|
Не связанное либидо: между нарциссическим и объектным либидо.Автор статьи: Згама Елена Евгеньевна
Я буду вести свои размышления, опираясь на работы Фрейда, а так же финского психоаналитика Эро Рехарда. Речь пойдет о детях с РАС и о том, как распределяются либидинозные катексисы в их психическом мире, и немного поразмышляю о том, как распределяется агрессивный инстинкт. Все мы прекрасно осведомлены о том, какой путь проходит либидо, прежде чем стать качественной психической энергией. От оральной фазы при рождении, до латентного периода, проходит не много не мало, а шесть – семь лет. За эти года психика ребенка проходит ряд критических точек, и в норме выходит в относительно, но все же достаточно крепкое Я, ну, и, конечно же, уже обладает цензурой. Но если мы посмотрим на развитие с точки зрения преобразования и взаимодействия двух параллельных энергий, в их более полном и широком смысле, то мы увидим как взаимное развитие и существование Эроса и Танатоса влияют на формирование аутической картины в развитии психики ребенка. Я, возможно, не совсем правильно подойду к вопросу, когда уменьшу понятие Эроса и Танатоса до либидинозной и, соответственно к агрессивной энергии, однако для общего понимания сути процессов нам будет этого достаточно. В общем смысле, считаю важным несколько раскрыть понимание о связывании либидинозной энергии и крайней степени значимости, а так же влияния, на развитие ребенка. Опираясь на работы ранее озвученных авторов, мы можем говорить о трех видах психической энергии, которые проявляются в трех разных формах: 1. Свободно движущиеся; 2. Тонически связанные; и 3. Подвижные. Первые катектированны в Ид и подчиняются первичному процессу в соответствии с принципом удовольствия. Когда ее много, она может чувствоваться как давление изнутри и вызывать тревогу. Тонически связанная энергия относиться к различным психическим содержаниям и событиям. Иногда помогая адаптации, но в чрезмерном количестве может быть становится ригидной. Большинство патологических симптомов связанно с тоническими связываниями. И третья подвижная или мобильная энергия не связанна не с каким психическим содержанием и не вызывает нарушение покоя. Она нейтральна и готова ассоциироваться с чем угодно. Увеличение количества свободной энергии позволяет переживаться как автономия, эмансипация рост. Катектируется в Эго. С помощью мобильной функции индивид может найти лучшие возможности для удовлетворения своих более примитивно-связанных либидинозных желаний. Что касается одного из проявлений Танатоса, а именно агрессивной энергии, то тут я полностью соглашусь с Э.Рехартом, она не стремиться разрушать, а она стремиться к покою и равновесию. Разрушительной она становится при чрезмерности, гипперстимуляции как реакции на увеличение либидо, переходя в садизм и мазохизм. Относительно размышлений о психических процессах детей с РАС, и в частности классическом аутизме, то, как вы понимаете, речь идет о свободно движущемся потоке энергии Оно. Что-то, о чем мы будем говорить несколько позже, происходит в процессе катектирования свободно движущейся энергии, что не дает возможности к связыванию. Тем самым оставляя огромный поток либидо «гулять», создавая серьезный коллапс в развитии. В том, возрасте, когда либидинозный катексис должен переходить из нарциссического к объектам, этого не происходит, при том, что либидо не становится нарциссическим, но и не связывается с объектами, так происходит при классическом аутизме, ребенок остается с несвязанным либидо, однако это не психоз. Что касается детей с РАС, то они входят в начало объектных отношений, перекатектируя из нарциссического Я в либидинозную симбиотическую пару с матерью, где связывание желаний уже определяется материнским объектом. И уже находясь в симбиозе, но еще не в полноценных объектных отношениях, так же высвобождается огромный поток свободно движущейся не связанной энергии Оно. Вот тут мы переходим к агрессивному потоку энергий, и постараемся влить его в наши размышления, однако не с позиции того, что это разрушающий поток, а с позиции того, что Танатос в общем своем понимании стремиться к равновесию. Ведь - это либидо стремясь к удовольствию, а не к избеганию не удовольствия, нарушает общий комфорт. По этой причине, Танатос, будет уравновешивать то количество высвобожденного либидинозного потока, для достижения комфортного состояния. Танатос не находит удовлетворения в разрушении, он стремиться к уменьшению напряжения. Думаю сейчас стоит рассмотреть выше описанное с точки зрения того, как все эти процессы находят свое проявления в понятном практическом ключе. Желания ребенка для самого ребенка, скорее дискомфорт связанный с чем-то идущим либо изнутри, либо с наружи, а до определенного возраста это скорее вселенский дискомфорт без определенного понятного ребенку источника, так как понимание достояние Я, которое на данном этапе рудиментарно. Если ребенок хочет кушать, то это ощущается как нарушение комфорта. При условии, что мать определила причину, и тем самым связала желание и разрядила напряжение, нагрузка уходит до следующего дискомфорта. Агрессия, и как ее производное крик ребенка, это попытка снизить напряжение внутри/с наружи, не суть важно. Крик направлен на привлечение внимания к чему-то, что на данный момент не связанно, дискомфортно. Возвращаясь к работам Редхарта, хочу обозначить важный момент, что перегрузка или гиппертимуляция либидинозной энергии может исходить как из тела, так и из внешних источников. При большом количестве энергии, она не может быть связанной в необходимом объеме. И тут очень важный в моем понимании момент. Из-за того, что свободно движущаяся энергия из Оно появляется в большом количестве, она не может быть связанной, и в то же время катексис не происходи из-за агрессивного потока, который так же чрезмерен, либо происходит частично связанный катексис. И психика находится в дистабилизации с двух сторон, как бы зависая в противодействии двух энергий, и не имея возможности к дальнейшему развитию, в норме синхронизируясь с физическим развитием в целом. В итоге возникает хаос осваивания тела и в любом возрасте ребенок имеет свободный доступ к этапам более раннего развития, этапы как бы не завершаются, а так же свободно плавают. И энергия не становится психической, она застрянет в теле, и при негативной динамике, скорее всего совсем. Что касается тонического связывания, то определенный поток либидо все же создает следы запоминания и адаптации. Но при не возможности катексиса, тоническое связывание появляется скорее в телесной памяти, нежели в психической. АВА терапия, для детей с аутизмом, хороший тому пример, как дети «запоминают» то, чему их обучают. Это не психическая память, а автоматическая память тела. Несколько слов относительно состояние депрессии у детей, когда тонус снижен, желания не формируются, даже падает потребность в приеме пищи. Это работа Танатоса, для уменьшения либидинозного потока, а депрессии синонимична с агрессией, так как обе являются производной Танатоса. А значит, стараются «успокоить» и гармонизировать. Практическое производное от работы танатоса мы можем видеть, когда дети бьют сами себя, кусают себя/других, повторения, стереотипии, другое. Чем больше симптомов проявления Танатоса, тем больший поток либидо мы имеем с другой стороны. Я еще долго могу вести размышления, и думаю вы со мной согласитесь, что углубляться в данной теме есть куда. Однако, я пожалуй подобралась к завершению, для данной статьи. И хочу подвести некоторые итоги, важные в первую очередь, для практической работы с детьми. Я считаю крайней степени важным найти источник нарушения покоя, и при том, что мы имеем высокую степень нарушения в развитии всего психического аппарата, и всей жизни индивида в целом, то стоит догадываться, что источников нарушения намного больше чем один. Второе - это размышление для дальнейших исследований заключается в том, что в общем смысле, для психического аппарата совершенно не имеет значение то, откуда идет гипперстимуляция, то ли причина соматическая/телесная или внешняя проблема окружения, все это намного усложняет работу с такими детьми. Так как мне, человеку хоть и психоаналитического склада, но все же не доступна база медецинского опыта, а значит без сотрудничества с врачами, будет не возможно полноценно дойти до сути. И третий момент, не менее важный заключается в том, что личность человека, который работает с аутическими детьми, должна обладать достаточной способностью к удержанию огромного количества как либидинозного так и агрессивного потока, не зависимо от видов производных. В своей практике, я возможно догадалась, или опытным путем пришла к том, как удерживать обе энергии, и как организовать постепенный процесс связывания либидинозного потока, тем самым разгружая поток и тонатоса, и как следствие выравнивания, подбираясь к тому, что бы психический аппарат отвернулся от внутреннего противоборства и обратился к развитию данных энергий. Но, к сожалению, часто тело успевает вырасти быстрее, и задержка в развитии либидо может достигать до 4-5 лет. Кроме того, в данной статье я не успеваю затронуть тему о том, что во всех этих процессах, появляется «капсула» в которой происходит параллельное и безопасное развитие психического аппарата, которое находится на границе между нарциссическим Я и между объектными отношениями, так необходимыми в социальном мире. Так же мы не говорили и о том, как влияют базовые защиты психики на то, как наш мир представлен в в голове у ребенка, а это мир частичных объектов или общий шум, который может быть детализирован по мелочам, так как воспринимается без тонического связывания. Память соответственно работает совершенно по-другому, ведь у самого внимания нет фокуса. Но на сегодня размышлений будет достаточно. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|