|
Деление на нарциссическое и объектное либидо в процессе психического созреванияАвтор статьи: Альперн Людмила Ильинична
Образование первичного нарциссизма ( либидинозного процесса, направленого на удовлетворение "влечений Я" - самосохранения, самоуважения), происходит в процессе формирования психической структуры: разделения на Я и Оно, образование Я-Идеала ( в дальнейшем - Сверх Я), которое и получает первоначальное либидо субъекта, питавшее его ранние аутоэротичнеские влечения. Однако быть "идеальным" - любить и уважать себя, свое Я, как в детстве, уже невозможно без вытеснений, которые осуществляются согласно требованиям Сверх Я, соотвествующих культурным требованиям. Благодаря вытеснениям, ребенок, "дитя природы", "маленький дикарь", постепенно становится цивилизованным человеком, совместимым с социумом, к которому он принадлежит. Таким образом, именно первичный нарциссизм требует вытеснений, и если, чтобы приобщить субъкта к моральным нормам, их понадобится слишко много, у него истощается способность любить - оскудевает его объектное либидо, он заболевает неврозом, становится "интровертом" в прямом, по мнению Фрейда, смысле этого смысла. Его либидо обращается внутрь его психической жизни, питает его фантазии, он теряет интерес к реальной жизни, к поиску реальных объектов, что приводит к невротическому заболеванию (истерия, фобия, обсессивный невроз).Так нарциссизм, в поиске самоуважения и признания (со стороны Сверх Я) ограничивает дееспособность невротического субъекта. Чтобы преодолеть такую любидинозную установку, невротику потребуется аналитик, как место приложения и вытягивания объектного либидо. Другой способ осуществления нарциссизма ( вторичный нарциссизм) - любви и уважения к себе, может быть осуществлен уже не при помощи вытеснений ( как в неврозе), а возвратом либидо на Я и /или либидинозной загрузки Я-Идеала. Этот способ приводит к другому болезненному психическому состоянию - психозу (паранойи с мегаломанией, паранойи, маниакально-депрессивному психозу), лечение которого посредством психоанализа затруднено ( из-за оказа бъектного либидо), но возможно "самолечение" психоза, симптомы которого - бред и ипохондрия. Как это происходит в развитии: Нарциссическое либидо первично, связано с удолетворением потербностей Я и способствует созданию Я-Идеала, после чего начинаются вытеснения. Все это происходит по времени в эдипальной фазе, после чего объектная любовь ослабевает ( из-за моральных требований, чтобы быть идеальным, и из-за общего сокращения любидинозной энергии в следствии вытеснений) и на этом ребенок уходит в латентную фазу. Во время пубертата происходит оживление либидинозных процессов: под строгим присмотром Сверх-Я объектное либидо отрывается от запретных родительских объектов и смещается на доступные, разрешенные, что позволяет усилить и сформировать зрелое объектное либидо. Выбор объектов происходит тоже двумя способами: 1. по примыкающему типу ( примыкающему к нарциссическому либидо), чаще у мужчин. Этот тип связан с переоценкой объекта и убыванию нарциссического либидо на объектное) 2. По нарциссическому типу, когда объект и Я субъекта могут быть совмещены. Чаще у женщин. Родительская любовь к детям, по мнению Фрейда -осуществляется по нарциссическом типу выора объекта, детская к родителям -по примыкающему типу, то есть, даже объектное либидо разделено на нарциссическое и примыкающее. Но примыкающее либидо тоже связано с удовлетворением потребностей Я, и таким образом, мы видим, что объектное либидо не только вторично, но и неустойчиво по сравнению с нарциссическим. Эта остря тема, которая в свое время вызвала спор Юнга с Фрейдом, и стала одно из причин их разрыва.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|