|
Психологическое сопровождение исследовательской деятельности старшеклассниковАвтор статьи: Гусева Светлана Геннадьевна
Автор статьи: Гусева С.Г. Психологическое сопровождение исследовательской деятельности старшеклассников Аннотация: Статья посвящена актуальной теме личностного и познавательного развития подрастающего поколения в ходе исследовательской деятельности. Обсуждаются основные методы психологического сопровождения исследовательской деятельностью старшеклассников. Ключевые слова: исследовательская деятельность, исследовательские компетенции, творческие способности, познавательная активность, исследовательский тип мышления. Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности. Чтобы добиться высоких результатов в процессе формировании исследовательских компетенций, педагогу необходимо научить воспитанника самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решений, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать полученные результаты и выявлять способы совершенствования действий. Педагог-психолог образовательного учреждения является непосредственным участником процесса формирования и развития исследовательских компетенций обучающихся. С этой целью используются различные формы взаимодействия, в том числе, организация исследовательской деятельности обучающихся в области психологии. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность, главной целью которой является образовательный результат, направленный на обучение детей, развитие у них исследовательского типа мышления. Данная форма работы является инновационной образовательной технологией, так как в настоящее время особое значение приобретает развитие исследовательской инициативности у обучающихся. Важно отметить, что непосредственно в процессе осуществления обучающимися исследовательской деятельности и происходит формирование исследовательских компетенций. Педагог-психолог, сопровождающий исследовательскую деятельность, особое внимание уделяет формированию у старшеклассников внутренней мотивации подходить к любой возникающей перед ним проблеме как научного, так и житейского плана с исследовательской, творческой позиции. Таким образом, при осуществлении исследовательской деятельности от обучающихся требуется, прежде всего, творческий подход и познавательная заинтересованность. Литература: 1. Леонтович А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии //Народное образование, 1999. – № 10. 2. Обухов А. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения //Народное образование, 1999. – № 10. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|