|
Этика в школе: профилактика школьного насилия, буллинга, сексуальное воспитаниеАвтор статьи: Ралько Андрей Александрович
Где границы школьного насилия? Школа - это в принципе территория принуждения. Там принуждают решать задачи, делать уроки. Но нужно разделять принуждение и насилие. Границы должен контролировать тот, кто имеет больше власти, то есть учитель, преподаватель. Общий принцип такой: тот, кто имеет больше власти, не использует её в собственных интересах. Иначе он перестаёт быть профессионалом. Допустим ли физический контакт с учеником? Например, обнять ученика - это нормально или уже абьюз? Многое зависит от культуры в конкретной стране. Есть крайние точки зрения. Например в Европе позиция всё формализовать и ограничить. Там физический контакт максимально запрещён, что избавляет от недоразумений. Но эта позиция имеет и минусы. Например, уже не обнимешь ребенка, который плачет и нуждается в поддержке. Всё упирается в то, с какой целью учитель что-то делает, с профессиональной или с личной. Так как в голову учителю не залезешь, то всё формализовать невозможно. Поэтому в первую очередь нужно образовывать детей, чтобы они знали, что делать и кому сказать, если им неприятно. Дети должны иметь представление, как с ними нельзя поступать. Если физический контакт нравится ученику, и он сам его инициирует Подростки вообще-то далеко не всегда ещё способны мыслить логически, и не способны в полной мере оценить последствия. Так что учителя не очень должно интересовать, нравится ему или не нравится. Учитель должен донести ученику, что "такого контакта у нас с тобой не будет, пока мы с тобой в отношениях учитель-ученик". Взрослые вообще часто думают, что подростки делают всё осознанно и ответственно. А это не так.
Наш Федеральный государственный стандарт, к сожалению, очень психологизирован. Ребёнку в нём предписано иметь определенные компетенции, а значит их надо померять. И этим приходится заниматься школьному психологу. Второй момент: у нас принято инклюзивное обучение, и специальные мероприятия по адаптации трудных детей тоже проводит психолог. То есть школьный психолог занимается проблематикой отдельных людей, а не общения в целом. А общением, психологическим климатом в целом заниматься некому. Школьная травля Насилие всегда поддерживается молчанием. Часто агрессору для того, чтобы остановиться, достаточно просто осознать, что он видим. А многие школьники не будут жаловаться и не пойдут к школьному психологу ровно потому, что он школьный психолог. Потому что сверстники будут тыкать пальцем, мол, ты что, больной? Очень важный фактор - замалчивание со стороны школьной администрации. Если тема абьюза табуирована и "честь мундира" важнее, то прогноз борьбы с насилием плохой. Сексуальное воспитание в школе Большое исследование среди 25000 подростков показало, что у тех подростков, с кем родители разговаривали о сексе, сексуальное поведение было менее девиантным. В законодательстве ситуация такая, что легальным образом проводить сексуальное образование в школе невозможно. Начиная от просветительской литературы, которую нельзя выпускать без пометки 18+. Выходом могут быть редкие старые издания, признанные художественной или культурной ценностью, на которых ограничения 18+ нет. Пора возрождать самиздат? Просветительскую роль также могут брать на себя учителя биологии, когда в учебниках проходят разделы про анатомию человека. Сексуальное воспитание должны проводить специальные сотрудники, а не директор или учитель. Нужно уделять внимание культуре телесности и границ: "это моё тело и я им распоряжаюсь". Помимо информирования ещё важно говорить про смущение. Смущение - это регулятор интимности. Что думаете по этим вопросам? Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|