О назальной стадии развития либидо

"Дополнение к теории либидо - назальный эротизм как раннее либидинозное переживание и его проявления в динамике психоаналитического процесса".

 

Соколов Д.В.

Психоаналитик, тренинг-аналитик ЕКПП-НФП по клиническому и групповому психоанализу,

член РОО «Открытое психоаналитическое Общество» (Москва), ст.преподаватель кафедры клинической психологии МГГУ им.Шолохова (2002-2007гг.)

 


1. Методологические подходы к теме.

2. Дыхание в общекультурном контексте.

3. Некоторые данные о дыхательной системе и о дыхательной функции.

4. Назальное либидо как инфантильное сексуальное влечение и другие фазы развития либидо.

5. Психоанализ и духовность.

6. Назальный эротизм как компонент взрослой сексуальности в норме и патологии.

7. Клиническая иллюстрация.

8. Вопросы психоаналитической динамики с точки зрения назального эротизма.

 

 

Текст доклада:

 

 

 

1. Методологические подходы к теме.

 

Называть дыхательный эротизм по нашему мнению следует более корректно назальным эротизмом по названию соответствующей эрогенной зоны по аналогии с оральной и анальной зонами, которые именуются так по соответствующим зонам тела, а не функциям – соответственно пищевой или выделительной.

 

Данную тему мы предполагаем рассмотреть в качестве введения в тему в рамках классических метапсихологических психоаналитических позиций, прежде всего основываясь на теории влечений, и более конкретно, теории либидо З.Фрейда. Рассмотрение вопроса с позиций объектных отношений и других современных теорий мы оставляем для последующих работ.

 

В «Трёх очерках по теории сексуальности» Фрейд постулировал концепцию инфантильного эротизма: ««На сосании мы могли уже заметить три существенных признака инфантильных сексуальных проявлений. Они состоят в присоединении какой-нибудь важной для жизни телесной функции, не знают сексуального объекта, аутоэротичны, и сексуальная цель их находится во власти эрогенной зоны. Скажем наперед, что эти признаки сохраняют свое значение и для большинства других проявлений инфантильных сексуальных влечений».

 

Названные Фрейдом признаки могут быть отнесены как к эрогенной зоне и к верхним дыхательным путям, которые состоят из носовых отверстий, носовой полости и носоглотки и покрыты эпителием, образующим слизистую оболочку, аналогичную слизистой ротовой полости, ануса и гениталий.

Вообще дыхание как функция или в качестве психических репрезентаций не часто является предметом рассмотрения или даже упоминания. Например, Р.Шпиц, в обзоре проблематики первого года жизни младенца ограничивается упоминанием дыхания только со ссылкой на идеи О.Ранка о травме рождения: «С самого начала мы подвергаемся столь сильной фрустрации, что Ранк (1924) принял её за травму. Речь идёт об асфикции при рождении, которая вынуждает перейти от эмбрионального газообмена к лёгочному дыханию. За этим следуют постоянно повторяющиеся фрустрации в виде голода и жажды… Следующим важным шагом является отнятие от груди…, требующее большей автономии…» (Рене Шпиц, «Первый год жизни» - М.: ГЕРРУС, 2000; стр.152)

Сам Р.Шпиц в той же работе упоминает дыхание описательно, говоря о «психотоксических расстройствах» и о первичном отвержении младенца матерью: «В экстремальном случае новорождённый впадает в кому, с дыханием по типу Чейн-Стокса, исключительной бледностью и снижением чувствительности.» (там-же, стр.209)

Мы не можем привести какие-либо ссылки на эту тему у других представителей теории объектных отношений (М.Кляйн, Д.Винникот, М.Малер).

Во всяком случае, в предметных указателях в психоаналитической литературе, а также в психоаналитических словарях, например, отсутствует поисковый индекс или статья «дыхание».

 

В связи с рассматриваемой темой нам интересна цитата энтузиаста тифоанализа (глубинного анализа) Вагина Ю.Р. из Перми: «После рождения возникающее локально напряжение в дыхательном центре запускает маятникообразный процесс дыхания. Нам совершенно непонятно, по какой причине Фрейд и психоаналитики, придерживающиеся теории стадийного развития либидо, полностью проигнорировали дыхательную систему. По какой причине либидо, не обойдя своим царским вниманием пищеварительную и выделительную систему, полностью проигнорировало систему дыхания, которая, между прочим, начинает функционировать первой,— непонятно (при том, что в клинике психических расстройств проблемы дыхания встречаются повсеместно, а во многих философских системах дыханию (пране) уделяется самое важное место в дуальной паре жизнь-смерть). Жизнь, важнейшей частью которой считают либидо, принято определять от первого вздоха до последнего, а не от первого питания до последнего, или от первого акта дефекации до последнего, или, тем более, от первого полового акта до последнего.» (Вагин Ю.Р. «Влечение к смерти (Диалог со Шмидт-Хелерау)» - Пермь: ПОНИЦАА, 2004)

 

Мы, однако же, подчёркиваем важность теории либидо для нашего рассмотрения. На это указывает как клинический психоаналитический материал, так и сообщения некоторых людей в открытых публикациях о своих психологических переживаниях. Вот, например, слова одной из эстрадных певиц о взаимоотношениях с мужем: «Для меня, поначалу, это была такая эйфория, чувства. ... Но потом просто поняла, что этот строгий ошейник с шипами не дает мне жить, дышать. Тогда я решила подать на развод!»

 

 

2. Дыхание в психотерапевтическом и общекультурном контексте.

 

В рамках психотерапии имеются методы или школы, в центре которых находится дыхание – например, холотропное дыхание С. Грофа, т.н. ребёфинг. Имеются методики оздоравливающего дыхание по Бутейко, по Стрельниковой, эндогенное дыхание с тренажером Фролова и т.п., обещающие излечение многих заболеваний от энуреза до рака.

В китайской и индийской традиционной медицине имеются базовые понятия «ци» и «праны», определяемые как «воздух», «дыхание» и – шире – как «энергия жизни», с большим числом дыхательных упражнений и практик по задержке дыхания.

В древнегреческой медицине и философии имелось понятие «пневма», обозначавшее «дыхание, дуновение, дух».

В рамках религиозного мышления, в частности, иудаизма и христианства, существует специальный раздел богословия - учение о Святом Духе, т.н. пневматология. Согласно христианской пневматологии, весь Новый Завет есть обетование Св. Духа (особенно отражённое в Евангелии от Иоанна) также, как Ветхий Завет есть обетование мессии. Безусловно, большой интерес вызывает декларируемое в христианском Символе веры отнесение Святого Духа к одной из ипостасей Бога.

Современный раннему христианству гностицизм делил всех людей на физиков, психиков и пневматиков, приписывая последним особую духовность и предназначенность к спасению.

В любовной жизни для выражения чувств к любовному объекту часто используют дыхательные аналогии: например, словами песен – «он мне нужен как воздух», «я тобой живу, тобой дышу», «на двоих одно лишь дыхание», «задохнуться от счастья», “takemybreathaway” и т.д.

В песенных текстах, например, Б. Гребенщикова и группы «Аквариум» встречаются образы при обращении к божеству – «научи нас дышать под водой», «готов тебе петь испод тёмной воды».

В обыденной речи используют термины дыхания для обозначения разных аффективных состояний: неприятных - вздыхать, дуться, пыхтеть, задохнуться от ненависти, перекрыть кислород, удушающая атмосфера; и приятных – дышать полной грудью, пьянящий воздух свободы, приятная атмосфера. О продолжительности жизни обычно говорят – «до последнего вздоха».

Имеются специфические способы дыхания, с очевидно психологической коннотацией: например, презрительное отношение - фыркать.

Известен знаменитый поэтический образ А.Блока о ситуации в России времен Николая 1 в связи с убийством Пушкина на дуэли: «Пушкина убила не пуля Дантеса, Пушкина убило отсутствие воздуха».

В искусстве образы, связанные с дыханием, используется в качестве названия и художественных метафор книг и кинофильмов – это, например фильмы «Вдох-выдох» (режиссёр Дыховичный), «Кислород» (режиссер Вырыпаев), книга Зюскинда «Парфюмер».

 

Дыхание связано с чувством обоняния, потому приемлемой и имеющей высокую социальную оценку формой назального эротизма является, очевидно, парфюмерная индустрия, эксплуатирующая, в том числе, и феромоны.

 

В обыденном мышлении очевидным образом существует дихотомия, противопоставление материального и духовного, а духовное, по нашему мнению, семантически связано с представлением о дыхании. Наши психоаналитические наблюдения подтверждают ассоциативную связь между представлениями о духовности и представлениями о дыхании.

 

3. Некоторые данные о верхних дыхательных путях и о дыхательной функции.

 

А) Частота дыхания в минуту в зависимости от возраста: дети возрастом 1 сутки - 45-60 раз, 30 дней - 30-45 раз; 1 год - 30-35 раз; 3 года - 25-30 раз; у взрослых - 16-18 раз.

 

Б) В зависимости от возраста и пола находится брюшной и грудной тип дыхания. Брюшное дыхание: при вдохе брюшная стенка выступает вперед, диафрагма сокращается и опускается; при выдохе: брюшная стенка возвращается в исходное положение, диафрагма расслабляется и поднимается.

Грудное дыхание: осуществляются за счет сокращения межреберных мышц. При вдохе грудная клетка заметно расширяется и приподнимается, а во время выдоха сужается и опускается.

В 1-2 года отмечается брюшной тип дыхания, в 3-4 года - грудной преобладает над брюшным. Разница в дыхании в зависимости от пола выявляется в 7-14 лет: у мальчиков устанавливается брюшной, а у девочек грудной тип дыхания.

Таким образом, тип дыхания можно считать вторичным половым признаком.

 

В) Медики выделили три типа патологического дыхания: дыхание Куссмауля, Биота и Чейна-Стокса. [/url]Дыхание Чейн-Стокса [/url]- постепенно учащающиеся и углубляющиеся поверхностные и редкие дыхательные движения, которые, достигая максимума, вновь ослабляются и урежаются, после чего наступает пауза. Дыхание Чейн-Стокса отмечено Рене Шпицем у младенцев первых месяцев жизни при активном отвержении матерью.

 

Г) Возможность задерживать дыхание. У младенцев примерно до 4 месяцев сохраняется способность достаточно длительно задерживать дыхание. Возможность реанимационных мероприятий у младенцев при отсутствии дыхания, то есть время без дыхания до смерти мозга - 15-20 минут. У взрослых такая возможность сохраняется 5-7 минуты.

Формами дыхания является смех, плач и икота. С функцией дыхания связаны обоняние и речь.

 

 

4. Назальное либидо как инфантильное сексуальное влечение. Назальное либидо и другие фазы развития либидо.

 

Легочное дыхание начинается с момента рождения после перерезания пуповины – это первое и основное, что отличает нерожденный плод от рожденного младенца. Даже кормление грудью в зависимости от распорядка родильных домов могло проводиться иногда не ранее чем через сутки после рождения.

Очевидно, что психологическое либидинозное значение может иметь, во-первых, стимуляция воздухом слизистых оболочек верхних дыхательных путей, во-вторых, ритмическое чередование вдох-выдох, в-третьих, переживание кислородного голодания, из-за задержки дыхания, из-за прекращения доступа воздуха, например при плавании, из-за закупорки носовых ходов слизью при насморке.

Ритмичную стимуляцию слизистой оболочки полости носа и носоглотки при дыхании с частотой до 60 вдохов в минуту у новорождённого (сокращающуюся до 16-18 раз в минуту у взрослого) можно считать первой младенческой мастурбационной активностью.

Прежде всего, из-за внутреннего расположения слизистая полости носа и носоглотки, стимулируется потоком воздуха, создающим при прохождении немалое давление. Этот вполне материальный процесс в силу невидимости и газообразности воздуха может психически восприниматься как нематериальный, и в силу этого – духовный, как противопоставленный материальности. Исключение представляет чистка носа пальцами от слизистых выделений, свойственная детям. Потому, желая подчеркнуть попытки ребенка вести себя по-взрослому (например, курить и т.п.), говорят - «сопливый ещё».

Мастурбационной считается активность, имеющая целью разрядку либидо отдельно от изначально соединённой с ней телесной функцией самосохранения. Назальная мастурбация, в отличие, например от сосания пальца, которое не сопровождается питанием, не может происходить отдельно от дыхания как функции самосохранения, что придаёт дыхательному эротизму важное психологическое свойство – а именно у взрослого в норме сохраняется связь между представлениями о необходимом для физиологического выживания дыхании и удовлетворении либидо, что выражается поэтически так: «я люблю, и значит - я дышу, я дышу, и значит - я живу», или коротко - «без любви, как и без дыхания, нет жизни», если под любовью мы подразумеваем удовлетворение либидо.

 

У взрослого учащение дыхания до частоты, свойственной только что рождённому младенцу, в норме наблюдается при сексуальном возбуждении, связанном с генитальной активностью. Это позволяет предполагать возможность аналогичных аффективных переживаний у младенца.

 

Важно также рассмотреть аспект фрустрации назального либидо. Кислородное голодание (повышение концентрации углекислого газа в крови) является ранним болезненным переживанием, которое хронологически предшествует ощущению боли на оральной (прорезывание зубов, кусание) и анальной (длительная задержка дефекации) стадиях, соответствующие переживания которых были названы орально- и анально-садистическими. Отличительная особенность кислородного голодания в том, что обычно она не вызывается действием внешнего объекта, но лишь самим ребёнком при задержке им дыхания. Это отличает назальную фрустрацию например от фрустрации при отсутствии кормления или приучении к туалету.

 

Рене Шпиц опубликовал наблюдения, подтверждающие описанную Маргарет Риббл (1938 г.) реакцию новорождённого в первые дни жизни на отвержение со стороны матери, содержанием реакции является не только нарушение сосания, которому надо заново учить, но и дыхания, которое становится патологическим по типу Чейн-Стокса, сопровождается бледностью и снижением чувствительности. Конкретно такая реакция вызывалась безразличным отношением матери к младенцу при безуспешных попытках кормления грудью впервые через сутки после рождения и в последующие 5 дней жизни, хотя сам ребёнок без проблем сосал молоко из бутылочки.

 

В рамках наших исследований можно предполагать, что задержка младенцем дыхания может означать регрессивную попытку вернуться в пренатальное состояние, в том числе в контексте нормальной или патологической коммуникации с матерью.

 

Сам по себе вдох-выдох может восприниматься ребёнком по механизму, названному Р.Шпицем диакритической рецепцией (в отличие от более зрелого механизма конестетической перцепции). С задержкой дыхания для ребёнка наступает относительная тишина, знакомая по внутриутробному состоянию. Потому понятие покоя – физического, а потом и психического – может также ассоциироваться с дыханием и его затаиванием или с поверхностным характером дыхания.

 

Дыхание, как компульсивная, или принудительная последовательность акта вдох-выдох может быть телесным прообразом такого невротического явления, как обсессивно-компульсивное повторение.

 

Страх смерти у ребёнка или взрослого может иметь своим компонентом амбивалентное желание прекращения дыхания и одновременно мучительный характер переживаний при таких попытках.

 

Инфантильное ощущение тревоги от задержки дыхания может после пубертата активизироваться в виде специфических телесных и психических состояний и использоваться при защитном регрессивном контр-катектировании при некоторых тревогах – например, с активизацией кастрационных страхов при виде недоступного, но сексапильного объекта. В обыденной речи такое состояние обозначают словами: «аж дух захватило», «перехватило дыхание».

Дыхание, в отличие от грудного кормления, не сопровождается в норме сколь бы то ни было значительными перерывами, а потому дыхание может восприниматься как непрерывный и постоянный процесс, при котором удовольствие получается от процесса, а не результата. Потому чувство спокойствия у человека, по нашему мнению, более базируется на дыхательном эротизме, и лишь впоследствии может связываться с оральными репрезентациями.

Либидинозное переживание независимости дыхания от внешнего объекта может катектировать идею, что «можно надеяться только на себя», однако данное представление может впоследствии замещаться идей «оральной зависимости от кормилицы».

Согласно психоаналитическим разработкам, расположение эрогенных зон на теле имеет своё значение – как пример, «низкое» и «заднее» расположение анальной зоны, взаимная близость генитальной и анальной зоны. Расположение слизистой оболочки верхних дыхательных путей в теле имеет самое высокое положение (впрочем, ниже органов зрения) – это может содействовать связи назального эротизма через понятие «духовности» с понятием «высокого».

 

Значение назального либидо для последующих стадий. Соотнесение с другими аналитическими концепциями

Какими временными рамками мы можем определить назальную стадию развития либидо? По нашему мнению, начинается она с первым вздохом и условно главенствует до тех пор, пока у младенца существует специфическая способность надолго задерживать дыхание, что совпадает с актуализации оральных переживаний, связанных с развитием объектных отношений и появлением социальной улыбки, которую Р.Шпиц назвал первым организатором психики – то есть в течение первых четырёх месяцев жизни. До конца жизни дыхание продолжается, продолжают действовать и назальный эротизм как компонент сексуального влечения, т.е. либидо.

 

Такие важные психические механизмы, как психическая интроекция и проекция традиционно связывают с телесной инкорпорацией материнского молока и соска при кормлении. Однако хронологически более ранним телесным опытом является инкорпорация масс воздуха, доставляющая очевидно не меньшее либидинозное удовлетворение. Такое удовлетворение, к тому же, независимо от внешнего объекта, в отличие от кормления грудью.

Оральная стадия может наследовать некоторые паттерны от назальной стадии. Из-за относительной неразвитости младенческой перцепции младенец психически переживает, что он сам себя кормит, по аналогии с тем, что он сам дышит. К поглощению пищи ребёнок может относиться как к повторяющейся последовательности вдох-выдох – потому ребёнок может срыгивать молоко по образу выдыхания после вдоха. Описанные Фрейдом предположения о том, что при оральной фрустрации младенец галлюцинаторно воспроизводит опыт кормления и тем снижает на время тревогу, можно дополнить предположением, что при оральной фрустрации также происходит регресс к получению удовольствия от дыхания.

Способность младенца задерживать дыхание до 10 минут и больше предшествует удерживанию при дефекации. Сама принудительная последовательность вдоха-выдоха может быть психологически аналогична навязчивому (обсессивно-компульсивному) повторению.

 

5. Психоанализ и вопрос духовности

 

Термин духовность как таковой в классическом и современном психоанализе, насколько нам известно, специально не рассматривался. По аналогии можно было предполагать, что если существует известное ответвление от психоанализа под названием «телесно-ориентированный психоанализ», то, вслед за традиционным культуральным противопоставлением телесности и духовности, симметрично можно предположить существование «духовно-ориентированного психоанализа». По нашему мнению, таким направлением можно считать развивавшуюся примерно одновременно с телесно-ориентированным психоанализом лого-терапию В.Франкла. Если процитировать статью «Духовное бессознательное» Словаря-справочника по психоанализу В.М.Лейбина (СПБ.: Питер,2001 г.), то «с точки зрения Франкла бессознательное является не только инстинктивным, о чём говорил Фрейд, но и духовным. Понимаемое как экзистенция, духовное бессознательно по существу, т.к. экзистенция в принципе не поддаётся рефлексии» и «Всё это означает, что цель терапии должна состоять не в доведении чего-либо до осознания любой ценой, а в осознании духовного бессознательного, чтобы, по словам Франкла, в конце концов «снова позволить ему стать бессознательным». Аналитик обязан восстановить бессознательные действия как нечто само собой разумеющееся». Сам Франкл утверждал, что «духовное не только может быть бессознательным, но и должно быть бессознательным, как в происхождении, так и в конечном проявлении».

На наш взгляд, взгляд Франкла на духовность как на принципиально бессознательное может быть соотнесено с тем, что назальный эротизм, по нашему мнению, хронологически имеет до-вербальную датировку, при сублимации катектируя неосознаваемые либо невербальные, преимущественно аффективно-перцептивные репрезентации, требующие для своего выражения специальных словесно-идеаторных конструктов, в качестве примера такого конструкта можно назвать концепцию трансцендентальности.

В целом концепция духовности до сего времени лежала вне парадигмы классической психоаналитической психотерапии и психоанализа, и находилась скорее в сфере деятельности религии как части культуры и данную религиозную сферу обуславливая.

 

 

6. Назальный эротизм как компонент взрослой сексуальности в норме и патологии

 

Назальный эротизм частично напрямую участвует в генитальной сексуальности, а также сублимируется. Стимуляция назальной эрогенной зоны в качестве предварительной стадии коитуса затруднена из-за практической невозможности тактильного контакта, однако такая стимуляция происходит посредством учащенного и шумного дыхания, усиливающее сексуальное возбуждение от стимуляции других эрогенных зон, одновременно являясь важным сигналом партнёру о собственном возбуждении.

 

В случае перверсии для достижения оргазма может происходить удушение путем закрывания дыхательных отверстий или сдавливания горла руками или соответствующими предметами – при этом имеет место тактильная стимуляция слизитых поверхностей дыхательных путей, сочетающаяся с чувством кислородного голодания. Возможно, Фрейду, посвятившему перверсиям первый из «Трёх очерков по теории сексуальности», были не известны такие формы перверсной сексуальности. Кроме клинических форм, известных из сообщений пациентов, сейчас существуют также особые, распространённые среди подростков игры, связанные с чередованием гипервентиляции и асфикции, одно из названий которых - «собачий кайф». Такие игры иногда приводят к летальным исходам.

 

Как мы уже предположили, одной из культурных форм сублимации является духовность.

Если говорить о чертах так называемого «назального характера», по аналогии с «оральным», «анальным» характерами, подробно разработанными Фрейдом и Абрахамом, то его характерологической чертой может быть чувство вдохновения (слово говорит само за себя) по разным поводам – по поводу сексуального партнёра, по поводу своей или чужой профессиональной или непрофессиональной деятельности, особенно имеющей нематериальный, художественный, артистический характер.

 

Вдохновение и социальное дружелюбие имеют в основе назальное представление о бесплатном получении, выраженном идеей - «воздух бесплатный». Такое психическое представление есть результат социализации назального эротизма как необусловленного никакими социальными нормами и оно необычайно важно для нормального либидинозного функционирования, поскольку оно существенно отлично от орального эротизма, обуславливающего питание объектными отношениями, или от анального эротизма, связанного с идеей, что взрослому человеку за всё, включая продукты питания, нужно платить, а также руководствоваться правилами поведения, а также и от фаллического - с идеей конкурентности и ограниченности доступа к либидинозному удовлетворению. Назальный эротизм вносит в объектные отношения компонент, выражающийся эпитетами: «они дышат одним воздухом» или «им нечего делить».

 

При оргазмической разрядке в норме имеет место так называемая регрессия Эго на службе самого Эго – приостановка контроля за моторикой, речью, мышлением, тестированием реальности, контролем влечений и аффектов, приостановка восприятия смысла и других функций Эго. Такое состояние Эго более свойственно ранней дыхательной стадии развития либидо, чем последующим. Такие регрессивные состояния могут, очевидно, переживаться при следовании религиозным вероучениям и обрядам, которые представляют собой хорошую возможность для регрессии Эго, поскольку содержит массу представлений, соответствующих детским фантазиям как генитального, так и до-генитального и даже до-вербального характера. Само определение термина вера как уверенность в невидимом очевидно не соответствует зрелому способу функционирования Эго, но при этом очевидно является проявлением социально приемлемого удовлетворения назального эротизма.

Такое понимание объясняет симптом, связанный, возможно, с данной стадией – а именно сознательный страх безумия, или страх сойти с ума - являющийся дериватом желания сойти с ума и пережить оргазмическое состояние назальной стадии развития либидо.

 

В патологических формах регрессии Эго показательным является удушение через повешение как распространённый способ самоубийства, особенно если повешение происходит путём подгибания ног, когда человек в любой момент мог бы прекратить данный процесс. Очевидно, что в таком случае возрастание интенсивности удовольствия от удовлетворения назального либидо соответствует усилению чувства вины и повышению интенсивности мучения для самонаказания.

Механизм образования симптома панических атак очевидно включает назальный компонент, поскольку содержанием переживания ПА является переживание нехватки воздуха.

Очевидно, в социально приемлемой форме аналогичные психические процессы могут происходить, например, при курении. Интересно, по замечаниям самих курильщиков, что курение в темноте не приводит к насыщению – т.е. им важно видеть дым. Данное наблюдение, возможно, является важным для расширения понимания психологических состояний при зависимостях.

 

 

7. Клиническая иллюстрация.

 

Предпосылкой обращения к теме является, среди прочего, проводившейся нами с ноября 2003 по апрель 2009 психоанализ. Клиентка (назовём её А.) на момент обращения – женщина 33 лет, замужем никогда не была, сыну 7 лет. Пришла на анализ примерно через год после прекращения другого анализа, который проходила в течение 2-х лет у женщины-психоаналитика. Последние 1,5 года анализ проводился с перерывами, в режиме разовых сессий по запросу клиентки. Анализ постоянно супервизировался.

 

3.12.2008 – после полугодового перерыва состоялась сессия, манифестный материал которой состоял из рассказов о тяготящих отношениях с уже престарелыми родителями, о том, как её сын, накопив денег, которые она давала ему за хождение на уроки, позвал кого-то из одноклассников на свой день рождения в кафе, но те отказались, и сын порвал денежные купюры, а также рассказы о собственных значительных долгах банкам по кредитам. В какой-то момент я непроизвольно длительно и несколько шумно вдохнул и выдохнул. Это привлекло внимание клиентки, сидевшей лицом к лицу. Она спросила: «Что же ты, Дмитрий, так тяжело вздыхаешь?» Я промолчал. Сеанс вскоре был завершён, договориться о следующем сеансе клиентка отказалась.

Из-за отсутствия договорённости о следующей встрече, с учётом психической ситуации клиентки, в результате проработки своих переживаний с помощью супервизии, я счёл целесообразным, не практикуя обычно смс-общение с клиентами, передать клиентке по смс следующее сообщение: «Анна, я на сеансе тяжело дышал - было психологическое ощущение удушения.» Через три минуты пришёл ответ: «Получается, это я тебя душила, и В. (имеет ввиду сына) тоже». Я ничего не ответил. Через сутки, примерно в это же время, от А. пришла другая смс: «Помнишь, я летом говорила об удушающих отношениях. Теперь и ты это почувствовал.» Моя реплика на это: «Получается, я удушение почувствовал так сильно, что не мог это понять в твоём присутствии. Потому после сеанса идёт общение.» Ответ клиентки: «То же самое и я о себе могу сказать, о всех предыдущих сессиях и в особенности о самом первом этапе анализа».

Примерно через 5 дней последовал запрос на проведение аналитической сессии, которая состоялась 19 декабря. На данной сессии клиентка начала с того, что «её порадовало, что я заговорил об удушении». Во второй половине сессии А. обратилась к ранним воспоминаниям об удушениях: что для неё душить руками – значит вцепиться в шею, что старший брат часто душил её подушкой, что сын иногда требует: «кидай на меня всё и становись ногами», что видела съёмки фашистов казни Зои Космодемьянской и как на них у той голова на бок. После некоторой паузы: «вспомнила, что ещё в детстве, в коммунальной квартире в комнату зашёл Давид, еврей, и начал меня душить, а я сексуальное возбуждение испытала… Он якобы был шизофреник и бегал с топором за матерью. И сейчас бывает, что когда у меня сексуальное возбуждение – я тяжело дышу.» После этого на сессии: «Я сейчас упрекаю деда (так называет своего отца) – зачем наплодил нищету?» и «Что то я замёрзла». На этом сессия окончилась также без договоренности о последующей сессии.

Через неделю попросила о новой сессии, которая состоялась 29 декабря. Сессия началась с упоминания клиентки, что «думала об ощущении удушения, как будто из-за такого чувства удушения я не могла что-то ощущать что-то важное для себя здесь на сеансе».

 

 

Резюмируя, можно отметить, что сформулированное мной ощущение удушения и сообщение его клиентке дало значительную динамику, выразившуюся, во-первых, в том, что после значительного перерыва состоялись 3 сеанса в течение одного месяца, во-вторых, на них возникла масса собственных ассоциаций клиентки на тему удушения – детских воспоминаний, имеющий безусловно переносный характер, в-третьих, имела место значительная динамика в личных объектных отношениях клиентки – любовных и детско-родительских. Контр-переносное ощущение, которое можно было назвать удушением, было осознано мной с помощью супервизионной работы примерно за 10 месяцев до сообщения клиентке, однако приходилось ожидать проявление таких чувств в переносе. Примерно в то же время в манифестном материале сессий стали возникать воспоминания о различных формах инфантильных переживаний клиенткой удушения от тяжёлой атмосферы отношений с родителями и в ходе детских игр со старшим братом. Задержка в сообщении клиентке о данном контр-переносном чувстве или в другого рода интервенциях могла, очевидно, объясняться интенсивностью контр-сопротивления, которое значительное время не преодолевалось даже с помощью неоднократных супервизий и выражалось в парализации или – можно сказать по аналогии - в удушении аналитика и его аналитических способностей. Нерегулярность встреч, с одной стороны, деструктивно влияла на ход анализа в данный период, но, с другой стороны, данная нерегулярность сама по себе являлась выражением тенденции к психологическому удушению и дискретности аналитического процесса, ассоциировавшегося с фазами «вдох-выдох».

 

 

8. Вопросы психоаналитической динамики с точки зрения назального эротизма.

 

 

Опубликованных развернутых сообщений на тему назального, или дыхательного эротизма нам не встречалось. Данный вопрос безусловно ожидает своего дополнительного рассмотрения. Можно полагать, что начало анализа любого пациента бессознательно связано с представлением о первом вздохе, а идея придти на психоанализ может описываться метафорически так, что пациенту в жизни до психоанализа «трудно дышать», что он «задыхается» или желает «сделать глоток свежего воздуха». По мере разворачивания невроза переноса соответствующие представления, в том числе и дыхательные, могут катектировать образ аналитика.

На основании собственного клинического опыта и своего опыта прохождения дидактического анализа могу сказать, что на поздних стадиях анализа удаётся ассоциировать различные психические репрезентации как объектных отношений, так и психических функций с представлением о дыхании и связанных с дыханием переживаниях. Например, может становится очевидным ассоциирование на сеансе речевой активности с дыханием, и тогда становится понятна тревога при прекращении речи как тревога от прекращения дыхания.

По нашим наблюдениям, назально-эротические представления и их дериваты трудны для осознания и вербализации, то есть для связывания с предметными или словесными представлениями, которые как раз не свойственны назальной стадии. Часто такие представления открываются сознанию как трансферентные аффективные состояния и идентифицируются как дыхательные именно из-за невозможности связать их с другими – оральными, анальными, кожно-эротическими, генитальными и другими представлениями. Их осознание в переносе, кроме того, сопровождается страхом удушения, что является неприятным и избегаемым переживанием.



Просмотров: 652
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Можно ли запланировать то, что вы будете проживать во время сессии холотропного дыхания?
  • «…теперь я — желанный ребёнок…», или изменения после холотропного дыхания
  • «…становиться собой…», или изменения после холотропного дыхания, 2
  • Кто может проводить Холотропное дыхание: осторожно - дилетанты.
  • «…меняется окружение…», или изменения после холотропного дыхания, 3
  • Вдох – выдох. Дыхание, как трансформация негатива
  • Возможны ли внетелесные переживания во время холотропного дыхания?
  • Сила дыхания. (Как восстановить свое эмоциональное состояние в ситуации сильного стресса)
  • Процесс дыхания
  • Психотерапевтическое значение дыхания
  • В чем отличие Холотропного Дыхания™ от ребёфинга?
  • Дыхание животом: диафрагмальное дыхание
  • О связи внимания и дыхания. Экстаз/исступление.
  • Эмоциональное спокойствие с помощью дыхания
  • Эффективность холотропного дыхания в терапии тревожно-фобических и депрессивных состояний.
  • Типы дыхания ребёфинг.
  • Снижение либидо у мужчин после рождения первенца
  • Какое значение имеет дыхание?!
  • Изменения психики при заболеваниях органов дыхания
  • Не связанное либидо: между нарциссическим и объектным либидо.
  • Ритм дыхания влияет на память и страх
  • Ты- мое дыхание! Статья о любовной зависимости и не только.
  • Глубинные формы дыхания
  • Мой опыт холотропного дыхания
  • Свобода дыхания
  • Тренировка дыхания
  • Техника дыхания
  • Мои личные результаты, ощущения и чувства от использования Динамического связного дыхания.
  • Механика и философия дыхания
  • ВИДЫ И ВОЗДЕЙСТВИЕ ДЫХАНИЯ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь