|
Актуальность проблемы суицида среди несовершеннолетних детей. Путь решения проблемы.Автор статьи: Лира Батырова
СЕМИНАР «Я ВЫБИРАЮ ЖИЗНЬ» Актуальность проблемы суицида среди несовершеннолетних детей. Путь решения проблемы. Для веселия планета наша мало оборудована. Надо вырвать радость у грядущих дней. В этой жизни помереть не трудно. Сделать жизнь значительно трудней. В. Маяковский («Сергею Есенину») Мы выбираем жизнь, они – смерть. Мы пишем письма, они – предсмертные записки. Мы строим планы на будущее, у них – нет будущего. Кажется, что мы и они – из разных миров. Но как велика пропасть между нами, читающими эти строки, и теми, кто решился на самоубийство? Как сильно нужно измениться человеку, и особенно ребенку, чтобы сделать этот шаг? Всего лишь – шаг. Они не были рождены самоубийцами, но умерли с этим клеймом. Они продолжают умирать. «Не надо спасать всё человечество. Стремитесь спасти хотя бы одну человеческую душу. В таком стремлении я вижу залог спасения России...» Эти слова кандидата педагогических наук, профессора Юрия Азарова являются руководством к деятельности службы социальных педагогов, психологов, педагогов, направленной на профилактику суицидальных явлений среди обучающихся школы. На семинаре в г.Уфе, организованным Министерством образования РБ и Центром психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Саторис», Зайнашева Роза Борисовна зачитала Письмо Министерства Образования России, в котором были обозначены следующие проблемы: - администрацией школ и пед. коллектива не уделяется внимания вопросам суицида из-за отсутствия знаний и технологий; - сокращаются ставки психологов и соц.педагогов;-нет работы с родителями по профилактике; -нет межведомственного взаимодействия. Наш город относительно благополучен в ситуации сохранения ставок психологов и социальных педагогов в школах, но не благополучен в ситуации подросткового суицида. Вы знаете, что Башкортостан занимает первое место по количеству детских суицидов, к сожалению, эта проблема не обходит и наш город. У 30% лиц от 14-24 – бывают суицидальные мысли, 6% - юношей и 10% девушек совершают суицид. 10%- цель покончить с собой и 90% - привлечь к себе внимание. Мы все хорошо знаем факторы, способствующие суициду, но кроме этого существуют антисуицидальные факторы, удерживающие человека от суицидального поведения. Профилактика суицида. Ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью. Профилактика депрессий у подростков является важной для профилактики суицидов. В профилактике депрессий у подростков важную роль играют родители. Как только у подростка отмечается сниженное настроение и другие признаки депрессивного состояния, необходимо сразу же, немедленно, принять меры для того, чтобы помочь ребенку выйти из этого состояния. Оптимизация межличностных отношений в школе: необходимо принять меры по формированию классных коллективов, нормализации стиля общения педагогов с учащимися, оптимизации учебной деятельности учащихся, вовлечению учащихся в социально-значимые виды деятельности, организации школьного самоуправления, формированию установок у учащихся на самореализацию в социально-одобряемых сферах жизнедеятельности (культуре, спорте, искусстве, науке и др.). Формальное отношение части классных руководителей к своей работе выражается в незнании ситуации, в которой находится ребенок, отсутствии контроля за посещаемостью и успеваемостью ребенка. Все это не позволяет вовремя оказать учащемуся необходимую помощь, организовать соответствующую работу. Многие будут правы, если скажут: такие дети нуждаются в помощи специалистов. Нагружать неискушенного педагога работой с суицидентами - значит поставить его в сложную ситуацию: помочь нужно, но нет необходимых знаний. Роль педагога в работе с такими подростками можно обозначить так: помощь в своевременном выявлении таких детей и первичная профилактика (сбор анамнестических сведений). Схема работы по выявлению таких учащихся может выглядеть следующим образом: осуществляя психопрофилактику суицида, мы должны знать, что в каждом возрастном периоде у детей появляются психологические новообразования, сензитивные к психологическому воздействию. В связи с этим необходимо осуществлять непрерывную психопрофилактику, с самого первого класса, учитывая основные виды деятельности учащихся во все школьные психологические периоды. Для профилактики суицидальных мыслей, намерений и попыток необходимо формировать «ПОЗИТИВНОЕ ВОСПРИЯТИЕ» окружающего мира. Принципиальный подход к «позитивному мышлению» заключается в переориентации восприятия окружающего мира, формировании оптимистичных тенденций в характере подростка. Нужно научиться ПЕРЕКЛЮЧАТЬ ПСИХИЧЕСКУЮ ЭНЕРГИЮ подростка с деструктивного НА КОНСТРУКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ. Например, вместо пустых переживаний типа «Ах, ну почему она меня не любит?» или «За что мне такое несчастье?» следует переформулировать проблему в вопрос «Что я должен предпринять, для того чтобы она меня полюбила?» или «Что мне нужно от этой жизни, чтобы я чувствовал себя счастливым?». Найти зону наибольшего проявления интересов и увлечений подростка и направить туда его внимание, время и энергию. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|