эту тему часто пытаются замять, замалчивают. Для некоторых учителей это равносильно признанию в своей некомпетентности, несостоятельности – это стыдно. А для школы – пятно на их репутации. Есть и другая крайность – считать, что «дети сами разберутся», не вмешиваться. Иногда вмешательство педагога бывает даже хуже невмешательства – жертве пытаются донести идею, мол, сама виновата,  или что это какой-то «не такой» ребенок.

Здесь обычно первыми бьют тревогу родители. Они начинают разговор с классным руководителем. И уже на этом уровне, если все признают проблему, можно справиться «малой кровью», проводя классные часы и занятия с привлечением школьного психолога. Иногда приходится подключать администрацию – завуча, директора, чтобы они со своей авторитетной позиции разговаривали с участниками конфликта.  

Если факты очевидны, а ни педагоги, ни руководство школы не хотят предпринимать ничего и игнорируют проблему, мой совет – уходить из этой школы подальше без сожаления.

Печалит тот факт, что часто именно родители просвещают педагогов и администрацию о том, что им надо делать, чтобы искоренить травлю в классе. 

Как вести себя ребенку, которого травят? Самый «лайтовый» вариант – пассивно игнорировать – пропускать и проходить мимо. Если это не работает, важно научить ребенка конкретной фразе, которую он будет говорить каждый раз в ответ на оскорбление: один и тот же набор слов, нейтральный, скучный, не нагруженный дополнительными эмоциями, не дающий приятного подкрепления провокационным действиям обидчиков.

Например: «Я вас услышал». То есть не подпитывать своими эмоциями тех, кто этого ожидает – тогда не за что будет зацепиться.

Если есть угрозы («я ударю тебя» или «отдавай мне свои деньги»), ребенок уверенно говорит обидчику: «В таком случае я расскажу об этом учителю/директору».

Если это все-таки происходит, ребенок обязательно, не откладывая, рассказывает про происшествие взрослому. Это необходимо делать каждый раз!  

Как вести себя ребенку, на глазах которого кого-то постоянно обижают? Это зависит от ресурсов, сил этого ребенка. Самый рискованный и смелый путь - встать на защиту, сказать, что это неприемлемо. Нет такого ресурса – рассказать взрослому о происходящем (своему родителю, учителю, психологу).

Почему дети часто боятся рассказывать об этом взрослым? Здесь несколько причин. Это может быть и несформированное или нарушенное доверие между родителями и ребенком, и нежелание ребенка «травмировать» родителей своими проблемами, и собственные негативные переживания, которые просто парализуют (страх, стыд, вина).

Еще в нашем социуме есть такой миф, что просить о помощи – это слабость. Ты со всем должен справиться сам, просить помощи – унижение.

Нередко сами дети, которых травили, разделяют это правило. «Мама, не лезь, сам справлюсь», «надо мной будут смеяться, если я кому-то пожалуюсь».

А возможно, у них уже был негативный опыт, когда они доверились, а взрослые «все испортили» - например, обесценили, не учли переживания подростка или отмахнулись.

Доверие – очень хрупкая вещь. И важно, чтобы в ближайшем окружении ребенка был хотя бы один взрослый, которому он доверяет.

Комментарий опубликован в статье https://rebenok.by/articles/stature/psycho/26316-travlya-v-shkole.html?fbclid=IwAR24scRvOcAeNmEgiSG_9XaNk-ofWQQAW2XNkbW5mu985_3Tg0EbnWdX_jo



Просмотров: 535
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Если ребенок стал объектом травли в школе: что нужно и чего нельзя делать взрослым
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Родители, для меня это важно!Советы глазами ребенка.
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Кто такой маменькин сынок и что делать, если Вы осознали, что Вы – это он?
  • Хотеть, чтобы что-то случилось в нашей жизни и быть готовым это принять - очень разные вещи!
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Если в ваших отношений есть все это, тогда вам действительно очень повезло
  • Знакомство ребенка с эмоциями, как и главное, почему это важно?
  • Проблема ребенка это моя проблема или все же ребенка?
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • Что делать, чтобы ребенок читал книги? Самый банальный ответ для родителей.
  • Защитить ребенка от травли – дело рук его родителей или нет?
  • дети - это инопланетяне... или как мне понять своего ребенка
  • Психологическое отделение ребенка от родителей: как это сделать и когда уже пора?
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Что это за звери: «социальная дезадаптация», «девиантное поведение» и почему это важно знать?
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • «Почему это происходит именно со мной…?» хоть раз в своей жизни спрашивал каждый из нас.
  • "Где в теле Вы чувствуете это?" Что делать, если ощущений нет?
  • Иногда, если с вами плохо поступают - это не ваша вина. Иногда, это просто не ваш человек.
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь