Когда ко мне обращаются родители "проблемного" ребёнка, в 95 % случаев их запрос звучит по своей сути приблизительно так: "Давайте, я приведу его к вам, и вы его посмотрите, подкорректируете, поправите". Половина обратившихся добавит ещё: "И дадите рекомендации, что с ним делать".
Часто я улыбаюсь в ответ и говорю, что, конечно, было бы хорошо, если бы у меня в ящике лежала "волшебная таблетка" или "отвёрточка". Раз! И таблетку дали, и что-то там в ребёнке "подкрутили" - и вот он уже всех устраивает, никого не расстраивает, здоров и счастлив. Но нет у меня ни такого ящика, ни таблетки, ни отвёртки.
И как не хотелось бы верить в обратное, в подавляющем большинстве случаев причины нарушенного поведения, проблем в самочувствии, трудностей общения, появления психосоматических заболеваний, сложностей при обучении ребёнка или подростка лежат в семье.
Поэтому часто так низки результаты работы психологов, занимающихся коррекцией ребёнка и не опирающихся при этом на работу с родителями и семьёй. Заметьте, что родители эту работу оплачивают, а результат от неё либо нулевой, либо скоропроходящий - ведь психолог ребёнку не мама и не папа. Он рано или поздно из жизни ребёнка уходит. При этом со всеми семейными факторами, которые вели к возникновению симптоматики у ребёнка, этот самый ребёнок снова остаётся "один на один" - со всеми вытекающими из этого последствиями.
Конечно, значительно удобнее "откреститься" от проблем своего ребёнка - мол, помилуйте, при чём здесь я, для чего мне смотреть на себя? Но все данные современной психологической науки говорят совсем о другом: именно в семье, и главным образом в семье, есть все необходимые для изменения ситуации ресурсы. И задача психолога не "привязать" к себе семью и ребёнка, став для них незаменимым, а наоборот, помочь семье решить проблему, опираясь на её собственные ресурсы. Это не просто. Но именно это ведёт к нужному результату.
Мой профессиональный опыт показывает, что весьма часто возникшая в связи с сыном или дочкой проблема сдвигается "с мертвой точки" даже при работе только с мамой или папой. Причём порою мы решаем вопросы не связанные с ребёнком, а связанные с самим взрослым членом семьи, с его жизнью. Но при этом получаем удивительные результаты: улучшившиеся отношения с ребёнком, обретение утраченного контроля над ним, положительные сдвиги в его поведении и самочувствии и т.д. Общаться ему и с ним становится легче, облегчается симптоматика его заболеваний.
Таким образом, продвижение в решении проблемы с вашим ребёнком или подростком требует нашего совместного труда, вашего большого желания решить эту проблему. Требует вашей ответственности и честности, и определённой доли мужества и мудрости. Оно не будет "по волшебству" простым и быстрым. Но в этом случае вы обязательно получите те самые, долгожданные и устойчивые изменения.
И это под силу семье, я видела это очень много раз!