Психология Буллинга. Как понять что ребенок подвергается насилию в школе, группе?

Не всегда и не для всех школьные годы приносят тёплые воспоминания. Проходят годы и мы забываем, как это выжить в мире своих сверстников и взрослых, где каждый день может быть как последний для тех кто подвержен насмешкам, насилии в школе. И где гарантии, что наш ребенок не окажется объектом для угроз, насмешек и издевательств лишь за то что он не такой как все: не так ходит, смеется, имеет свою точку зрения на многие вещи, не хочет играть как все или даже не увлекается теми вещами  какими заинтересованно большинство. Гарантий вам никто не даст. И поэтому тема буллинга (школьной агрессии, травли) - очень серьезная, и для меня по непонятным причинам, малоизученная в наше время, а многими и вовсе игнорируется. Попробуем разобраться в проблеме.

В английском языке слово буллинг (bullying, от bully – бандит, драчун, задира, хулиган, насильник) означает запугивание, психологическое или физическое воздействие на человека, направленное на то, чтобы напугать, причинить боль, подчинить, унизить.

Впервые буллинг начал исследоваться ещё в начале прошлого столетия. Вопрос травли в своих исследованиях поднял К.Дьюкс. Далее эстафету по изучению данной проблемы продолжили британские и скандинавские ученные. На много позже обратили на проблему и американские психологи, социологи. В отечественной психологии вопросом школьной агрессии занимался С.Кон.

Говорить что булиинг - бич нашего времени, нашей школы, я бы не стал, но думаю, что в последнее время, случаи издевательства  детьми над детьми стали расти в геометрической прогрессии и поэтому считаю что мы должны внимательно отнестись к этой проблеме.

Если разбирать составляющую буллинга то можно увидеть в структуре наличие жертвы и преследователя, а так же посторонних и активных наблюдателей, редко встречаем защитника.

Схематически это можно изобразить так:

Жертва - Преследователь - Наблюдатели - Защитник

В роли жертвы чаще всего могут выступать дети с физическими или психическими отклонениями (плохое зрение, слабый слух, ДЦП, эпилепсия, энурез и др.), дети со слабой успеваемостью, с различными нарушениями речи, чтения, способности к счету: дисграфия, дискалькулия, диислексия и др., физически слабые, неуклюжие, дети с неразвитыми социальными навыками (знакомства, игра, общение и др.), причудливые и с нестандартным мышлением. Психологические особенности таких детей будут проявляться в повышенной тревожности, неуверенности, часто с заниженной самооценкой, склонные к депрессии, к суицидальному поведению.

В роли преследователя, агрессора - могут выступать дети с ярко выраженными импульсивными чертами характера, с резкими переменами настроения. Как правило это хорошо физически развитые дети с ярко выраженной потребностью доминировать и подчинять. Могут вести себя вызывающе и агрессивно по отношении ко взрослым.

Наблюдатели - как правило большинство детей, которые вроде бы и не поощряют поведение хулигана (були), но не вступаются за жертву школьной агрессии, а чаще своим смехом или ярым интересом к всему происходящему между жертвой и преследователем подпитывают агрессивное поведение задиры.

Защитники - светлое пятно в этой всей структуре. Дети с ярко выраженными положительными качествами, которые могут проявляться как в со-переживании, уважении, любви к другому ребенку.

Как чаще всего проявляется буллинг?

Були (агрессор) может воздействовать как физически, так и психологически.

Физическое воздействие проявляется в толчках, пинках, а в редких случаях и избиение с причинением травм различных тяжестей вплоть до летального исхода.

Факторы психологического воздействия намного шире. Здесь були может воздействовать на детей с разных сторон, например придумать оскорбительное прозвище, всячески акцентировать на этом внимание перед классом. Цель хулигана подавить эмоционально партнера, подчинить. По этому оскорбления и издевательства могут продолжаться на протяжении длительного времени. Так же агрессор может начать вымогать вещи, деньги. Начать воровать или портить имущество. Не редко ребенок оказавшийся в роли жертвы хулигана может оказать в изоляции от детей в соц.группе. Изоляция эта будет по инициативе классного хулигана  и может продолжаться значительное время. Травля ребенка может продолжаться далеко за пределами школы, сейчас это можно делать посредством сети интернет и мобильного телефона. В редких случаях может совершаться и сексуальное насилие.

Как понять что ребенок подвергается насилию в школе, группе?  

Каждый родитель, учитель, тренер или руководитель танцев в состоянии заметить, что с тем или иным ребенком происходит, что-то не так. Если Вы дома заметили, что Ваш ребенок излишне агрессивен, излишне тревожен, настроение его не стабильно (резкие перепады), у ребенка пропал аппетит, плохой сон, не желание играть, возможно проявление замкнутости - необходимо незамедлительно поговорить с ребенком о его делах. Расспросите как его учеба, как успехи. Как он общается с друзьями, есть ли друзья. Если нет, спросите, почему нет? Как складывается его отношения с учителями. Но лучше не ждать пока Ваш ребенок сам обратиться к Вам за помощью, возьмите себе за правило, общаться со своим ребенком каждый день по 20-30 минут. Интересуйтесь, как прошел день, что интересного произошло, были ли новые знакомства, с кем из ребят играл. Если Ваш домочадец рассказал Вам что у него произошел конфликт. Выслушайте внимательно,  не перебивайте, не отвечайте на эмоциях ("мне стыдно за твоё поведение", "я бы на твоём месте так не поступил", "не будь тюфяком" и т.д.). Вы можете с ребенком обсудить, что он думает об этой ситуации. Как он пытался разрешить её. Что он сделал правильно, а что нет. Окажите ему поддержку. Обязательно похвалите. Важно чтобы ребенок получил от Вас положительные эмоции и дельный совет к разрешению конфликтной ситуации, если она не разрешилась.

Если ребенок подвергается длительно насилию в школе, то лучше обратиться к психологу за консультацией.

Автор статьи Максим Мирный - экзистенциальный консультант

Консультация детского  психолога в Севастополе

Оригинал статьи - Крымский психологический портал - http://psycrimea.com/article-reviews/psychology/the-psychology-of-bullying-school-harassment-and-bullying.html



Просмотров: 621
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Если ребенок стал объектом травли в школе: что нужно и чего нельзя делать взрослым
  • Как определить, что ребенок подвергается сексуальному насилию?
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники
  • Как я стал психологом и что может быть, если не прислушиваться к своим желаниям
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Что делать, если мужчина все никак не может разобраться в своих чувствах к вам
  • Что делать, если ребенок не хочет учиться или учебная мотивация в начальной школе
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Ребенок не может или не хочет в учиться. Что делать?
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • Подростковые сюрпризы, или что делать, если ваш ребенок хочет праздновать Новый год с друзьями?
  • Как понять, что ребенок подвергся насилию?
  • Как ваш ребенок понимает, что вы его любите?
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Если Ваш мужчина расстался с бывшей, но на самом деле не расстался... Как узнать, что это так?
  • 11 признаков компьютерной зависимости у ребенка или как узнать, что ваш ребенок зависим от компьютера?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Как клиенту понять, что в терапии "что-то не так"?
  • "Хочу, чтобы ребенок меня слышал"- что и как говорить?
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Почему так трудно "каждый день по 15 минут" делать что-либо?
  • Что делать, если не знаешь "что делать" или как перестать бурлачить?
  • Что делать, если все идет не так, как хочется?
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Почему дети врут? Что делать, если ребенок обманывает?
  • как быть, если ребенок что-то украл?
  • Монстр под кроватью, или что делать, если Ваш ребенок боится темноты



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь