|
Взаимосвязь характеристик исполн. деятельности с "якорями карьеры" личности у педагоговАвтор статьи: Алексеева Алина Александровна
Взаимосвязь характеристик исполнительской деятельности с «якорями карьеры» личности в педагогическом коллективе В данном исследование приняли участие 30 педагогов общеобразовательной школы г. Краснодара. Опрос респондентов осуществлялся в течение их рабочего дня и проводился в индивидуальной и групповой форме. Основная часть информации была получена при помощи следующих диагностических методик: методики А. Л. Журавлева для выявления социально-психологических характеристик исполнительской деятельности (самооценочный и экспертнооценочный варианты) (Журавлев, 2007) и авторской комплексной анкеты для изучения исполнительской деятельности и организационного поведения личности (вариант для педагогического персонала общеобразовательных учреждений). Более подробное описание результатов можно увидеть в статьях, написанных ранее («Педагоги общеобразовательных учреждений как субъекты исполнительской деятельности»). А так же ключевым акцентом данного исследования стала методика диагностики ценностных ориентаций в карьере «Якоря карьеры» (Э.Шейн, перевод и адаптация В.А.Чикер, В.Э.Винокурова). «Якоря карьеры» — это ценностные ориентации, социальные установки, интересы и т.п. социально обусловленные побуждения к деятельности, характерные для определённого человека. Карьерные ориентации возникают в начальные годы развития карьеры, они устойчивы и могут оставаться стабильными длительное время. При этом очень часто человек реализует свои карьерные ориентации неосознанно. Данная методика позволяет выявить следующие карьерные ориентации: профессиональная компетентность, менеджмент, автономия (независимость), стабильность, служение, вызов, интеграция стилей жизни, предпринимательство. В процессе исследования было выявленно, что поскольку педагогическая деятельность является узконаправленной и ее практически невозможно применять в других сферах кроме образовательной, для педагогов крайне важно иметь постоянное место работы, обеспечивающее выслугу лет, имеющее хорошую репутацию (не увольняют рабочих), дающее социальные гарантии, достойные пенсии и льготы. Стабильность места работы является наиболее значимым «якорем карьеры» педагогов (8,9). Следующим по значимости является ценности служения и интеграции стилей жизни (7,3). Педагоги стремятся гармонично сочетать различные стороны жизни, уделяя внимание и карьере и семейной жизни и саморазвитию. Обусловлено это тем, что большинство педагогического сообщества (мы берем за основу средние образовательные учреждения) составляют женщины, для которых самореализация в семейной жизни не менее важна, чем карьера или саморазвитие, кроме того стоит отметить что педагогическая деятельность в нашей стране не является высокодоходной и следовательно карьерный рост и саморазвитие совсем не гарантируют педагогу значительного повышения заработной платы, отсюда и достаточно ровное отношение к карьере, во многом зависящей от стажа работы, а не от усердия преподавателя. Отсутствие в преподавательской деятельности рыночных элементов, таких как, стремление создавать что-то новое, преодолевать препятствия, идти на риск делает менеджмент (4,8) и предпринимательство (4,6) менее важными для педагогов. Таким образом, для педагогов наиболее важно иметь стабильную работу, максимально полноценно сочетать все стороны жизни (работу, семью, развитие, отдых и т.п.). Стремление же к должностному продвижению и инновационному жизненному опыту рассматриваются как малопривлекательные. В процессе исследования педагогического коллектива было выявлено, что целенаправленность исполнительской деятельности положительно коррелирует с направленностью педагогов на ценности профессиональной компетентности (r=0,36) и предпринимательства (r=0,42). Таким образом, можно утверждать, что степень сосредоточенности педагогов на достижении поставленных перед ними целей будет тем выше, чем больше субъекты исполнительской деятельности ориентированы на развитие своих профессиональных возможностей, а также – на создание и реализацию разнообразных авторских профессиональных проектов. Заинтересованность исполнительской деятельности педагогов положительно коррелирует с «карьерным якорем» интеграции стилей жизни (r=0,46). Таким образом, интерес учителей к осуществляемой ими исполнительской активности в существенной мере поддерживается стремлением к гармонизации собственной жизни, выражающейся в оптимизации соотношения личностной вовлеченности в различные бытийные пространства (работа, семья, дружеские отношения, саморазвитие, отдых и т.п.). При этом важен сам факт присутствия этой ценности в сознании педагога, восприятия её как личностно значимой. Ослабление рассматриваемой карьерной ориентации (что бывает в случае её действительной реализации в жизни, либо – принципиального неверия в саму возможность «бытийного воплощения») приводит к уменьшению интереса педагогов к содержанию исполняемых распоряжений и указаний руководства. Кроме того в процессе исследования педагогического сообщества была выявлена взаимосвязь между вызовом и самостоятельностью(r=0,45). Полученные данные свидетельствуют, что чем выше самостоятельность педагогов, тем больше они ориентированы на решение заведомо сложных задач, преодоление препятствий ради победы в конкурентной борьбе. Можно предположить, что так же повышается мотивация педагогов, стремление к самосовершенствованию. Из результатов исследования стало очевидно, что организованность положительно коррелирует с показателями стабильности места работы(r=0,49) и вызова(r=0,39). Следовательно, чем больше уверенность педагога в стабильности своей работы, тем более он организован и сосредоточен в своей деятельности. Можно предположить, что данные показатели зависят от уровня стрессоустойчивости на рабочем месте. Так же чем более организован педагог, тем больше его готовность к конкурентной борьбе, и решению задач. Так же была выявлена прямая связь между компетентностью и стабильностью места жительства(r=0,37). Следовательно, чем больше педагог уверен в стабильности своего места жительства, тем выше его компетентность на рабочем месте. Обратная связь обнаруживается между автономией и компетентностью(r=-0,75). Таким образом, чем выше компетентность специалиста, тем менее он независим. Педагог с высокой компетентностью не испытывают трудности, связанные с ограничением, установленными правилами, процедурами, рабочим днем, дисциплиной и т.д. Ему легче придерживаться стандартов образования, что может говорить о профессионализме. Наблюдается, что педагоги чем в большей мере они способны осуществлять компетентное исполнительское поведение (выполняя разного рода распоряжения и т.п.), тем лучше они чувствуют свою включенность в сложную систему связей и отношений с другими людьми (начальство, коллеги, ученики, родители и др), определенную со-зависимость с ними. И при этом воспринимают подобную включенность и со-зависимость как нечто нормальное и естественное, а не как нечто внешнее, давящее, тяготящее и т.п. Так же была выявлена обратная связь между креативностью и менеджментом(r=-0,75). Следовательно, чем более креативен педагог, тем менее он склонен к управлению и жажде власти. Можно предположить, что педагог с высоким уровнем креативности более поглощен своей работой, получает от нее творческое удовольствие, и менее всего склонен проявлять себя с руководящей стороны. Так, подводя итог проделанной работе, сделаем следующие выводы. Для педагогов наибольшее значение имеет стабильность места работы, что связано с низким уровнем доходов учителей и невозможностью применения своих профессиональных знаний в других сферах деятельности, поэтому вполне естественна заинтересованность педагогов в стабильном месте работы. Следующими по степени значимости является служение и интеграция стилей жизни, объяснение этому кроется в специфике исполнительской деятельности педагогов, так невозможно представить себе обучения детей без служения педагога, потому что это в первую очередь призвание, а потом уже профессиональная деятельность. Интеграция же стилей жизни обусловлена наличием большего количества свободного времени и преобладанием женщин в общеобразовательных учреждениях успешность для которых во многом связана с успешностью не только как педагога, но и как матери, жены. Педагоги заинтересованы в саморазвитии, повышения уровня своей компетенции и самостоятельности при решении сложных задач, видя в этом залог стабильности места работы и гармоничного развития различных сторон совей жизни. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|