Глубинные формы дыхания

Автор статьи: Игорь Лютый

Анализ развития метода глубокого дыхания в системе существующей психологической практики

 

 

Голотропное (холотропное) дыхание Станислава Грофа

 

Пояснительная записка

Холотропное дыхание является наиболее распространённым брендом среди дыхательных методов психотерапии новой волны, благодаря, очевидно, схеме массовой подготовки инструкторов холотропного дыхания (Холотропное Дыхание™ - Holotropic Breathwork™). Но будем справедливы к истории, коллеги (те, которые всё ещё  спорят на терминалогические темы), что в нашей языковой среде сначала появился термин голотропное дыхание (Golotropic Breathing) и не случайно. Дело вовсе не в ошибке транслитералора. Речь идёт о греческом термине, а не о латинском, и звучание соответствующее: где-то посередине между "Г" и "Х". То есть для носителей английского языка, возможно, удобнее использовать "Х", а для носителей руссского "Г".
В российской (советской) науке греческий корень "голо-" не нов! На 2-м курсе физтеха я делал курсовую по голографии... Вот такие "парадоксы" судьбы.
Голография (греч. ὅλος — полный + γραφή — запись, изображение) — набор технологий для точной записи,воспроизведения и переформирования волновых полей. Данный метод был предложен в1948 г. и в 1949 уже использовался (!) Дэннисом Габором, он же ввёл термин голограмма и получил «за изобретение и развитие голографического принципа» Нобелевскую Премию по физике в 1971 г.
Понимаю, что звучание голотропное несколько смешит холотропщиков - звук то более яркий! Действительно, на голотропе мы обнажаем наши души на пути к трансперсональному и получаемся в этом смысле ГОЛЫМИ... Но, с другой стороны, когда появилось "холотропное", то мы, голотропщики были несколько в недоумении - нам наше название казалось очевидно благозвучным! "Х" вместо "Г" как то обезличивало термин...

Что же касается меня лично, то на своих психоантропологических тренингах, уже начиная с весны 1991 года я использую методику голотропного дыхания С.Грофа.  
В последствии   я  сформировал и теоретически обосновал в феврале 2003 года метод Последовательного Катарсиса.

Аналогичная ситуация с другим корнем, причём, уже латинским: герба́рий — herbárium, от herba — «трава», или торговая марка Гербалайф — Herbalife…

 Итак, выдержки из диплома (Москва, УРАО, 2003)

 

Вкратце осветив условия клиники, а также историю развития данного вопроса, мы подошли к использованию произвольной гипервентиляции в психологических целях. Нас, как было сказано, будут интересовать глубоко дышащие люди со «здоровым уровнем невротизма», можно сказать, «средне статистический» участник психологического тренинга. Считается, что пионерами в таких исследованиях стали Станислав Гроф и Леонард Орр. Орр первый начал экспериментировать с дыханием, но, почти независимо от него, на базе своих исследований с психоделическими препаратами Гроф создал свою уникальную модель.

Уникальность работы Грофа, на наш взгляд, состоит в расширении рамок академической науки. Подобно тому, как Фрейд стал говорить о материале бессознательного в терминах младенческих комплексов и пр., Гроф вывел на уровень научного рассмотрения уровни до рождения – перинатального опыта, использовав при этом идеи Отто Ранка. Гроф систематизировал и раскрыл эти идеи Ранка. И более того, Гроф занялся изучением уровней до зачатия – трансиндивидуальные и архетипические переживания, которые Гроф назвал «трансперсональным» уровнем, вплотную приблизившись при этом к религиозному и мистическому опыту. Имея 30-и летний опыт работы с измененными состояниями сознания и более 20 лет работы с дыханием в различных группах людей (как пациентов клиники, так и «волонтеров»), Гроф создал достаточно стройную, принятую во многих научных кругах картографию бессознательного и эффективную практическую модель.

В своих работах Гроф указывает, что переживание трансперсонального опыта и некоторых пластов перинатального опыта возможно на продвинутых стадиях дыхательных сессий. Более того, новичкам такой опыт не всегда рекомендуется, в силу сложности его осознания и завершения для последующей самореализации. Этот опыт имеет много параллелей со сложными мистическими и религиозными переживаниями, а также дает, на первый взгляд, симптоматику, схожую с некоторыми формами психоза и шизофрении. Такой опыт сложен, многомерен и парадоксален, его можно неоднозначно трактовать, поэтому и переживание этого опыта новичку нежелательно. По этим же причинам и мы не будем останавливаться на этих феноменах, возможно, оставив их для будущих рассмотрений. Нас будет интересовать стадии переживаний, названные Грофом «системы конденсированного опыта» (СКО) и некоторые простые моменты теории базовых перинатальных матриц (БПМ) в контексте нашей проблемы.

Гроф указывает, что через некоторое время после начала дыхания (у разных людей эта длительность различна) появляются сильные эмоциональные переживания и стереотипные паттерны мышечной защиты. Здесь он пользуется наблюдениями и теорией Вильгельма Райха, используя райхиановское понятие «мышечный панцирь». Гроф также ссылается на Райха, где говорит, что подобные телесные защиты ограничивают дыхание. Правда, также говорится и о неэффективности одних лишь теоретических разработок. Для того чтобы явно высвободить материал бессознательного и сверхсознательного (Гроф часто ссылается на Юнга), необходимо использовать автономную функцию организма человека - дыхание, но при этом оказать на нее волевое влияние, - сделать дыхание учащенным и более глубоким с полной концентрацией и осознанием внутреннего процесса (в более раннем варианте это дыхание с форсированным вдохом и спокойным выдохом). При этом указывается, что специфическая процедура дыхания менее значима по сравнению с концентрацией и осознанием процесса. Говорится, что дальнейший характер и направление такой практической работы будут зависеть от индивидуальных особенностей. Можно лишь описать только наиболее общие и статистически значимые варианты. Сам Гроф, можно сказать, «заворожен», в основном, изучением глубоких и гладких течений трансперсональных и некоторых перинатальных сфер. Его привлекают описания света невероятной красоты, ощущения полного расслабления, оргазмический опыт, выход за пределы времени, пространства и собственного «Я» испытуемого, которые проявляются все больше по мере нарастания количества сеансов. Что касается более простых и примитивных переживаний, то это «… уровень биографических воспоминаний и индивидуальное бессознательное. Хотя   явления, принадлежащие этой категории, имеют прямое и серьезное отношение к обсуждению, подробно их описывать все же нет необходимости. И вот почему: большая часть традиционных подходов психотерапии ограничивалась именно этим уровнем психики». (4, с. 53).

Среди тех немногочисленных описаний начальных эмоциональных и физических переживаний, Гроф также указывает на «гипервентиляционный синдром», в частности, на самый обсуждаемый и противоречивый симптом этого синдрома – «карпопедальный спазм», упомянутый нами выше как тетания. Гроф указывает, что на основании дыхательных сеансов сотен людей традиционное понимание этого спазма неверно, - характер их подобных переживаний заметно отличается от «карпопедального спазма» тем, что эти напряжения в различных частях тела при продолжительной гипервентиляции (1,5-2,5 часа и больше) прогрессивно нарастают, приводят к критической кульминации и заканчиваются глубокой релаксацией. Причем, паттерны распределения этих напряжений (кисти, стопы, шея, плечи, поясница, а также давление в голове и области глаз, сдавливание горла и живота, сжатие челюстей, теснота в груди, потение, слюноотделение или сухость во рту и пр.) могут заметно отличаться у разных людей. «Не являясь простыми физическими реакциями на гипервентиляцию, они представляют собой сложные психосоматические структуры, зависящие от индивидуальных особенностей, и имеют, как правило, специфическое психологическое содержание, характерное для данного человека» (Там же, с. 76). Это могут быть как привычные напряжения, например, связанные с профессиональной сферой деятельности, так и достаточно старые проблемы и травмы, а также проблемы перинатального характера. Оставить эти проблемы в теле означает, по Грофу, - не завершить гештальт. То же относится и к эмоциональным переживаниям – гнев и агрессия, беспокойство, печаль и   депрессия, чувства неудачи и униженности, вины, уничтоженности и т.п. С этой точки зрения, проблемы ГВС у больных можно рассматривать как попытки самолечения, а значит и спонтанную гипервентиляцию нужно всячески поддерживать, но не подавлять.

В повторяющихся дыхательных сеансах общее количество мускульных напряжений и драматических эмоций заметно снижается. Это может произойти как за один длинный сеанс, так и за несколько дыхательных занятий. «Все, что происходит в этом процессе, можно интерпретировать как стремление организма отреагировать на изменение биохимической ситуации посредством вынесения на поверхность в достаточно стереотипной форме различных застарелых, глубоко запрятанных напряжений и освобождения от них посредством периферической разрядки» (Там же, с. 74). Далее приводятся два способа этой разрядки, которые могут нас заинтересовать. Первый способ отреагирования подобен течению истерии (описанной, в частности, в работах Фрейда). Это активные движения конечностями и всем телом, вскрикивания, манипуляции с дыханием, рвотные позывы и пр., которые заканчиваются катарсисом. Здесь нужно побудить дышащего полностью подчиниться всем возникающим эмоциям, ощущениям и проявлениям физических энергий, так, чтобы обнаружить свой соответствующий способ выражения этих различных энергий через звуки, движения, гримасы, позы и пр. Этот способ применяют, в частности, при лечении травматических и эмоциональных неврозов. Первый способ можно назвать изометрическим и он аналогичен спортивным тренировкам по поднятию тяжестей, где мускулы постоянно меняют длину. Второй способ изотонический и он подобен боксу, где мускулы поддерживаются в постоянном тонусе. Указывается, что второй способ более нов и эффективен в психотерапии. В этом случае дышащий поддерживает длительное напряжение мускул с помощью продолжительной гипервентиляции. Напряжение экспоненциально растет, достигает какого-то максимума, задерживается на какой-то промежуток времени и затем падает, приводя к телесному расслаблению. Причем, дышащий не направляет этот опыт «вовне», позволяя тем самым энергии напряжения высвободиться через мышечное отреагирование. На конечных стадиях такого процесса, если процесс все же не имеет разрядки, уместна специально разработанная работа с телом, но, как снова указывается: положительный терапевтический результат сеанса обратно пропорционален количеству вторжения извне, где самый качественный голотропный процесс, - это процесс без активного вмешательства помощника.

С нашей точки зрения, второй процесс можно назвать «мышечный катарсис», в то время, как первый процесс - «общий катарсис». Оба способа эффективно дополняют друг друга на разных стадиях дыхательного процесса. Появление любого симптома в таких процессах должно рассматриваться руководителем как начало выздоровления, но не как начало болезни, - это выход заблокированной энергии и предельно сконцентрированного опыта.

 

 

Ребефинг (реберфинг)

 

По сравнению с дыханием Грофа, ребефинг не претендует на весь спектр человеческого опыта. И в теории ребефинга нет столь разработанной картографии психики, как в голотропном дыхании. Можно сказать, что ребефинг и менее научен, хотя в последнее время наблюдается тенденция слияния этих двух моделей дыхания, проявляющееся в самых разнообразных формах, - от простой подмены названий до сложной интеграции, приводящей к образованию новых методик дыхания. Если же говорить о «классическом» ребефинге, то эта техника дыхания в большей степени акцентирована на достижение конкретного личного результата. Если у Грофа основная инструкция дыхания сводится к тому, чтобы следовать за процессом отреагирования: позволить телу высвободить стресс, пройдя через все переживания спонтанно и с полным осознанием происходящего, принимая все как приходит, то в ребефинге основная идея – «мысль материальна», или «мысль творит действительность».

Правда, сам основоположник ребефинга Орр рассматривал свою дыхательную технику как часть более широкой и философски глубокой системы, названной им «Йога вечной жизни», которую можно рассматривать как околонаучное знание. Поэтому, его подход к дыханию отчасти метафизичен и строится на «энергетическом» принципе – вдыхание и высвобождении энергии. Например, процесс повторного переживания рождения (собственно, «rebirthing») у Орра имеет несколько символическую окраску, чем у Грофа. Если на дыхании по Грофу такое «перерождение» или отдельные его элементы просто могут спонтанно фиксироваться у дышащего, то у Орра они модулируются и заранее задаются. Работа по Орру (и не только дыхание) строится на использовании афирмаций – глубинных утверждений, т.е. определенных положительных высказываний, трансформирующих желаемое в убеждение (и далее в действительность). Ученица и сподвижница Орра Сандра Рэй, тщательно разработав этот подход с Бобом Менделом, создала свою психотехнологию «Тренинг Любящих Взаимоотношений» с использованием так называемого «связного дыхания» (углубленное дыхание без пауз между вдохом и выдохом и между выдохом и вдохом), а также элементами коммуникативных тренингов и использовании афирмаций. В методике по Рей прорабатываются афирмации любви, удовольствия, телесных ощущений, интимной жизни и пр. Таким образом, дыхание по Орру дает больший акцент не на телесные (и эмоциональные) приоритеты, а на ментальные, которые в данной работе нами не рассматриваются.

Интересующая нас проблема в большей степени раскрыта у других последователей Орра – создателей так называемого «интегративного реберфинга» (ИР), или техники «вайвейшн» Джима Леонарда и Фила Лаута. Авторы систематизировали и теоретизировали ребефинг, введя новые термины и соотношения, например, пять элементов ребефинга, где циркулярное (или связное) дыхание является первым элементом. Основной лейтмотив ИР, согласно авторам: «…можно с полным основанием сказать, что он использует разум, чтобы коснуться тела» (тотальное внимание – второй элемент ИР) (11, с. 3). Отвергнув понятие «освобождение», было введено понятие «интеграция» опыта. Интеграция, согласно ИР, устраняет всякую неоднозначность во время дыхания, излишнюю мистификацию и ненужную «философию». Интеграция, путем активации различных эмоциональных и телесных переживаний призвана устранять двойственность отношения к переживаемому опыту, порождая наслаждение и определенные моральные принципы: «…проинтегрировать – значит прекратить действовать неправильно. (…) Наши возможности дисциплины и морали – это два наших великих благодетеля» (Там же, с. 27-28). [1]

Интересующая нас тема эмоционально-динамического и телесно-физического фактора представлена в ИР несколько неожиданным образом. Авторами этой методики эмоции рассматриваются как результат сопротивления чему-либо. То есть эмоциональный фактор в ИР принимается только в «негативном» контексте, - он является мишенью проработки. Цель ИР – порождение состояния счастья, которое ИР не считает эмоцией (полная релаксация - третий элемент ИР). Эмоции активируются в ИР и интегрируются в блаженство (интеграция в радости – четвертый элемент ИР). То же касается и телесных ощущений. Но они не усиливаются сознательно, как это происходит в дыхании Грофа, а скорее даже избегаются, особенно то, что касается тетании. Гипервентиляция в ИР также считается крайненежелательной. По мнению авторов ИР, 90 % дышащих испытывают тетанию в той или иной степени. Причина этого, - развития «паттерна контроля», - «…т.е. они воображают, что могут контролировать то, что предохраняет иллюзию от разрушения. (…) Тетания – это результат сопротивления разочарованию» (Там же, с. 40-41). Механически это выражается, кроме самой гипервентиляции, в контроле и форсировании выдоха, что можно избежать, если выдох не контролировать. Снятие контроля выдоха (при всем многообразии способов контроля вдоха) обеспечивается пятым элементом ИР – полным доверием к процессу.

 

 

Свободное дыхание

 

Отечественная модель, вышедшая из ребефинга – свободное дыхание (СД), хотя голотропное дыхание также относят к стилям СД.

Здесь сохраняется прежнее отношение к выдоху, и в связи с этим отчасти и к телесным ощущениям тетании и пр. СД не стремится к кульминации напряжений в теле, но и не уходит активно от них, предлагая найти способ заменить телесную скованность на эмоцию, например, печаль. Так, что касается эмоционального опыта, то СД принимает и его, как впрочем и ментальный опыт, но в каждом отдельном случае акцент делается на чем-то одном. СД также и не стремится к блаженству, вводя принцип «гибкости контекста» вместо принципа «интеграции в радости» ИР (другие принципы ИР сохранены). Интеграция по СД – вскрыть конфликт и перевести его в осознание, не обманывая себя иллюзией самодостаточности: «Интеграция – это присоединение части к целому с целью согласования всех частей» (10, стр. 13). СД стремится к тому, чтобы любые эмоции сделать достоянием действительности (возможно, это проявление русского менталитета).[2]

Телесные ощущения принимаются на первых занятиях, после чего они нивелируются, переходят в различные эмоции, а эмоции интегрируются в целостном опыте. Целостный опыт состоит из набора 3-х начальных опытов, наличие которых рассматриваются СД необходимым для нормального функционирования психики. Но у обычного человека они в дисбалансе. Отсюда и жизненные проблемы. Правда, возможна так называемая «спонтанная интеграция» во снах, в «озарениях» и пр. Задача СД – сознательно интегрировать телесный, эмоциональный и ментальный опыт. [3]

 

 

Дополнительные замечания по дыхательным методикам

 

Как уже было сказано, в настоящее время наблюдается существование многообразия «дочерних» методик ребефинга и голотропного дыхания, их мультимодальность. Давайте осветим некоторые из них, в дополнение к предыдущим.

Обращает внимание общая тенденция почти всех методик по отношению к оптимальному количеству времени и занятий подобными методиками. Гроф ссылается на длительную многомесячную работу для получения стабильных результатов дыхания, при этом каждый процесс должен быть относительно завершен. Специалисты по свободному дыханию рекомендуют 16 занятий для закрепления возросшей самоактуализации и других личностных качеств. В руководстве по ребефингу Холова (29) мы обнаруживаем 10 занятий (это минимальное количество), причем указывается, что первое занятие – это своеобразное знакомство с ребефингом и первое знакомство «со своими составляющими»; первые пять сеансов необходимы для прохождения опыта столбняка, подавленной анестезии, драматических эмоций и других странных и по своему «прекрасных» ощущений. Последние пять сеансов дают более глубокий и тонкий опыт, где каждая последующая интеграция будет проходить легче и естественнее. В итоге, как указывается, «каждый может стать компетентным в получении своих собственных результатов» (Там же, с.102). У Доулинг (5) говорится, что количество необходимых сеансов, может быть и меньше десяти, и больше, также варьируется и интервал, но оптимальный интервал, по ее мнению – одно занятие в 2-3 недели. Сайссон (22) также говорит, что после двух сессий рождаются приятные ощущения контролируемости протекающих по телу энергий, после чего процесс становится все легче и вместе с тем более ответственнее для дышащего.

Холов различает спонтанные проявления поверхностных чувств так, что противопоставляет этот феномен расслаблению (второй принцип ребефинга) с последующим ощущением глубоких чувств. По его мнению, такое выражение может сопровождать удержание подавленных эмоций, т.е. мешать интеграции и тем самым порождать нежелательные драматические результаты. Хотя Сайссон указывает, что в первые годы своего возникновения ребефинг использовал драматизацию, от которой впоследствии отказались в пользу мягкости; считается, что выражение эмоций не приводит к интеграции и не устраняет подавления. У Грофа же такой путь яркого эмоционального отреагирования приемлем, хотя и признается менее эффективным, чем путь дальнейшего нагнетания напряжения в теле (чего ребеферы просто избегают и предпочитают телесное расслабление). Доулинг указывает, что внутренний мир эмоционален, но в процессе дыхания эмоции растворяются и направляются «в нужные места». Осознание энергетических паттернов в теле (по Райху – «мышечных панцирей») влечет за собой осознавание чувств и эмоций, которые прячутся за этими паттернами. Убирание одного такого слоя влечет за собой появление следующего. Доулинг различает такие чувства, как радость, спокойствие и удовлетворение как на уровне тела, так и на уровне эмоций. Она предлагает принцип «принятия всего как части процесса» (вместо «интеграции в радости») и связывает эмоции во время дыхания с верхней, или «ключичной» фазой дыхания (которое, по ее мнению, предпочтительнее), а телесные ощущения с нижним дыханием животом, но в целом, по Доулинг, и опыт телесный, и опыт эмоциональный суть различные проявления эмоций. «Энергетическими паттернами» некоторые авторы называют не только «мышечные панцири», но и мысли, чувства и все ощущения в любой момент дыхательного процесса (Сайссон). Активировать и объединить эти три уровня – задача интеграции, эта задача противопоставляется вытеснению и освобождению, хотя речь может идти об освобождении от травмы, но не переживании ее заново, как у Грофа.

Общая тенденция ребефинга во всех его проявлениях (даже когда он «скрещивается» с дыханием Грофа) – минимизация активности и превращение его в технику спокойного осознания дыхания, наподобие индийской Пранаямы, китайских Цыгун, Тайчи и т.п., которые используют немалую долю активности и импровизации во время практики. Эти восточные техники относятся к спокойным режимам нагнетающего дыхания как к самомассажу тела изнутри с помощью вдоха. Ребефер Бегг (3) и предлагает делать акцент на вдохе, расслабив при этом выдох. Поиск расслабления обусловил существование огромного количества вариантов ребефинга: в теплой и холодной воде, сидя и лежа, в одиночку, в парах и в группе, глядя в глаза напарнику и сидя перед зеркалом, детям и пожилым людям, при беременности – словом, практически во время любой деятельности, и в идеале в течение всей жизни. Именно по этой причине, на наш взгляд, ребефинг относительно ближе к сфере «народной» психологии, чем дыхание по Грофу.

Проведя краткий обзор литературы по интересующей нас теме, а также обзор существующих на настоящий момент методик, использующих глубокое дыхание в психологических целях, мы приходим к пониманию относительной разработанности данной темы. Среди декларируемых целей использования вышеупомянутых методик упоминаются: достижение целостности существования души и тела, вывод неосознаваемых психических блоков в сферу осознания, достижение стабильного ощущения счастья и блаженства, решение заблокированных в теле проблем и пр. Разработаны и активно используются эффективные подходы к телесным ощущениям и эмоциональному отреагированию, а также сформулированы методики, позволяющие работать с мысленными формами. Можно также увидеть и бесспорную   роль психоанализа в возникновении и существовании данных методик. Тем не менее, интересующая нас проблема соотношения телесно-физического и эмоционально-динамического опыта глубокого дыхания остается в тени интуитивных прозрений и таланта отдельных руководителей подобных занятий.

Перед тем, как перейти к практической части нашей работы, подводя итоги вышесказанному, обратимся к области возможных противоречий будущего исследования.  

 

 

Область артефактов в методе глубокого дыхания и возможность их нивелирования

 

 

Между понятиями «дыхание» как функциональная система организма и «дыхание» как работа духа (такое лингвистическое сходство существует и не только в русском языке[4]) существует огромный диапазон теоретических рассмотрений и практического применения   в русле самых разнообразных наук и научных направлений, которые можно включить между физиологией дыхания и философией дыхания. Также можно обнаружить и немало мифов о дыхании – житейских, лечебных, научных, паранаучных. Из этого многообразия мифов и процедур можно выделить часть, касающуюся только режимов глубокого дыхания.

Например, мы уже указывали о вреде и пользе гипервентиляции с разных точек зрения. Но можно вспомнить и смысл народных метафор: «Дыши всей грудью!», «Дыши глубже!», «Не жалей вдох!» и пр., призывающих к действиям, активной жизненной позиции. Другие метафоры, такие как «Выдохни обиду!», «Вынь камень из-за пазухи!» и пр. являют собой универсальную психологическую методику снятия эмоционального напряжения, которую нередко рекомендуют и профессиональные психологи. Сфера народной мудрости, или так называемой «бытовой психологии» дает немало ответов на современные вопросы практической психологии и психотерапии, равно как и немало артефактов. Для того чтобы закрепить ответы на поставленные вопросы и максимально снизить возникновение артефактов, по-видимому, необходимо найти пути объективирования мифа. Можно предположить, что академическая наука чаще всего имеет дело с обычными режимами вентиляции, - их проще означить, введя строго ограниченное количество семиотических переменных. Явления гипервентиляции в клинике и в условиях психологического тренинга весьма неоднозначны, субъективны и порой аномальны, что делает эти феномены еще более неподдающимися научному описанию. Особенно ненаучными и непоследовательными кажутся действия руководителей таких тренингов, стремящихся активно использовать архаичные методики нередко почти в первозданном виде (впрочем, это их чаще устраивает). Например, различные трансовые пляски, прыганье через костер, народная «крикотерапия» всегда несут в себе аспекты гипервентиляции и при умелой подаче оказывают бесспорный положительный психологический эффект. Более того, повторное прохождение такого ритуала, всегда идет легче и еще более эффективнее. По мнению Тхостова (28), это происходит за счет резкого возрастания полезависимости участников таких процедур после первой сессии, когда участник подвергается обильному воздействию самых необычных телесных сенсаций. Особой демонстрацией данного тезиса Тхостов считает голотропное дыхание Грофа. Среди факторов, способствующих положительному результату подобных мероприятий, Тхостов также выделяет: атрибуцию обращения (по чьей инициативе человек обратился к специалисту), уверенность в успехе процедуры, наличие оплаты и др. Несомненным эффектом также пользуются мифы о признании или, наоборот, несправедливом непризнании автора методики представителями академической науки, «естественность» (или «экологичность») этой методики (например, отсутствие фармакологического воздействия), «древность» или, напротив, - «революционность» метода (другими словами – его необычность), фактор сектанства, фактор «гуру-учителя», наличие ритуала-инициации и прочие, порой самые неожиданные факторы. С этой точки зрения, и психоанализ более близок шаманизму, нежели психологии или психиатрии. Без сомнения, немалую роль играют и тенденции времени – своевременность методики, углубление кризиса старых методов, слияние разных школ и направлений мысли, науки и паранауки и пр.

Для того чтобы снизить неопределенность использования методики глубокого дыхания и вывести ее, по-возможности, из разряда паранаучной, даже стандартизировать и сделать научной, по-видимому, необходимо резко сократить количество степеней свободы процедуры ее проведения. Ведь само наличие гипервентиляции делает функционирование физиологии и психики уже необычным. И для этого в первую очередь необходимо пожертвовать, по крайней мере, всеми архаичными ритуалами, и придать методике «современный» вид (который, впрочем, имеет свои ритуалы и тем самым может приблизить данную технику к современной науке). Во вторую очередь, если речь идет об интрацептивных ощущениях, то необходимо максимум нивелировать внешние воздействия на дышащего, прежде всего его внешние телесные проявления. Для этого будет наиболее подходящей поза с ограниченными возможностями движения, т.е. лежа. В-третьих, во время самого дыхания необходимо максимально ограничить дышащего в теоретических конструктах, тем самым снизить роль полезависимости, концептуального мышления и излишнюю фиксацию на усвоенных перцептивных зондах, если это возможно[5]. Принципы отбора участников таких занятий, а также другие технические моменты мы осветим ниже в практической части.

Такое упрощение метода, на наш взгляд, должно привести к более простому и доступному для дальнейшего изучения результату. Это означает, что различия в описанных нами выше методиках проведения глубокого дыхания определяются лишь предпочтениями руководителей, и именно по этой причине дают некоторые различия в результатах. Чем изощреннее процедура проведения методики и ее психологическо-философский способ теоретической подачи, тем и более непредсказуемы будут результаты проведения этой методики. Мы неоднократно видели, что интрацептивный опыт может быть описан или в терминах телесно-физической компоненты, или же в терминах эмоционально-динамической компоненты. Эти две компоненты чередуются, и возможны некоторые закономерности такого чередования, но эти закономерности носят фрагментарный и противоречивый характер в разных публикациях. Ментальная компонента, как уже было оговорено, в данной работе нас не интересует в силу еще большей сложности и неопределенности ее проявления. Это, возможно, задача дальнейших психологических и даже кроссдисциплинарных исследований.

Тем не менее, как мы выяснили из обзора различных источников, - это область психического, и мы сделаем попытку ее объективизировать. Скорее всего, наше исследование носит характер пилотажного, поскольку мы будем исходить из данных, извлеченных из этих источников с учетом последней оговорки.

Тогда выдвенем гипотезу: мы предполагаем, что интрацептивный опыт, получаемый при проведении метода глубокого дыхания в психологических целях можно структурировать и последовательно описать в терминах эмоций и телесных переживаний.

[1] В рамках проводимой в 1992 году Третьей Международной Конференции МАСД (Международная Ассоциация Свободного Дыхания) изучалась связь некоторых биографических факторов с личными особенностями инструкторов, регистрируемых с помощью 16-PF. Было установлено, что у инструкторов ИР самая высокая сила суперэго по сравнению с инструкторами других дыхательных методик. (10, с. 49-52). Согласно этому исследованию, ИР ограничивает свободу от социальных и моральных норм и условностей в большей мере, чем другие дыхательные методики.

 

 

 

[2] Тренеры СД считают, что ребефинг вышел из депрессивных качеств самого Орра, - это скрытый всепоглощающий страх смерти, приводящий его не раз к суицидальным мыслям. Отсюда и основная стратегия всех видов ребефинга, в отличие от голотропного дыхания – «адаптировать» эти депрессивные настроения в сфере практической жизни, - сделать их тем самым не депрессивными на субъективном уровне их восприятия.

 

[3] В отличие от Грофа, СД не стремится довести общее напряжение отдельной дыхательной сессии до конца. Здесь речь идет о 16 занятиях 1-2 раза (и больше) в неделю, т.е. реально о 2-х месяцах психологической работы. Это сроки успешной интеграции, которые обоснованы экспериментальными исследованиями в рамка МАСД в терминах устойчивых личностных изменений благодаря методики СД. К таким изменениям относится, прежде всего, повышение уровня самоактуализации и улучшение психологического здоровья клиентов в целом. (10, с. 32-52).

 

 

[4] Андреас Веховски указывает на сходную этимологию дыхания, жизни и души во многих языках - греческом, латинском, древнеевропейском и санскрите (Веховский А. Диалоги дыхания: паттерны дыхания как паттерны социального взаимодействия // 4, с.200-208). Подобное мы находим и у Лоуэна (14, с. 46-51).

 

[5] Дыхание Грофа считается наиболее разработанным с научной точки зрения и, поэтому, наиболее принятым в научном сообществе. Правда, из трех описанных нами условий научной идентификации методики в данном дыхании присутствуют явно лишь два первых условия. Гроф дает уникальную теорию с первого же занятия, что заранее небеспристрастно привязывает практику к теории. Вероятно, немалую (если не решающую) роль здесь еще играют факторы своевременности, авторитета системы и самого автора и пр.

 

 

Список литературы

 

 

  1. Абросимов В.Н. Гипервентиляционный синдром в клинике практического врача. – Рязань, 2001. – 136 с.
  2. Бройтиган В., Кристиан П., Рад М.. Психосоматическая медицина. - М., 1999. - 376 с.
  3. Бегг Д. Практика Ребефинга. – М, 2001.- 176 с.
  4. Гроф С., Уилбер К., Веховски А., Тарт Ч. Практика холотропного дыхания. Трансперсональная психотерапия. – М., 2000. – 212 с.
  5. Доулинг К. Введение в ребефинг. Психотехнологии работы с дыханием. - М. 2001. – 168 с.
  6. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб., 2201. - 320 с.
  7. Зильбер А.П. Респираторная терапия в повседневной практике. - Т., -1986. - 399 с.
  8. Зильбер А.П. Дыхательная недостаточность. (Руководство для врачей). - М., 1989. - 512 с.
  9. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы: Учебник для вузов. – М., 2002. – 381 с.
  10. Контексты и подтексты Свободного Дыхания [Свод: Переводы. Творчество. Исследования. Вып. 1] / Под ред. М.В. Молоканова. – М., 1994. – 112 с.
  11. Леонард Д., Лаут Ф. Ребефинг. Техника дыхательных трансов для психотерапии и самосовершенствования. - М., 2000. – 180 с.
  12. Леонард Д., Лаут Ф. Ребефинг или как познать и использовать всю полноту жизни. - СПб., 1993. – 168 с.
  13. Ван Лисбет А. Пранаяма. Путь к тайнам Йоги. - К., 2000. – 256 с.
  14. Лоуэн А. Терапия, которая работает с телом (Биоэнергетика). - СПб., 2000. – 272 с.
  15. Любан-Плоцца Б., Пельдингер В., Крегер Ф. Психосоматический больной на приеме у врача. - СПб., 1994.
  16. Макаров В.В. Психотерапия в Российской Федерации // Профессиональная психотерапевтическая газета. - 2002. - № 3(4). – Авг. – С. 1-11.
  17. Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия. - М., 1996. - 464 с.
  18. Райх В. Характероанализ: Техника и основные положения для обучающихся и практикующих аналитиков. – М., 1999. – 464 с.
  19. Рей С. Ребефинг и афирмации любви. – М., 2001. – 104 с.
  20. Розин В.М. Психология: теория и практика: Учебное пособие для высшей школы. - М., 1997. – 296 с.
  21. Рудестам К. Групповая психотерапия. – СПб., 1999. – 384 с.
  22. Сайссон К.П. Экстаз дыхания. Практика ребефинга. Методические рекомендации изучающим ребефинг. – М, 1999.- 156 с.
  23. Сафонов В.А., Митяев В.И., Полунин И.Н. Дыхание?!? - М., 2000. - 254с.
  24. Свободное тело / Редактор-составитель Баскаков В.Ю. - М., 2001. – 224 с.
  25. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб., 1996. – 349 с.
  26. Солсо Р.Л., Джонсон Х.Х., Бил М.К. Экспериментальная психология: практический курс. – СПб, 2202. – 528 с.
  27. Телесность человека: междисциплинарные исследования / Ответственные редакторы Николаева В.В., Тищенко П.Д. - М., 1993. - 166 с.
  28. Тхостов А.Ш. Психология телесности. – М., 2002. – 287 с.
  29. Холов А.Д. Ребефинг: практическое руководство. – М., 2001. – 272с.
  30. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике / Редактор-составитель Баскаков В. Ю. - М., 2000. – 165 с.





Просмотров: 508
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Можно ли запланировать то, что вы будете проживать во время сессии холотропного дыхания?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Перепроживание травмы – это все, что дает холотропное дыхание?
  • Мои личные результаты, ощущения и чувства от использования Динамического связного дыхания.
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Мой опыт холотропного дыхания
  • Возможны ли внетелесные переживания во время холотропного дыхания?
  • Методика дыхания для расслабления
  • «…становиться собой…», или изменения после холотропного дыхания, 2
  • Как достичь любую цель. Что это за загадочный коучинг? И при чем тут нейропластичность и жизненный опыт.
  • Изменения психики при заболеваниях органов дыхания
  • Самая сложная задача Родителя, что такое "плохо/хорошо" и как можно докатиться до ПРЛ или НРЛ
  • «…меняется окружение…», или изменения после холотропного дыхания, 3
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Ребёнку можно всё? Или как быть с правилами и с тем, что нельзя.
  • «…теперь я — желанный ребёнок…», или изменения после холотропного дыхания
  • "Где в теле Вы чувствуете это?" Что делать, если ощущений нет?
  • ОПАСНОСТИ глубокого дыхания в ХОЛОТРОПЕ… и немного о марихуане.
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Процесс дыхания
  • В чем отличие Холотропного Дыхания™ от ребёфинга?
  • Если хотите этого, как можно чаще, делайте вид, что ничего не происходит
  • Взаимосвязь дыхания и эмоций
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Антропология Дыхания. Голотропное Погружение
  • "Гипноз, НЛП, медитация, холотропное дыхание, шаманизм, йога- что между ними общего"
  • Что дает трансцендентный опыт и как можно к нему прикоснуться?
  • Сила дыхания. (Как восстановить свое эмоциональное состояние в ситуации сильного стресса)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь