Этапы развития ребёнка и какие последствия это имеет во взрослой жизни

🚼 Период с момента зачатия ребёнка до 1-го года жизни связан с внутренними импульсами, жизненно важными потребностями и, в особенности, с их телесным проявлением. Ребёнок функционирует на уровне инстинктов и аффектов.
Базовый вопрос, на который отвечает ребёнок в этом периоде - ЕСТЬ ЛИ Я?

Если было безопасное слияние, а именно - стабильная предсказуемая обстановка, мама была рядом, удовлетворяла потребности в питании, обеспечивала терморегуляцию, тактильный контакт - ребёнок отвечает «Я ЕСТЬ».
Однако, если матери нет рядом в течение длительного времени, она не чувствительна к потребностям ребёнка, отстраненная или агрессивная, он испытывает сильнейшую депривацию, к которой психически ещё не готов. Подобный опыт создаёт нарушение переживания ребенком стабильности и целостности жизни, поскольку он с мамой как единое целое.

Начиная с этого момента, примитивные защиты (изоляция, диссоциации, расщепления, отрицание) организуются таким образом, чтобы предотвратить повторение переживания невероятной тревоги или возвращения острого состояния спутанности, обусловленного разрывом слияния.
Грубо говоря ребёнок переживает состояние безумия - распад всего того, что составляет личную целостность существования. Такой опыт переживается как смертельно опасный - угроза жизни . Нарушается базовая потребность в безопасности. «Восстановившись» после депривации, ребенок лишается связи с тем, что обеспечивало непрерывность личного начала, чтобы больше не было риска пережить подобное. Все его ресурсы уходят на «удержание-цепляние» объекта слияния, чтобы обеспечить себе ощущения безопасности.
Травматизация на данном этапе развития во взрослом возрасте проявляется отсутствием чувствительности к своих чувствам и потребностям. Человек подвержен аффективным состояниям и даже боится собственных ощущений, эмоций. Сам по себе он не может существовать. Ему нужно что-то или кто-то, чтобы слиться и почувствовать - я есть. Через такой «объект» у человека появляются потребности, желания, чувства. Так развиваются разного рода зависимости - эмоциональные и физические (отношения, вещества, работа и т.д.). Потеря «отношений» с объектом вызывает смертельный ужас, поскольку способности связываться с миром, находить поддержку, опираться у такого человека нет. Любые отношения кроме слияния вызывают недоверия. 
Крайние последствия подобной травматизации проявляются в виде психических расстройств.
Базовая неудовлетворенная потребность у таких людей это потребность в безопасности. Развитие личности прекращается, поскольку все ресурсы и фокус лишь на одной потребности, которая всегда сильнее всех других.

👨‍👩‍👧 Дальше ребёнок начинается отделяться и самоопределяться. Начинается психологическое рождение. Он осознает, что мама является не всем миром, а помогла ему родиться.
На данном этапа ребёнок начинает отвечать себе на вопрос «КАКОЙ Я?».
Происходит это примерно в период 4-5 лет.
Ребёнок строит внутри себя картину мира и образ себя в этой реальности.
Осваивает отталкивание, отдаление, путешествие в мир и обратно к маме.
На данном этапе функция мамы заключается в том, чтобы оставаться на месте, ждать пока ребёнок вернётся и пожалеть, утешить его при «неудачах», встретить в его чувствах.

Поскольку психика ребёнка ещё слабо развита, чтобы воспринимать мир и ориентироваться в нём, появляется первичное расщепление на добро-зло. Ребёнок осваивает концепции
🔸 ИЛИ-ИЛИ, то есть в реальности может существовать только одно чувство, одна потребность, одно мнение и т.д.,
🔸 ВСЕГДА-НИКОГДА, если что-то случилось, то так будет теперь всегда, если чего-то не случилось, то оно уже никогда не случится.
🔸 с 3 лет БОЛЬШЕ - МЕНЬШЕ. А потом категории относительности - ничто не бывает абсолютно хорошим или абсолютно плохим.

Подобные концепции (особенно первых две) вызывают сильные чувства у ребёнка, захватывающего его целиком и с которыми он сам ещё не может справится. Поэтому, одной из самых важных функций родителей становится - контейнирование/выдерживание эмоции ребёнка. Таким способом родитель помогает ребёнку создавать границы его чувств, дает опыт, который условно сообщает «Я чувствую это, а не становлюсь целиком этим чувством», а значит «я могу чувствовать подобное и не разрушусь, и мир вокруг меня тоже не разрушиться». Формируется переход от аффективных состояний до переживания чувств, появляется опыт самоуспокоения.

В 5 лет завершается формирование образа себя.
В начале этой стадии ребёнку не на что опираться, поскольку он ничего о себе не знает. Ему важно получать адекватное отражение от других.

Он не воспринимают людей людьми - это объекты удовлетворения его потребностей. Для 3х лет характерно мышление, что он самый прекрасный, удивительный, лучший, весь мир крутиться вокруг него. По сути в этом возрасте дети ещё никто и раздувают свою значимость, достоинство до инфантильной грандиозности. То есть в этом мире всё зависит от него, из-за него и всё на него влияет.
Процесс присвоения собственной ценности происходит через идеализацию родителей, чтобы в итоге их «съесть». Если такой замечательный человек, говорит что я замечательный, то я тоже замечательный.
Наделяя сверхценностью родителя, ребёнок автоматически чувствует себя ценным.
Родитель своими границами и отражением останавливают это раздувание.
К 5 годам ребёнок понимает, что у других людей есть тоже границы и они важны как и его.
Если родитель позитивно отражает ребёнка, доступен к диалогу, учитывает потребности, чувства и проявления ребёнка, показывает как можно переживать несовпадения потребностей, фрустрацию и сложные, неприятные чувства, то в картине мира вместо ИЛИ-ИЛИ появляется восприятие И-И. Так же важно, признание родителем собственного несовершенства, недостатков, ограничений и ошибок.
Ребёнок через разочарование в родителях, что оказывается они не всемогущественные идеальные боги принимает горькую правду о неидеальности. Перестаёт наполнять себя прекрасностями, и способен увидеть реальность полную недостатками. У него появляется понимание «Я достаточно хороший, даже если...».
Так ребёнком осваивает противоречивость, способность сомневаться. Формируется образ достаточно хорошего себя. Дальше использование сравнения происходит не для определения плохой-хороший, а для выбора «что мне подходит, а что нет».
У него появляется ощущения своего реального размера и понимание на что он может влиять, а на что нет.

Но если родитель «расщепляет» ребёнка на хорошего и плохого, транслируя, что часть его проявлений поддерживается, а другие являются неугодными и отвергаются, возлагает ответственность на него за свои чувства через искаженное послание «мне не нравится» в форме «ты плохой», вызывает чувство вины за собственное состояние, «воспитывает» через страх и стыд, игнорирование и разрыв контакта, то ребёнок не может сформировать целостный образ себя и принять противоречивость реальности. Сохранить связь для него на этом этапе важнее, чем сохранить собственную ценность.

Травматизация на этом этапе проявляется у взрослого «черно-белым» мышлением - через категории плохо/хорошо, правильно/неправильно, невозможностью одновременно удерживать в картинке мира противоречивые чувства и явления, сложность в переживание неприятных чувств, сверхчувствительность к критике, фрагментарное представление о себе и о реальности, то есть я не могу быть одновременно и плохим и хорошим.
Из-за отсутствия достаточной поддержки в стабилизации ощущения себя достаточно достойным, хорошим, разным, у человека основным способом восприятия мира и себя является оценивание.
Это происходит через идеализацию других людей и потребность получить от них позитивную оценку или вступить в отношения.
Так появляется зависимость от чужого мнения и одобрения другими людьми. Кроме того, остаётся внутренне убеждение - всё зависит от меня и должно быть хорошо.
Люди с незавершенной нарциссической стадией свою зону любопытств сосредоточивают на том, как мир отражает их.

🙇🏻‍♀Следующий этап приходится на период 5-9 лет.
Сейчас ребёнку нужно ответить на вопрос «КТО Я?».
Ему становятся интересны ролевые и сюжетные игры.
Завершив сепарацию, дети начинают индивидуироваться.
В 5 лет развиваются навыки критичности, сомнения, возможности формировать на основание фактов свои убеждения.
На этом этапе родители могут представить ребёнку как можно больше безоценочных фактов о мире, как он устроен и что в нем может быть.
С 7 лет развивает социальные навыки - сотрудничества, конкуренции, конфликтов, иерархии.
Ребенок осваивает навыки самопождержки, самовыбора, опираясь на опыт полученный ранее от родителей.

Поскольку он социализируется и начинает делать что-то отдельно от семьи, у него появляются собственные достижения, очень важным является признание ценности его успехов и того, что делает ребёнок 
Если он был достаточно принят и поддержан в своих проявлениях и чувствах, то в случае сложностей у него есть опыт «быть на своей стороне».
В случае отсутствия безусловного принятия, человек уже во взрослой жизни будет заниматься скорее самообвинением и самоуничижением. У него нет навыка самоуспокоения, управления своими чувствами и возможности контактировать с другим в сложных переживаниях.
Если человек сосредоточен на вопросе кто я, то он переживает свою ценность как нестабильную.

Он все время будет стыдить и винить себя, чтобы стать лучше. При этом обесценивая себя, свои достижения и позитивные отклики о себе. Такое же отношения у него будет и к другим людям - через зависть, обесценивание и стыжение других.

 

 



Просмотров: 632
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими. Ваш ребёнок всегда лучше!
  • Каким вырастет мой ребёнок? Что нельзя делать и что нужно, чтобы ребёнок стал счастливым человеком
  • Ребёнок малоежка или у него расстройство избирательного питания? Часть 1.
  • Ребёнок малоежка или у него расстройство избирательного питания? Часть 2.
  • Тело оно не только чтобы в него есть
  • Не смотрите на себя через призму мужчин. Десять ошибок женщин - для того, чтобы испортить себе жизнь
  • Болезненный период в жизни – уберечь или позволить пройти через него?
  • Чтобы быть с другим, нужно все делать для него
  • Надо заставить ребёнка учиться! Пусть ребёнок лучше умрёт, чем тройки будет в школе получать!
  • Как не набрать лишний вес, или избавиться от него, если он уже есть?
  • Если любимый эгоист и для него отстоять свою позицию важнее, чем быть с вами
  • Если просим прощения через чувства, то мы каемся, если через вещи – откупаемся
  • Шизофрения Излечима, или Ребёнок, Который Должен Сам для Себя Стать Мамой
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Опыт дискриминации. Что мы выносим из него и что он может дать?
  • Нужно ли ломать себя, чтобы получить новый опыт для изменений в жизни?
  • Понять себя, чтобы сохранить любовь и семью после рождения ребёнка
  • Что будет, если не развить у ребёнка эстетические потребности?
  • Что делать, если ребёнок не говорит в три года
  • Что делать, если ребёнок ревнует к другим детям?
  • Путь к себе к настоящему через принятие себя и других
  • Если ваш ребёнок испытывает страх
  • Когда я не могу без него жить! Как вернуть себя, и свою удачу, как разлюбить? Психогенетический аспект
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Ребёнок отказывается есть. Нужно ли заставлять его есть?
  • Мы принимаем решения быть с этим человеком, а потом находим причину, чтобы уйти от него.
  • Что делать, если ребёнок слушается только одного родителя
  • «Она как ребёнок!» Что происходит с человеком, когда родитель вдруг становится беспомощным
  • Что будет если не критиковать себя и других



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь