О сублимации либидо. Часть третья. Случай Леонардо.

История Леонарда да Винчи, собранная по крохам из разных источников, [1] вдохновила Фрейда на психоаналитическое исследование жизни и творчества великого мастера. Фрейд замечает, что "патография"  как метод не означает патологизации субъекта: анализируемые психические механизмы универсальны, независимо от того, каковы особенности изучаемой личности. Психоаналитический метод позволяет проследить становление бесознательной жизни художника, но не идет дальше либидинозных влечений, ограниченных с одной стороны биологическими причинами, с другой - эстетическим содержанием творчества.

Рассматривая разные стороны творчества да Винчи, Фрейд обнаруживает его устойчивый интерес к полетам, всю жизнь Леонардо делал расчеты, чертежи и создавал модели несуществующих в то время летательных аппаратов, в их числе - самолет, вертолет, парашют, дельтаплан и махолет (перепончатые крылья, управляемые при помощи механических рычагов). Влечение к полетам можно назвать главным творческим мотивом художника. Он также изучал и рисовал птиц, покупал птиц в клетках и торжественно отпускал на волю.

В дневнике Леонардо есть запись, дающая объяснение этому влечению - младенческое воспоминание художника о большой птице, которая прилетела к нему, когда он лежал в колыбельке, и много раз коснулась своим хвостом его губ. Интерпретируя это "покрывающее воспоминание", Фрейд обнаруживает в нем образ материнской груди трансформированной в хвост птицы, соотносимый с "материнским пенисом". Для толкования он приводит египетский миф о самке коршуна, которая "зачинает от ветра, раскрывая вагину в полете", считая его основой мифа о непорочном зачатии. Леонардо был незаконнорожденным сыном  состоятельного отца и бедной матери, с которой он провел первые годы жизни, а в дальнейшем был принят в семью отца, не имевшего детей в законном браке.

Как повлияла семейная история на формирование либидинозной истории великого художника? Фрейд раскрывает возможный ход его развития: страстная любовь к матери, у которой он оказался единственным утешением, была так сильна и так удовлетворительна для него, что стала главным эротическим опытом его жизни. Его генитальная жизнь не удалась, эротика задержалась на  орально-анальной орагнизации, вызвала гомосексуальную фиксацию, хотя настоящей сексуальной деятельности у Леонардо так и не сформировалось. Его гомосексуализм был "идеальным", ему просто нравились красивые лица мальчиков, которых он брал в обучение, он смотрел на них с той же любовью, с которой его мать смотрела на него. Он остался инфантильным, аутоэротичным, что подтверждается его влечением к играм, которыми, судя по описаниям, он занимался чуть ли не профессионально: развлечения, которые он разрабатовал для праздничных балов своего покровителя,  миланского герцога Лодовико Моро, входили в число его служебных обязанностей и он с ними блестяще справлялся.

Его инфантильное сексуальное исследование было успешным, он, защищенный от кастрационного комплекса "фалической матерью", обладал даром сублимации, оказавшейся, в силу его особых психо-физических качеств и жизненного опыта, плодотворной и устойчивой, и сумел сохранить от вытеснения большую часть своего либидо. Рано развившееся воображение, ставшее основой его художественного творчества, дополнялось любознательностью, позволявшей осуществлять успешную для его времени (да и для любого другого) научную деятельность. Кроме того, сублимация, как наилучший способ решения интропсихических конфликтов, принесла ему здоровье - у него не было психосоматических или психических заболеваний практически до самой смерти, несмотря на серьезные жизненные испытания.

Две ветви его интеллектуального творчества находились в постоянной борьбе - научная установка, более мощная в силу ее привязки к "природе", символизирующей мать, подавляла, и, в конце концов, практически подавила художественную, связанную, по мнению Фрейда, с отцовским комплексом - он поступал со своими творениями как его  отец с ним - писал картины долго, затягивая выполнения заказа, бросал их незаконченными, переставал интересоваться их судьбой и постоянно экспериментировал, что становилось причной их быстрого разрушения. Научная работа Леонардо, и, в частности, его влечение к полетам, символически связанное с его одинокой матерью - "коршуном",  вызывала его интерес и надежду на полет до последних дней жизни.

Но и художественное творчество Леонардо было обращено к матери, знаменитая "улыбка Джоконды", ставшая главной приметой многих его поздних работ[2], по мнению исследователей, к числу которых относится и Фрейд, является улыбкой дорогой его сердцу матери, которую он внезапно обнаружил в своей модели ( жене флорентийского купца Лизе), что стало новым толчком для художественной  деятельности в последнее десятилетие его жизни.

Как инженер, в том числе  военный, и архитиектор,  Леонардо имел широкое признание, работал у известных властителей своего времени, в их числе миланский герцог Лодовико Сфорци, при дворе которого да Винчи прослужил полтора десятка лет, полководец  Чезаре Борджиа, известный своим коварством и жестокостью, два Папы Римских[3] и два французских короля – Людовик XII и Франциск I, при дворе последнего он умер в 1519 г. Леонардо разрабатывал и строил защитные сооружения, мосты, а также предлагал проекты нового, фантастического для его времени оружия - модели танков, аквалангов и подводных лодок, огнестрельных орудий, которые никогда не были востребованы. 

Современники, но особенно последующие исследователи выражали удивление сочетанию в Леонардо таких, казалось бы, несовместимых качеств, как миролюбие, гуманизм, вегетарианство ( он отказался от употребления мясной пищи, считая это жестоким по отношению к животным) и интерес к  проектированию смертоносного оружия, участие в военных действиях в качестве инженера и художника, посещение моргов и смертных казней для изучения анатомиии и зарисовки переживаний умирающих. Психоанализ позволяет приблизится  и к этим его качествам: Леонардо не переживал внутреннего конфликта, амбивалентности, вызванной эдипальным комплексом и комплексом кастрации, обычных для обычных с точки зрения психической формации мужчин, его не задевали страсти людские, а его любознательность, эпистемофилия (влечение к знаниям), исследовательский темперамент были необыкновенно сильны и устойчивы как у ребенка.

Продолжение следует

 

______________

[1]Основными из которых были «Жизнеописание Леонардо да Винчи» Джорджо Вазари, написанное через 50 лет после смерти Леонардо и роман «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи»,  русского писателя и поэта  Дмитрия Мережковского, изданный за десять лет до написания статьи Фрейда.

[2] В их число Фрейд включает работы Леонардо «Анна втроем», «Бахус», «Иоанн креститель», «Леда и лебедь»

[3] Александ IV Лев X

 

На рисунках - модель махолета  и другие летательные аппараты Леонардо да Винчи

О сублимации либидо Часть третья Случай Леонардо





Просмотров: 847
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • У нас столько же времени, сколько было у Леонардо да Винчи.
  • Я его слепила из того, что было. Теория "пинка".
  • Креативные карты Леонардо да Винчи.
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Программа МИРОТОК продолжение системы жизнеспособности Леонардо де Винчи
  • Что такое сценарий жизни? Можно ли его "переписать"?
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • "Не презирай совета ничьего, но прежде рассмотри его" (И.А. Крылов) или советы для мамочек:)
  • "Ты просто ещё Его не встретила. Подожди" - так ли это?
  • Что такое "Право на Деньги" и как его получить?
  • Мне всегда было его жалко, но я его не любила
  • Как найти время, если его катастрофически не хватает? Купите его!
  • Эссе по работе Зигмунда Фрейда "Остроумие и его отношение к бессознательному"
  • "Хочу, чтобы он понял, как я его люблю, поэтому всячески стараюсь ему этого не показывать"
  • РПТ (терапия отправных точек): что это такое и "с чем его едят"?
  • "По вере Вашей..." - как влияют на жизнь человека его верования и убеждения
  • "Он хороший, прямо подкаблучник - я его уже не хочу". Комплекс "рыцаря-развратника"
  • Кто такой домашний тиран? Его признаки. Что делать, если оказались в его «лапах»?
  • Как "воспитывать" ребенка еще до его рождения?
  • Функции привязанности, общее между ГТР и депрессией, а также "Не могу его бросить"
  • Что скрывает жалость? или "Делай добро и бросай его в воду".
  • Раннее взросление или "как мне его спасти?"
  • "Как мне его вернуть?" или пять стадий развода
  • Устала, что всегда все "по его"? Учись манипуляции!
  • "Все равно его не брошу, потому что он хороший!"
  • "Брошу учебу!". Как построить разговор с ребенком и переубедить его.
  • "Бить врага его оружием". Как?
  • "Отсроченное удовольствие" - как его получить?
  • "Как заставить его уважать меня"
  • Как психологу писать в соц.сетях, чтобы его читали? Принцип трёх "П"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь