|
Ребёнок малоежка или у него расстройство избирательного питания? Часть 1.Автор статьи: Новицкая Маргарита Сергеевна
Подавляющему большинству родителей знакома проблема: многих детей не так легко накормить. Как правило, у детей аппетит и пищевые предпочтения сильно не похожи на таковые у взрослых. И если ребёнок ест совсем мало и/или только узкий диапазон предпочитаемых продуктов, у любящего родителя это закономерно вызывает тревогу. Как организму расти? Как обеспечить его всем необходимым для нормального здоровья? В серии статей предлагаю разобраться, в каких случаях пищевые предпочтения ребёнка являются безобидными особенностями вкусов, а в каких - признаками нарушений пищевого поведения, где уже требуется вмешательство специалистов. Первое, что отмечу: избирательное пищевое поведение - норма для ребёнка. И вообще - для человека. Избирательное пищевое поведение - это предпочтение одних видов пищи перед другими на основе их вкусовых и органолептических свойств. Это явление обусловлено глубинным эволюционным механизмом - если я ем что-то, что мне вкусно и хорошо, зачем есть ещё что-то другое? Бывает, что именно поэтому ребёнок длительное время выбирает какое-то одно и то же блюдо, продукт, вкус, отказываясь от всего другого. Кроме того, опять же с точки зрения эволюции всё новое так или иначе потенциально опасно, т.к. неизвестно. Такой глубинный механизм тоже может определять предпочтения ребёнка в пищевом выборе. Так, скажем, горький вкус в природе обычно бывает у чего-то несъедобного или даже ядовитого. Соответственно, если ребёнку показался неприятным какой-то вкус, глубоко на подкорке он у него проассоциируется с понятием "опасный". Плюс к этому по принципу подобия неприязнь может сформироваться к похожим, аналогичным продуктам. У одной из моих клиенток в детстве сформировалось отвращение к грибам. Когда ей было 5 лет, родители привезли из леса целое ведро грибов и замочили их в воде в ванной. Девочка стала их разглядывать и в нескольких увидела червей, которых она до ужаса боялась и не переносила одного их вида. После этого зрелища есть грибы она не смогла и не может по сей день. Более того произошло удлинение фобической цепочки, в результате чего в список пищевых исключений у неё попали "смежные" с грибами блюда - сначала жареная картошка (видимо, т.к. это самый распространенный способ употреблять грибы - жареными с картошкой), потом на пироги и вареники с картофелем. Наталья Фомичёва, к.пс.н., специалист по пищевому поведению, сообщает о результатах показательного эксперимента. Детей поместили в специально организованное пищевое пространство, в котором была доступна разнообразная, свежая и питательная еда (раздельно мясо, овощи, соль). По первому требованию ребенку предоставляли выбранную еду и как только он отказывался от еды, ему переставали ее давать. Результаты эксперимента показали, что дети сами могли подбирать себе еду, и выявили важные закономерности.
Цит. по Н.Фомичева," Пищевое поведение детей: границы ответственности". Если вам кажется, что при этом подходе ребёнок начнет питаться исключительно булками, колой, конфетами и чипсами - вам кажется. Такие мысли подкидывает пищевая тревога, которая не оставляет доверия реальным потребностям организма и косвенно указывает на зависимые отношения с едой и/или сложности в принятии собственного образа тела. Наоборот - именно запрет является самым мощным триггером, формирующим тягу к запрещаемому. Если пищевая тревога присутствует - у этого есть свои внутренние причины, связанные с собственным эмоциональным опытом и "пищевой историей жизни". Правильно питаться - это значит правильно оценивать актуальную потребность во вкусе. В детском возрасте преобладает потребность в сладкой пище и пище с ярким вкусом. Сладкий вкус - это вершина пищевой пирамиды. Это символ удовольствия и радости, безопасности и покоя. Первый сладкий вкус, с которым знакомится человек - грудное молоко. Так сладкий вкус начинает ассоциироваться с самым приятным для нас, с младенческим удовольствием от тепла и сытости, идущих от маминой груди. Кроме того, сладкое содержит глюкозу, которая является элементом строительного материала для растущего организма, для мозга, для мышц. Если же тяга ребёнка к сладкому чрезмерна - спросите себя: это может быть следствием запрета на сладкое в семье? не является ли сладкое инструментом поощрения-наказания (хорошо себя вёл - вот тебе сладкое, провинился - наказываем лишением сладостей). К слову, не стоит еде придавать те функции, которые для неё не естественны. Самая естественная функция еды - питать организм, всё. Остальные случаи, когда еда выполняет функции приёмо-передатчика эмоциональных посланий от родителя к ребёнку и обратно - это уже проблемный вариант и плацдарм для расцвета разных видов зависимых отношений с пищей. Как вам само выражение "у меня отношения с едой?". Да, звучит странновато. Однако наделение еды функциями передачи эмоций, функциями управления эмоциями - это и есть построение отношений с пищей. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|