Ребёнок малоежка или у него расстройство избирательного питания? Часть 1.

Подавляющему большинству родителей знакома проблема: многих детей не так легко накормить. Как правило, у детей аппетит и пищевые предпочтения сильно не похожи на таковые у взрослых. И если ребёнок ест совсем мало и/или только узкий диапазон предпочитаемых продуктов, у любящего родителя это закономерно вызывает тревогу. Как организму расти? Как обеспечить его всем необходимым для нормального здоровья?

В серии статей предлагаю разобраться, в каких случаях пищевые предпочтения ребёнка являются безобидными особенностями вкусов, а в каких - признаками нарушений пищевого поведения, где уже требуется вмешательство специалистов.

Первое, что отмечу: избирательное пищевое поведение - норма для ребёнка. И вообще - для человека. Избирательное пищевое поведение - это предпочтение одних видов пищи перед другими на основе их вкусовых и органолептических свойств. Это явление обусловлено глубинным эволюционным механизмом - если я ем что-то, что мне вкусно и хорошо, зачем есть ещё что-то другое? Бывает, что именно поэтому ребёнок длительное время выбирает какое-то одно и то же блюдо, продукт, вкус, отказываясь от всего другого.

Кроме того, опять же с точки зрения эволюции всё новое так или иначе потенциально опасно, т.к. неизвестно. Такой глубинный механизм тоже может определять предпочтения ребёнка в пищевом выборе. Так, скажем, горький вкус  в природе обычно бывает у чего-то несъедобного или даже ядовитого. Соответственно, если ребёнку показался неприятным какой-то вкус, глубоко на подкорке он у него проассоциируется с понятием "опасный". Плюс к этому по принципу подобия неприязнь может сформироваться к похожим, аналогичным продуктам.

У одной из моих клиенток в детстве сформировалось отвращение к грибам. Когда ей было 5 лет, родители привезли из леса целое ведро грибов и замочили их в воде в ванной. Девочка стала их разглядывать и в нескольких увидела червей, которых она до ужаса боялась и не переносила одного их вида. После этого зрелища есть грибы она не смогла и не может по сей день. Более того произошло удлинение фобической цепочки, в результате чего в список пищевых исключений у неё попали "смежные" с грибами блюда - сначала жареная картошка (видимо, т.к. это самый распространенный способ употреблять грибы - жареными с картошкой), потом на пироги и вареники с картофелем.

Таким образом могут формироваться и предпочтения, и отказы ребёнка от каких-то продуктов по причинам, которые зачастую не разгадать, а если и удаётся - то насильственно не изменить.

Наталья Фомичёва, к.пс.н., специалист по пищевому поведению, сообщает о результатах показательного эксперимента. 

Детей поместили в специально организованное пищевое пространство, в котором была доступна разнообразная, свежая и питательная еда (раздельно мясо, овощи, соль). По первому требованию ребенку предоставляли выбранную еду и как только он отказывался от еды, ему переставали ее давать. Результаты эксперимента показали, что дети сами могли подбирать себе еду, и выявили важные закономерности. 

Во-первых, дети не едят одинаковое количество еды в один прием пищи каждый день. Ребенок мог съесть "много", но завтра - гораздо меньше. Это нормально, когда объем принимаемой пищи варьируется ребенком. 


Во-вторых, ребенок употребляет разнообразную еду по составу. Было отмечено, если ребенок простужался, то переходил на вегетарианство, т.е. отказывался от животного белка. Баланс белков-жиров-углеводов отличался от общепринятого - ребенок это делает исходя из потребностей организма. Для ребенка нормально есть два-три дня котлеты, потом - только кашу или молоко.

Цит. по Н.Фомичева," Пищевое поведение детей: границы ответственности".

Таким образом, эксперимент наглядно показывает, что именно в детском возрасте пищевое поведение является максимально здоровым, то есть напрямую связанным с актуальными потребностями организма, которые удовлетворяются пищей. Это тот принцип, который реализует так называемое "интуитивное питание". Основа интуитивного питания - отказ от запретов, режимов и ограничений, и организация выбора пищи на основе внутренних желаний - когда, чего и в каком объеме хочется. То есть понятие "много" или "мало" еды,  - это опять же то, что в норме должно идти от естественной внутренней потребности, а не от каких-то нормативов.

Если вам кажется, что при этом подходе ребёнок начнет питаться исключительно булками, колой, конфетами и чипсами - вам кажется. Такие мысли подкидывает пищевая тревога, которая не оставляет доверия реальным потребностям организма и косвенно указывает на зависимые отношения с едой и/или сложности в принятии собственного образа тела. Наоборот - именно запрет является самым мощным триггером, формирующим тягу к запрещаемому. Если пищевая тревога присутствует - у этого есть свои внутренние причины, связанные с собственным эмоциональным опытом и "пищевой историей жизни".

Правильно питаться - это значит правильно оценивать актуальную потребность во вкусе. В детском возрасте преобладает потребность в сладкой пище и пище с ярким вкусом. Сладкий вкус - это вершина пищевой пирамиды. Это символ удовольствия и радости, безопасности и покоя. Первый сладкий вкус, с которым знакомится человек - грудное молоко. Так сладкий вкус начинает ассоциироваться с самым приятным для нас, с младенческим удовольствием от тепла и сытости, идущих от маминой груди. Кроме того, сладкое содержит глюкозу, которая является элементом строительного материала для растущего организма, для мозга, для мышц.

Если же тяга ребёнка к сладкому чрезмерна - спросите себя: это может быть следствием запрета на сладкое в семье? не является ли сладкое инструментом поощрения-наказания (хорошо себя вёл - вот тебе сладкое, провинился - наказываем лишением сладостей). К слову, не стоит еде придавать те функции, которые для неё не естественны. Самая естественная функция еды - питать организм, всё. Остальные случаи, когда еда выполняет функции приёмо-передатчика эмоциональных посланий от родителя к ребёнку и обратно - это уже проблемный вариант и плацдарм для расцвета разных видов зависимых отношений с пищей.

Как вам само выражение "у меня отношения с едой?". Да, звучит странновато. Однако наделение еды функциями передачи эмоций, функциями управления эмоциями - это и есть построение отношений с пищей.

Итак, мы рассмотрели ситуации особенностей питания детей, которые зачастую тревожат родителей, но при этом являются вариантами нормы. В Части 2 статьи поговорим о том, где грань нормы заканчивается, и начинаются признаки возможного расстройства питания у ребёнка, и что в этом случае делать родителям.

 Продолжение следует.



Просмотров: 460
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • Акция "Подарки для детей из детского дома" - насколько это "добро" - доброе?
  • Грудное молоко для взрослого мужчины или о том, как быть, если вы "мама-жена"
  • "Где в теле Вы чувствуете это?" Что делать, если ощущений нет?
  • "Я хочу этого или мне это только кажется?" Как услышать голос сердца
  • Если у тебя "плохие" мысли - это еще не значит что ты - плохой.
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Если одиночество для Вас - это "сволочь"
  • "Я для себя" - что это?
  • Поговорим про "Это", или что такое здоровые сексуальные отношения? (18+)
  • Что за "зверь" это такой - аутоагрессивное (аутодеструктивное) поведение?
  • "Анализ сновидений" в группе - что это и как это работает?
  • "Навсегда твой" или "зачем я только это сказал?!"
  • "За что?" или "Для чего?" - психология греха
  • "Нет! Это не вентилятор!". Сказкотерапия для детей.
  • Это как если бы Вас закопали по колено в землю, а потом сказали: "Беги!"
  • "Ты видишь только то, что хочешь видеть" (в общем, это ты проблемный)
  • Частица "Не" Для мозга ее нет, а для подсознания - это стимул к агрессии и разрушению.
  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"
  • Семья - это когда мы "вместе" или "в месте"?
  • "Полюби моего Внутреннего Ребёнка!" или "Сделайте то, что не хочу делать я"
  • Что делать, когда на работе возникают мысли: "Не хочу/не буду/неинтересно/мое ли это?"
  • "Вкус еды": вопрос физиологии или психологии???
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Психологический смысл болезни или "Господи, за что мне это!"
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • "Это он ухаживает и я ему нравлюсь или это просто вежливость?"
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь