|
О сублимации либидо. Часть вторая : "Инфантильное сексуальное исследование"Автор статьи: Альперн Людмила Ильинична
В работе «Леонардо да Винчи. Воспоминание детства», опубликованной в 1910 г., Фрейд осуществляет смелую попытку найти психоаналитическое объяснение истокам гениальности на примере флорентийского художника и ученого Леонардо да Винчи (1452-1519), далеко опередившего свое время. Что позволило Леонардо встать наравне с учеными, пришедшими в науку через сотни лет после него, имея другое воспитание и образование, пребывая в иной социальной и культурной среде? Фрейд отвечает: уникальное сочетание органических качеств и личной истории. Чтобы описать, как возникает такое сочетание, Фрейд предлагает классификацию возможных вариантов развития мышления в процессе либидинозного становления человека. Примерно с 3 лет ребенок погружается в стадию "инфантильного сексуального исследования", результат которого оказывает значительное влияние на развитие его интеллектуальных способностей. Обычно исследование начинается с негативной для ребенка ситуации, например, с беременности матери или рождения младшего брата или сестры. Опасность появления соперника в любви к первообъекту ( матери), заставляет ребенка быть начеку: наблюдать, задавать нескончаемые вопросы ( они всегда "не о том", их качество заменяется их количеством), делать выводы, ориентируясь, в том числе, и на собственные эротические ощущения. Ему многое не известно: он не понимает роли отца, не имеет представления о работе полового аппарата (в этом возрасте идея о рождении связана с оральной и анальной эрогенными зонами), но ответы родителей,сказочно-мифологического характера (об аистах, капусте) или просто неточные, непонятные ребенку, могут не устроить его. В таких случаях, находясь в напряженном поиске истины,ребенок может потерять доверие к близким и обрести самостоятельность мышления. Этот первый шаг к сублимации либидо свидетельствует об особенностях органического строения ребенка, его высокой чувствительности, наличии тонкого и сильного аппарата восприятия. Он больше не выпустит сомнение из виду, продолжая искать ответ самостоятельно. Но инфантильное сексуальное исследование не может продолжаться вечно, поскольку психосексуальное становление ребенка разворачивается во времени - наступает фаллическая фаза, в норме приводящая к смене эдипова комплекса на комплекс кастрации у мальчиков ( у девочек порядок инвертирован и результаты другие), идентификации с отцом и развитии инстанции Сверх-Я (цензуры), заменяющей родительскую фигуру в психическом аппарате. Этот процесс заканчивается вытеснением либидинозного влечения к матери ( и/или ненависти к отцу), в то же время фиксируясь на ней, как на бессознательном объекте. Вместе с сексуальным вытеснением приходит латентный период, во время которого исследовательская деятельность практически замирает до наступления пубертата. Фрейд предлагает три возможных варианта канализации либидо в процессе инфантильного сексуального исследования. Первый завершается в точке разочарования ребенком результатами своего исследования, бессилием, недоверием к себе, которое может умножаться негативным родительским отношением или другими культурными способами ( например, религиозным воспитанием). Вытеснение сексуальности, приводит к замораживанию сексуального любопытства и связанной с ним деятельностью.Новый всплеск сексуального интереса в пубертате, уже подавленный цензурой, приводит к невротизации, возможному возникновению психосоматических симптомов для решения интрапсихического конфликта. Во втором случае инфантильное исследование является более удовлетворительным, может приносить удовольствие, укрепляя интеллект, и, после вытеснения инфантильной сексуальности и окончания латентного периода, мышление окажется сильнее цензуры, частично преодолевая ее, что развивает интеллектуальные способности в виде навязчивого анализирования, граничащего с неврозом навязчивости. Однако в чистом виде сублимация либидо возникает третьим путем - либидо избегает вытеснения частично или в основном, так как удовлетворение от инфантильного исследования может быть настолько сильным, что этот путь навсегда закрепляется и заменяет собой сексуальную деятельностью целиком или по большей части. Именно этот уникальный способ мышления Фрейд обнаруживает у Леонардо. Продолжение следует Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|