Представители бухгалтерского профессионального сообщества как субъекты исполнительской деятельности

ПРЕДСТАВИТЕЛИ БУХГАЛТЕРСКОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СООБЩЕСТВА КАК СУБЪЕКТЫ
ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: НЕКОТОРЫЕ
СТРУКТУРНЫЕ И ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
 
Представители бухгалтерского профессионального сообщества как субъекты исполнительской деятельности
 

Постановка проблемы

В современной организационной психологии прочно утвердился взгляд на управление как совместную деятельность руководителей и подчиненных (исполнителей), образующих единый совокупный субъект управления и социально-экономической активности [1; 2; 3; 4]. «Совместность» управленческой деятельности, прежде всего, выражена в управленческом взаимодействии руководителей и исполнителей.

Руководитель и исполнители оцениваются психологами как абсолютно равноценные элементы любой организационной культуры, с точки зрения значимости их вклада в обеспечение итоговых результатов управленческого взаимодействия, то есть факт «изъятия» любого звена из целостной ткани управленческой интеракции неизбежно приведет к эффекту «одной аплодирующей руки» [3].

Не смотря на это, подавляющее большинство исследователей как российских, так и зарубежных, сконцентрировало свое внимание, преимущественно на общих проблемах управления и руководства, на методологии, стилях и формах управленческого воздействия. Исполнительская же деятельность и её субъекты до настоящего времени выпадали из поля зрения ученых.

Гипотезой нашего исследования послужило предположение, что изучение структурных и типологических характеристик исполнительской деятельности представителей бухгалтерского сообщества, является наиболее интересным, так как позволит получить яркий психологический портрет, исполнителя «нормативного» типа (широко представленного в каждом офисе), приспособленного к монотонному, четко регламентированному труду по заранее заданному алгоритму.

Эмпирическую базу исследования составили бухгалтеры ООО Агрофирмы «Юбилейная» (30 чел.).

Методический инструментарий

Методический инструментарий, использованный при проведении данного исследования, состоял из анализа литературных источников (теоретические методы) и анализа документации; наблюдения; беседы; опроса; анкетирования; метода обобщенных независимых характеристик (эмпирические методы).

Исследование было построено на основе сравнительного метода, путем сопоставления данных о типологических особенностях исполнительской деятельности представителей бухгалтерского сообщества с результатами полученными, другими авторами при изучении исполнительской деятельности сотрудников иных организаций (производственных, торговых, административных и др.). Основой для получения информации стало использование двух диагностических методик: методики А. Л. Журавлева для выявления социально-психологических характеристик исполнительской деятельности (самооценочный и экспертнооценочный варианты) [2] и авторской комплексной анкеты для изучения исполнительской деятельности и организационного поведения личности (вариант для бухгалтеров). Математическая обработка полученных эмпирических данных включала вычисление показателей средних значений, размаха, стандартного отклонения, а также проведение межгрупповых сравнений. Сравнения осуществлялись при помощи t-критерия Стьюдента (в случае сравнения показателей выраженных в абсолютных значениях) и φ-критерия Фишера (в случае сопоставления процентных долей).

Результаты исследования

Большинство участвовавших в исследовании бухгалтеров высоко оценили качество своей исполнительской деятельности. Среднее значение самооценочных показателей, базовых характеристик исполнительской деятельности, – целенаправленности, заинтересованности, самостоятельности, организованности, ответственности, компетентности – находятся в области «высоких» и «средних» значений.

При оценке своих исполнительских качеств бухгалтеры отдают предпочтения ответственности (6,8), организованности (6.7) и компетентности (6.4). Так же находятся на достаточно высоком уровне целенаправленность (6,3), самостоятельность (6.2) и заинтересованность (5,9). В тоже время кретивность (3) вовсе не рассматривается бухгалтерским профессиональным сообществом, как ценное качество: по мнению респондентов проявления творчества в их исполнительской деятельности практически не требуется.

Полученные данные ярко иллюстрируют структурную организацию «индивидуальных исполнительских концепций» бухгалтеров, основой которых является позиционирование членами бухгалтерского профессионального сообщества себя как ответственных (100% выборки), организованных (100% выборки) и высококвалифицированных компетентных (83% выборки) исполнителей. Самооценка таких качеств как целенаправленность, заинтересованность и самостоятельность в свою очередь уже не так однородна в данной группе сотрудников, и варьируется от высокого до среднего. Объяснить это можно следующими особенностями присущими бухгалтерскому сообществу: жесткая структурированность и иерархичность бухгалтерского коллектива, так вышестоящий сотрудник обладает большей самостоятельностью в построении своего производственного процесса и определении очередности решения стоящих задач; существенное различие уровня оплаты в зависимости от занимаемой должности; разная степень ответственности за результат своей деятельности, как правило, материальная мотивированность прямо пропорциональна степени ответственности перед руководством, в случае ошибки, что в свою очередь влияет на повышение значимости таких качеств как заинтересованность и целенаправленность в зависимости от положения сотрудника на иерархической лестнице.

Проведенный типологический анализ выявил преобладание среди бухгалтеров «нормативного» тип (56,6%) исполнительской деятельности. Данному типу присущ высокий и средний уровень развития всех базисных исполнительских качеств, а качество «креативность» может иметь даже низкий уровень.

На второй позиции находится выходящий за пределы предложенной А. Л. Журавлевым типологии [2] «идеальный» тип: к нему относятся 7 из 30 респондентов (23,3%). Для данного типа исполнительской деятельности характерно достаточно высокие показатели практически всех базисных исполнительских качеств. Следующие по частоте встречаемости среди бухгалтеров – «сверхнормативный» (16,6%) и «творческий» (3,3%) типы. Для этих типов свойственно понижение некоторых характеристик до среднего уровня. Другие типы исполнительской деятельности в исследуемом сообществе отсутствуют.

Стоит отметить, что преобладание «нормативного» типа среди бухгалтеров, говорит о специфичности исполнительской деятельности данной выборки. Бухгалтерское сообщество склонно проявлять большинство свойств исполнительской деятельности на среднем или высоком уровнях. А уровень «креативности» имеет разброс своих значений в интервале «средний-низкий», так как «креативность» остается практически невостребованной в профессиональной деятельности бухгалтера.

Данные показатели свидетельствуют о том, что бухгалтеры имеют четкий и структурированный характер исполнительской деятельности, не допускающий самостоятельности, вариативности и неопределенности в действиях при выполнении решений и распоряжений руководства.

Причиной развития в данной социальной группе именно этих качеств исполнительской деятельности могут служить такие факторы, как жесткое регулирование действий на рабочем месте законодательством Российской Федерации, а именно налоговым кодексом и рядом положений других нормативных актов, требующее от исполнителя высокой степени ответственности и самоконтроля, но, в то же время, и низкой креативности.

Профессиональная деятельность требует от бухгалтеров максимальной сосредоточенности и организованности. Кроме того стоит заметить, что последствие ошибки, совершенной в ходе выполнения заданий, накладывают ответственность не только на сотрудника, но и на организацию в целом, что естественно не может не повлиять на качество выполнения решений и распоряжений руководства. Это и обусловливает выдвижение на ведущие позиции в профиле исполнительской деятельности бухгалтеров таких качеств как ответственность, организованность и компетентность.

Подводя итоги данного исследования, можно с большой уверенностью утверждать, что представители бухгалтерского профессионального сообщества являются типичными представителями исполнителей «нормативного» типа с высоко развитыми базовыми исполнительскими качествами, способные квалифицированно и в заданные сроки выполнять четко поставленные задачи. Бухгалтеры в подавляющем большинстве своем не способны на творческую, преобразующую, новаторскую деятельность, но этого и не требуется в их профессии, поэтому низкий уровень креативности рассматривался нами как специфическая особенность бухгалтерского сообщества, а не недостаток бухгалтеров как исполнителей.

Заключение

Результаты проведенного исследования, подтверждают гипотезу о том, что представители бухгалтерского профессионального сообщества в большей части являются ярко выраженными представителями «нормативного» типа исполнителей, наиболее распространенного среди офисного персонала торговых, производственных и государственных предприятий. Ввиду малочисленности респондентов принявших участие в исследовании, выборки, носят лишь ознакомительный характер и не могут выступать в качестве масштабного исследования, полученные данные скорее основание для построения новых гипотез и предположений. Тем не менее, данная работа может послужить ориентиром для формирования цикла организационно-управленческих мероприятий направленных на развитие, поддержание и самосовершенствование исполнительской деятельности представителей бухгалтерского сообщества.

 

Литература

  1. Журавлев, А.Л. Психология управленческого взаимодействия (теоретические и прикладные проблемы) / А.Л. Журавлев. – М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 2004. – 476 с.

  2. Журавлев А. Л. Социально-психологический анализ исполнительской деятельности // Психологический журнал. 2007. Т. 28. № 1. С. 6–16.

  3. Мак-Гайр, У.Дж. Ин и Янь прогресса в социальной психологии: семь принципов / У.Дж. Мак-Гайр // Современная зарубежная социальная психология: Тексты. – М.: Изд-во МГУ, 1984. – С.32–49.

  4. Новиков, В.В. Психологическое управление в кризисных социальных сообществах / В.В. Новиков, Г.М. Мануйлов, В.В. Козлов. – М.: ГАЛА-Издательство, 2009. – 372 с.

  5. Свенцицкий, А.Л. Психология управления организациями / А.Л. Свенцицкий. – СПб.: Речь, 2000. – 320 с.

 



Просмотров: 591
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Педагоги общеобразовательных учреждений как субъекты исполнительской деятельности.
  • Психологические методы исследования психотерапевтической деятельности
  • Перинатальная психология как область деятельности при профессиональном самоопределении психолога
  • История и философия культуры как факторы, определяющие характер спортивной деятельности
  • Что важно при выборе любимой деятельности?
  • Креативность как фактор успешной деятельности работников творческих профессий (дизайнеров)
  • Как улучшить результаты вашей деятельности?
  • Как переживание влияет на эффективность вашей деятельности
  • Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности. Как справиться?
  • Взаимосвязь характеристик исполн. деятельности с "якорями карьеры" личности у педагогов
  • Стратегии деятельности при различных уровнях ограничения самоактуализации
  • О вопросах социально-психологической готовности подростков к профессиональной деятельности
  • Как правильно взвинтить темп деятельности?
  • Построение коммунизма при помощи теории трудовой деятельности
  • Факторы эффективности деятельности работника типа профессии «Человек-Человек».
  • Теория интеграции личности как основа практической деятельности психолога
  • Особенности изобразительной деятельности при деменции
  • Психологические игры для совместной деятельности детей и их родителей.
  • Советы по эффективной деятельности: Как делать много и не париться ?
  • Как найти профессию по душе? Смена рода деятельности.
  • СПК в коллективе как фактор, влияющий на эффективность деятельности предприятия
  • Как сформировать у ребенка дошкольного возраста интерес к учебной деятельности
  • Обесценивание своей профессиональной деятельности
  • Как замотивировать дошкольников к познавательной деятельности. Об игровых и подвижных методах обучения.
  • Движущая сила профессиональной деятельности сотрудников: внутренняя и внешняя мотивация
  • Мотивация деятельности. Или куда испаряется желание что-то делать
  • Мастер-класс «Целостность и Ответственность в профессиональной деятельности »)
  • Хочу нового уровня в деятельности! Рекомендации!
  • Кибертерапия (е-терапия, интернет-консультирование) как перспективный метод консультационной работы в деятельности практического психолога и специалиста социальной работы
  • Теоретические подходы к пониманию мотивации учащихся к учебной деятельности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь