Психологическое сопровождение исследовательской деятельности старшеклассников

Автор статьи: Гусева С.Г.

Психологическое сопровождение исследовательской деятельности старшеклассников

Аннотация: Статья посвящена актуальной теме личностного и познавательного развития подрастающего поколения в ходе исследовательской деятельности. Обсуждаются основные методы психологического сопровождения исследовательской деятельностью старшеклассников.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, исследовательские компетенции, творческие способности, познавательная активность, исследовательский тип мышления.

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности. 

Чтобы добиться высоких результатов в процессе формировании исследовательских компетенций, педагогу необходимо научить воспитанника самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решений, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать полученные результаты и выявлять способы совершенствования действий.

Педагог-психолог образовательного учреждения является непосредственным участником процесса формирования и развития исследовательских компетенций  обучающихся. С этой целью используются различные формы взаимодействия, в том числе, организация исследовательской деятельности обучающихся в области психологии.

Под исследовательской деятельностью понимается деятельность, главной целью которой является образовательный результат, направленный на обучение детей, развитие у них исследовательского типа мышления. Данная форма работы является инновационной образовательной технологией, так как в настоящее время особое значение приобретает развитие исследовательской инициативности у обучающихся. Важно отметить, что непосредственно в процессе осуществления обучающимися исследовательской деятельности и происходит формирование исследовательских компетенций.

Педагог-психолог, сопровождающий исследовательскую деятельность, особое внимание уделяет формированию у старшеклассников внутренней мотивации подходить к любой возникающей перед ним проблеме как научного, так и житейского плана с исследовательской, творческой позиции. Таким образом, при осуществлении исследовательской деятельности от обучающихся требуется, прежде всего, творческий подход  и познавательная заинтересованность.

Литература:

1. Леонтович А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии //Народное образование, 1999. – № 10.

2. Обухов А. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения //Народное образование, 1999. – № 10.



Просмотров: 505
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Познавательная мотивация в учебной деятельности младших школьников
  • Развитие мотивации в учебной деятельности подростков
  • Особенности мотивации учебной деятельности студентов-психологов разных курсов
  • Мотивационная анкета для учащегося, участвующего в научно-исследовательской работе
  • Теоретические подходы к пониманию мотивации учащихся к учебной деятельности
  • Как я обхожусь с изменениями? Освоение своей исследовательской части
  • Как сформировать у ребенка дошкольного возраста интерес к учебной деятельности
  • Психологическое сопровождение спортсменов и спортивной деятельности
  • Мощнейший стимул нашей деятельности, который одновременно является столь же мощным тормозом.
  • Методы психологического сопровождения спортивной деятельности
  • Как улучшить результаты вашей деятельности?
  • Разделение областей профессиональной деятельности психолога
  • Перинатальный психолог и область его деятельности
  • Выбор работы (деятельности) с учетом метапрограмм
  • Сон разума или тайны сна, психоза и творческой деятельности
  • Информационные технологии в деятельности психолога
  • Обучение расстановкам. Хочу получать больше денег от своей деятельности...Случай из практики.
  • Дистанционное обучение. О практической деятельности.
  • Что важно при выборе любимой деятельности?
  • Психологические методы исследования психотерапевтической деятельности
  • Обесценивание своей профессиональной деятельности
  • 7 фишек раскрытия способностей. Фишка 4. Способности развиваются в деятельности
  • Кибертерапия (е-терапия, интернет-консультирование) как перспективный метод консультационной работы в деятельности практического психолога и специалиста социальной работы
  • Значение деятельности тифлопедагога в бытовой адаптации незрячих и слабовидящих на уроках домоводства
  • Психологические игры для совместной деятельности детей и их родителей.
  • Принцип деятельности.
  • О деятельности психолога
  • Личность в профессиональной деятельности.
  • Про начало профессиональной деятельности
  • Смена профессиональной деятельности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь