Когда просыпаешься первого января, в самый законный выходной день в году, на улице так тихо и пусто, что кажется, будто наступивший год ещё никем не заселён. Пытаешься понять, что же изменилось, что произошло в мире со сменой календаря? И сейчас самое время, чтобы обжить новое время, освоить какие-то изменения.
Если совсем коротко - процесс создания изменений, это трехэтапное действие:
🍀Исследовать то, что есть, 🍀 Поддержать развитие того, что есть, экспериментировать с новым опытом, 🍀Ассимилировать новый опыт
1. Позволить проявиться тому, что есть, исследовать пласт текущей ситуации, поскольку мы не можем двинуться дальше, прежде чем обнаружим, где мы сейчас.
Для исследования можно использовать творческие методы:
🍀Опредмечивание: Посмотрите вокруг, заметьте какой-либо предмет, опишите свою ситуацию с помощью предметов. Какое между ними расстояние? Почему они так расположены? Что поменяется, если их переместить? Что Вы чувствуете? Как на это откликается Ваше тело? 🍀 Персонификация: Если бы Ваша ситуация (проект, продукт) была бы похожа на человека, опишите его пол, возраст, как Вы к нему относитесь.
Эффекты исследования: 🍊Расширение осознавания и чувствительности, опоры на тело, 🍊Возвращение себе свободы в точке выбора способов, 🍊Нащупывание того, как используются ресурсы, в том числе разных частей, 🍊Исследование переносимости разных чувств, например, неопределенности 🍊Обнаружение на чем строится желание и ожидание, сопротивление и вторичная выгода.
2. Поддержать развитие того, что есть. Попробовать новый опыт в безопасной обстановке: 🍀освоить какую-то свою вытесняемую часть (например, жадную), 🍀экспериментировать в новом способе, например, как можно потребность в любви, заботе реализовывать по другому, не через еду 🍀 Пробовать новые способы обращения с чувствами, 🍀Искать новую форму для отношений, чувств, чего бы то ни было 🍀 Решить, насколько важно оставлять те или иные убеждения или их можно измельчить и выплюнуть, 🍀 Удерживаться в чувстве, вместо того, чтобы выдавать мгновенную реакцию, в паузе между стимулом и реакцией делать свой выбор
3. Ассимилировать и присвоить новый опыт: 🍋 Осознать, что я беру и что не беру, Что мне подходит/ что не подходит, 🍋 С чем остаюсь, на что могу опираться, 🍋 Как я удерживаюсь в новых способах, 🍋 Замечать новое, изменения, результат, как я буду его использовать, 🍋 Признавать себя в достижении этого результата и получать признание, испытывать по этому поводу соответствующие чувства, 🍋 Замечать, за счет чего получен результат
Исходя из собственной феноменологии, мы по разному можем проживать эти 3 этапа (исследование, экспериментирование, ассимиляция) где-то дольше задерживаться, в какой-то точке этот процесс может прерываться, блокироваться теми или иными чувствами, способами прерывания контакта, например, ассимиляция обесцениванием, экспериментирование блокирует попадание в травматическое чувство некомпетентности и т.д.
Мне откликается позиция исследователя, экспериментатора, который может творчески и основываясь на свободном осознанном выборе конструировать изменения в своей жизни. Таким образом, мы отводим большое количество напряжения, высвобождая необходимую энергию, и добиваясь лучших результатов.
Вопросы для исследования опыта создания изменений:
-Как Вы входите в этот процесс, какая метафора подходит для его описания? - В каких точках у Вас возникают остановки: в начале, перед переходом к экспериментированию, перед ассимиляцией? - Как меняется Ваша скорость, уровень энергии? - Какими чувствами Вы ускоряете и замедляете, останавливаете процесс? - Ваши опоры и ресурсы - Как Вы организуете поддержку и какая форма поддержки Вам необходима - Какие потребности стоят за изменениями и ради чего Вы остаетесь там, где Вы есть? - Как Вы обходитесь с чувством неопределенности - Какую задачу развития Вы пытаетесь решить таким образом? - Как Вы удерживаете баланс между потребностью в стабильности и изменениях, за счет чего?
Буду рада, если поделитесь в комментариях своими ответами.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.