🚼 Период с момента зачатия ребёнка до 1-го года жизни связан с внутренними импульсами, жизненно важными потребностями и, в особенности, с их телесным проявлением. Ребёнок функционирует на уровне инстинктов и аффектов.
Базовый вопрос, на который отвечает ребёнок в этом периоде - ЕСТЬ ЛИ Я?
Если было безопасное слияние, а именно - стабильная предсказуемая обстановка, мама была рядом, удовлетворяла потребности в питании, обеспечивала терморегуляцию, тактильный контакт - ребёнок отвечает «Я ЕСТЬ».
Однако, если матери нет рядом в течение длительного времени, она не чувствительна к потребностям ребёнка, отстраненная или агрессивная, он испытывает сильнейшую депривацию, к которой психически ещё не готов. Подобный опыт создаёт нарушение переживания ребенком стабильности и целостности жизни, поскольку он с мамой как единое целое.
Начиная с этого момента, примитивные защиты (изоляция, диссоциации, расщепления, отрицание) организуются таким образом, чтобы предотвратить повторение переживания невероятной тревоги или возвращения острого состояния спутанности, обусловленного разрывом слияния.
Грубо говоря ребёнок переживает состояние безумия - распад всего того, что составляет личную целостность существования. Такой опыт переживается как смертельно опасный - угроза жизни . Нарушается базовая потребность в безопасности. «Восстановившись» после депривации, ребенок лишается связи с тем, что обеспечивало непрерывность личного начала, чтобы больше не было риска пережить подобное. Все его ресурсы уходят на «удержание-цепляние» объекта слияния, чтобы обеспечить себе ощущения безопасности.
Травматизация на данном этапе развития во взрослом возрасте проявляется отсутствием чувствительности к своих чувствам и потребностям. Человек подвержен аффективным состояниям и даже боится собственных ощущений, эмоций. Сам по себе он не может существовать. Ему нужно что-то или кто-то, чтобы слиться и почувствовать - я есть. Через такой «объект» у человека появляются потребности, желания, чувства. Так развиваются разного рода зависимости - эмоциональные и физические (отношения, вещества, работа и т.д.). Потеря «отношений» с объектом вызывает смертельный ужас, поскольку способности связываться с миром, находить поддержку, опираться у такого человека нет. Любые отношения кроме слияния вызывают недоверия.
Крайние последствия подобной травматизации проявляются в виде психических расстройств.
Базовая неудовлетворенная потребность у таких людей это потребность в безопасности. Развитие личности прекращается, поскольку все ресурсы и фокус лишь на одной потребности, которая всегда сильнее всех других.
👨👩👧 Дальше ребёнок начинается отделяться и самоопределяться. Начинается психологическое рождение. Он осознает, что мама является не всем миром, а помогла ему родиться.
На данном этапа ребёнок начинает отвечать себе на вопрос «КАКОЙ Я?».
Происходит это примерно в период 4-5 лет.
Ребёнок строит внутри себя картину мира и образ себя в этой реальности.
Осваивает отталкивание, отдаление, путешествие в мир и обратно к маме.
На данном этапе функция мамы заключается в том, чтобы оставаться на месте, ждать пока ребёнок вернётся и пожалеть, утешить его при «неудачах», встретить в его чувствах.
Поскольку психика ребёнка ещё слабо развита, чтобы воспринимать мир и ориентироваться в нём, появляется первичное расщепление на добро-зло. Ребёнок осваивает концепции
🔸 ИЛИ-ИЛИ, то есть в реальности может существовать только одно чувство, одна потребность, одно мнение и т.д.,
🔸 ВСЕГДА-НИКОГДА, если что-то случилось, то так будет теперь всегда, если чего-то не случилось, то оно уже никогда не случится.
🔸 с 3 лет БОЛЬШЕ - МЕНЬШЕ. А потом категории относительности - ничто не бывает абсолютно хорошим или абсолютно плохим.
Подобные концепции (особенно первых две) вызывают сильные чувства у ребёнка, захватывающего его целиком и с которыми он сам ещё не может справится. Поэтому, одной из самых важных функций родителей становится - контейнирование/выдерживание эмоции ребёнка. Таким способом родитель помогает ребёнку создавать границы его чувств, дает опыт, который условно сообщает «Я чувствую это, а не становлюсь целиком этим чувством», а значит «я могу чувствовать подобное и не разрушусь, и мир вокруг меня тоже не разрушиться». Формируется переход от аффективных состояний до переживания чувств, появляется опыт самоуспокоения.
В 5 лет завершается формирование образа себя.
В начале этой стадии ребёнку не на что опираться, поскольку он ничего о себе не знает. Ему важно получать адекватное отражение от других.
Он не воспринимают людей людьми - это объекты удовлетворения его потребностей. Для 3х лет характерно мышление, что он самый прекрасный, удивительный, лучший, весь мир крутиться вокруг него. По сути в этом возрасте дети ещё никто и раздувают свою значимость, достоинство до инфантильной грандиозности. То есть в этом мире всё зависит от него, из-за него и всё на него влияет.
Процесс присвоения собственной ценности происходит через идеализацию родителей, чтобы в итоге их «съесть». Если такой замечательный человек, говорит что я замечательный, то я тоже замечательный.
Наделяя сверхценностью родителя, ребёнок автоматически чувствует себя ценным.
Родитель своими границами и отражением останавливают это раздувание.
К 5 годам ребёнок понимает, что у других людей есть тоже границы и они важны как и его.
Если родитель позитивно отражает ребёнка, доступен к диалогу, учитывает потребности, чувства и проявления ребёнка, показывает как можно переживать несовпадения потребностей, фрустрацию и сложные, неприятные чувства, то в картине мира вместо ИЛИ-ИЛИ появляется восприятие И-И. Так же важно, признание родителем собственного несовершенства, недостатков, ограничений и ошибок.
Ребёнок через разочарование в родителях, что оказывается они не всемогущественные идеальные боги принимает горькую правду о неидеальности. Перестаёт наполнять себя прекрасностями, и способен увидеть реальность полную недостатками. У него появляется понимание «Я достаточно хороший, даже если...».
Так ребёнком осваивает противоречивость, способность сомневаться. Формируется образ достаточно хорошего себя. Дальше использование сравнения происходит не для определения плохой-хороший, а для выбора «что мне подходит, а что нет».
У него появляется ощущения своего реального размера и понимание на что он может влиять, а на что нет.
Но если родитель «расщепляет» ребёнка на хорошего и плохого, транслируя, что часть его проявлений поддерживается, а другие являются неугодными и отвергаются, возлагает ответственность на него за свои чувства через искаженное послание «мне не нравится» в форме «ты плохой», вызывает чувство вины за собственное состояние, «воспитывает» через страх и стыд, игнорирование и разрыв контакта, то ребёнок не может сформировать целостный образ себя и принять противоречивость реальности. Сохранить связь для него на этом этапе важнее, чем сохранить собственную ценность.
Травматизация на этом этапе проявляется у взрослого «черно-белым» мышлением - через категории плохо/хорошо, правильно/неправильно, невозможностью одновременно удерживать в картинке мира противоречивые чувства и явления, сложность в переживание неприятных чувств, сверхчувствительность к критике, фрагментарное представление о себе и о реальности, то есть я не могу быть одновременно и плохим и хорошим.
Из-за отсутствия достаточной поддержки в стабилизации ощущения себя достаточно достойным, хорошим, разным, у человека основным способом восприятия мира и себя является оценивание.
Это происходит через идеализацию других людей и потребность получить от них позитивную оценку или вступить в отношения.
Так появляется зависимость от чужого мнения и одобрения другими людьми. Кроме того, остаётся внутренне убеждение - всё зависит от меня и должно быть хорошо.
Люди с незавершенной нарциссической стадией свою зону любопытств сосредоточивают на том, как мир отражает их.
🙇🏻♀Следующий этап приходится на период 5-9 лет.
Сейчас ребёнку нужно ответить на вопрос «КТО Я?».
Ему становятся интересны ролевые и сюжетные игры.
Завершив сепарацию, дети начинают индивидуироваться.
В 5 лет развиваются навыки критичности, сомнения, возможности формировать на основание фактов свои убеждения.
На этом этапе родители могут представить ребёнку как можно больше безоценочных фактов о мире, как он устроен и что в нем может быть.
С 7 лет развивает социальные навыки - сотрудничества, конкуренции, конфликтов, иерархии.
Ребенок осваивает навыки самопождержки, самовыбора, опираясь на опыт полученный ранее от родителей.
Поскольку он социализируется и начинает делать что-то отдельно от семьи, у него появляются собственные достижения, очень важным является признание ценности его успехов и того, что делает ребёнок
Если он был достаточно принят и поддержан в своих проявлениях и чувствах, то в случае сложностей у него есть опыт «быть на своей стороне».
В случае отсутствия безусловного принятия, человек уже во взрослой жизни будет заниматься скорее самообвинением и самоуничижением. У него нет навыка самоуспокоения, управления своими чувствами и возможности контактировать с другим в сложных переживаниях.
Если человек сосредоточен на вопросе кто я, то он переживает свою ценность как нестабильную.
Он все время будет стыдить и винить себя, чтобы стать лучше. При этом обесценивая себя, свои достижения и позитивные отклики о себе. Такое же отношения у него будет и к другим людям - через зависть, обесценивание и стыжение других.