|
Антропология Дыхания. Голотропное ПогружениеАвтор статьи: Игорь Лютый
В голотропном погружении, также как и в практике сна, рука и почки являются важнейшими управляющими сосудами. Это касается, прежде всего, начинающих "голонавтов" (что очевидно). То есть, и практика сна, и глубинное дыхание – оба этих процесса начинаются в страхе и руках, и оба управляются энергией страха или руки. Точнее, для начинающего дышащего (голотропно) страх и ощущения в руках формируют ткань голотропного опыта, которая в дальнейшем строит, говоря термином Грофа, всю картографию дыхания. С этой точки зрения, голотропное погружение - мощнейший инструмент сновидения и развития человека в целом (конечно, после ментальной практики пересмотра). Пожалуй, последнее утверждение стоит раскрыть, используя наш подход к фундаментальным сосудам и трём домам как доказательную базу.
Давайте вспомним, что в практике сновидения мы осознанно начинаем работать с поздними сосудами, прежде всего, с руками. А затем через работу с руками мы как бы возвращаемся к страху, точнее, к осознанной работе со страхом. Почти также и в голотропном дыхании... Только работа в сновидении идёт от рук в страх, а голотропное погружение идёт от страха в руки. Ведь в голотропе, можно сказать, руки перестают нам повиноваться, поэтому и работать с ними сложнее, чем во сне (хотя и можно, например, в ряде случаев нагнетать дыхание на вдохе в кисти рук). Другими словами, уже в первом опыте глубинного дыхания наши руки "взрываются" ощущениями, а во сне такого нет. То, что раньше мы могли называть метафорами типа: "руки не держат", "руки опускаются", "руки не слушаются" и пр. вдруг становится материальной явью! И как бы мы морально не готовились к этим переживаниям (а что уж говорить о людях, которые заранее не знали о том, что будет на дыхании), мы всё равно не готовы принять такой опыт, просто потому, что в нашей культурной традиции он никак не обозначен. Это и рождает своеобразный культурный шок, или страх потерять телесную самоидентификацию. Страх!.. В голотропе, в отличие от сна, проще работать со страхом напрямую. Справедливости ради, здесь я должен сделать небольшую поправку: выше указывалось, что энергетически сильным женщинам работать во сне через руки нет необходимости. И указывалось также, что здесь возникает "подводный камень": такие сновидицы вязнут в излишних мистификациях, то есть, по сути, в своих архетипических страхах. Картина голотропного опыта для таких женщин такая же, то есть к голотропному процессу они относятся как к своеобразному сну - страх и мистика у них на первом месте. Этот факт скорее подтверждает общее правило, а не противоречит ему: сон и голотроп имеют аналогичные этапы развития энергетических сосудов.
Итак, продышать руки - это, по большей части, продышать страх. Ведь тетания сопровождается напряжением в руках, которое суть, прежде всего, застоявшийся страх - ледяной, влажный, липкий, инертный, вязкий... Такое состояние рук, и прежде всего - кистей рук отражает, говоря словами физиолога: кислородный долг, или словами психолога: долг самому себе, а с нашей точки зрения: страх, агрессию и обиду в самых разных индивидуальных вариациях, но страх здесь на первом месте и количественно, и качественно. И только далее, в течение последующего опыта глубокого дыхания идут изменения и в ведущей эмоции, и в позднем сосуде. Руки (кисти, прежде всего) остаются напряжёнными и потными, но становятся горячими и активными. То есть возникает борьба: в этом случае на фоне страха активно выступает агрессия, ярость. Здесь также стоит отметить два случая: у одних голонавтов такой переход может произойти уже через 5-10 минут - то есть у них на фасад вступает агрессия, и страх просто не виден, хотя его может быть гораздо большая часть; у других голонавтов страх может задерживаться на несколько занятий, растянутые до нескольких месяцев - то есть у них преобладает страх над всеми другими эмоциями. В обоих случаях мы стараемся избежать крайности - не позволяем зацикливаться ни на агрессии, ни на страхе, другими словами, мы видим нежелательным ни слишком ритмичное и "экспрессивное" дыхание, ни слишком инертное и "заторможенное". Этот процесс взаимных переходов от страха в агрессию и обратно навязывает обида во всех её ипостасях - внутри жалости к себе, внутри чувства вины, внутри стыда, внутри ревности, зависти и пр. (я перечислил сложные эмоции, в которых обида явно присутствует). Сама обида как фундаментальная эмоция (то есть неделимая), очевидно, тоже участвует в этом процессе с самого начала, но нужно помнить, что это ещё более тонкая эмоция, значит, более неявная по сравнению со страхом и агрессией. Обида как бы держит страх и агрессию вместе, что сильно влияет на ход голотропного дыхания, причём, у разных людей по-разному, в силу разной пропорции этих трёх тяжёлых фундаментальных эмоций. То есть, если человек по жизни активен и агрессивен, то эта агрессия проявится достаточно быстро и на голотропном процессе; но если человек по жизни в страхе - страх долго будет сдерживать его дыхание. Ничего нового на голотропе не происходит! Голотропное погружение - миниатюрная, но сжатая, сконцентрированная и порою гротескная версия жизни. Голотроп есть проживание жизни с целью очищения, но не появление каких-то чужих переживаний. Там всё - наше! Кстати, у Станислава Грофа есть похожее по своей сути высказывание: любая симптоматика во время глубинного дыхания есть начало выздоровления, но не начало заболевания... В нашей модели последовательного катарсиса во время голотропного дыхания мы стремимся преодолеть кажущийся хаос начального опыта дыхания именно последовательным прохождением телесного, эмоционального и ментального опыта. То есть речь идёт об интенсивном трансперсональном тренинге для начинающих участников с так называемым среднестатичтическим уровнем невротизма. Этот опыт сводится, по сути, исходя из выше сказанного, к последовательному переживанию двух первых фундаментальных эмоций - самых тяжёлых и самых явных эмоций - фундаментального страха, и фундаментальной агрессии. И я как инструктор с более 20-ли летним стажем непрерывного (!) ведения групп голотропа утверждаю, что это наиболее продуктивный способ, ибо хаос в процессе, во-первых, только кажется таковым, во-вторых, хаос может порождать только хаос, то есть дальнейшая проработка хаотичного опыта слишком неопределённа, часто энергетически неоправданна и не может быть оправдана, как говорят, "спонтанностью человеческой натуры". Говоря нашей терминологией, спонтанность - не есть хаос; спонтанность - от радости, хаос - от страха. В нашей модели дыхания мы разделяем хаос процесса на страх и агрессию, фиксируем элемент страха, и оставляем эту агрессию как бы "на потом". Для этого достаточно дышать глубоко с акцентом на вдох. И тогда появятся сильные физические ощущения (напряжение, инертность, холод, влага), а за ними страх (который и выражает стихию: холодная стоячая чёрная вода). Далее нужно принять этот страх, принять свои руки в частности. Выйти на уровень принятия означает сделать значительный шаг во всём голотропном дыхании, шаг, который уже на этом этапе называют "продышаться". Хотя, эта "продышка" условно начального уровня; в данном случае "продышать" страх, или "продышать" ледяные руки. С принятия страха и феноменов в руках и начинается голотропное погружение, где на фоне глубинного дыхания начинает выступать пересмотр. (С этой точки зрения голотропное погружение и голотропное дыхание суть не одно и то же). Но это уже не просто пересмотр как ментальная техника, а голотропный пересмотр, то есть последовательный пересмотр телом, эмоциями и умом. Ведь все эти телесные спазмы уже не что иное, как спонтанный пересмотр тела, в которые разум на первых порах и не вовлекается, но "ждёт" своего "времени". А "время" для разума в данном случае это - так называемый "сорокадневный" катарсис. Но мы стремимся, чтобы и явные эмоции активно не вовлекались в телесный "трёхдневный" катарсис, особенно агрессия, ведь агрессия, по-определению, самая активная из тяжёлых эмоций. Так, мы стараемся не торопить, а по возможности и притормаживаем "девятидневный" катарсис на этапе "трёхдневного" катарсиса. И всё же что происходит при телесном катарсисе с тремя тяжёлыми фундаментальными эмоциями? Отношения между фундаментальными эмоциями голотропного процесса выглядят так: принятие (эмоция селезёнки, положительный аналог обиды) преодолевает страх, затем само принятие преодолевается продуктивной агрессией, которая сублимируется в чистую медитативную тоску (эмоция лёгких). Эти отношения терминами стихий в даосизме: земля впитывает воду, но при этом земля истощается деревом, а дерево рубится металлом. Здесь важно не торопить агрессию, иначе на ней голотропный процесс зацикливается. Истероидные люди (которых больше приходит на голотроп, как и на любой динамический тренинг, что очевидно в силу природы истероидности) легко переходят в динамичное активное дыхание, но у них остаётся непроработанным страх, потому и дыхание на самом деле у них неглубокое, а просто ритмичное с вспышками эмоций, телесных ощущений, картинок, обрывков мыслей и пр.. Но тогда и "голотропным" такое дыхание нельзя будет назвать, а скорее эмоциональным, или лучше: "истеричным" дыханием. Стойкий страх тоже может "держать" голотропный процесс, тогда глубокое дыхание становится медленным, вязким, с постоянными уходами "в себя" и т.п. Однако, со страхом работать проще (в смысле механики дыхания и защитных механизмов голонавта), хотя и тяжелее ( в силу природы самого страха). Короче говоря, на первых погружениях чрезмерную активность мы притормаживаем, а заторможенность и инертность "расталкиваем". В итоге, тяжёлые фундаментальные эмоции переходят в лёгкие, уровень голотропного процесса повышается, погружение становится действительно целостным, голотропным, на всёх уровнях человека. И тогда вступает другой, более продвинутый уровень понятия "продышаться" - выйти на уровень лёгких эмоций. В плане фундаментальных эмоций это аналогично тому, как сон осознаваемый становится сном ясности. Что и требовалось доказать! Но тогда пойдёмте дальше.
А дальше рождаются более развёрнутые понятия: "дыхание", "погружение", "продышаться" и пр. По-сути, именно сейчас наше дыхание становится нечто большим - погружением, и с точки зрения процесса, и с точки зрения результатов. Как и сон ясности, голотроп также может опираться на фундаментальную эмоцию тоски и на поздний сосуд рот. Во сне ясности речь рождает чистую тоску. В голотропе также проще идти от раннего сосуда к позднему, то есть чистая тоска позволяет говорить "чисто", другими словами, этот уровень опыта развивает чистую речь и свежее лицо и в прямом, и в переносном смыслах. Но и само лицо по мере достижения "чистоты", например, по мере снятия напряжения и проработки спазмов вызывает чистую тоску, умиротворение. Обратная связь налицо, как и в случае страха и рук. Причём, напомню, что на самом деле рот начинает проявляться сильными ощущениями в голотропе ещё на уровне страха и рук, то есть на начальном уровне, только ощущения на уровне рта и лица в целом вторичны после рук. Итак, мы достигли чистой эмоции лёгких в голотропе. Мы проработали, как минимум руки и лицо, "продышали", что называется - и в телесном плане напряжений и спазмов, и в эмоциональном плане отношения к этим спазмам и напряжениям, и на ментальном плане онтологии, то есть происхождения этих спазмов и напряжений. Можно сказать, что мы "продышались" полностью. На это ушло немало сессий глубинного дыхания, а также немало времени (точнее, основное время) вне этих сессий, времени проработки и пересмотра. В итоге, мы неоднократно прошли по вертикали всех трёх катарсисов снизу вверх, и напомню, что в идеале таких сорокадневных катарсисов в году - девять! Но стоит отметить, что в реальности, мы не обладаем должной культуры сороков, чтобы наши катарсисы проходили так гладко. У нас и календарь то месячный. Мы говорим: "Сколько месяцев", а не "Сколько сроков". Для нас понятно, что означает "12 месяцев", но совершенно неясно, что есть "9 сроков". Ведь сами "сорока" остались только в мифах, поговорках да в религиях. Так, возникает вопрос: Когда же мы достигнем радости в голотропном погружении, если лёгкой тоски достигли и тем самым "уже" продышались? Наверное тогда, когда перестанем задавать себе этот вопрос. Впрочем, подобные вопросы не задаются уже на уровне ясности, то есть на уровне чистой тоски. Вот такая философия жизни, дословно: "любовь к мудрости" жизни... А мудрость - это способность не совершать ошибок, но также и: способность не задавать лишних вопросов... Наверное, за этой философией и кроется высший смысл голотропного понятия "Продышаться", причём с большой Буквы. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|