|
Познавательная мотивация в учебной деятельности младших школьниковАвтор статьи: Широкая Анжелика
У первоклассников первое место занимают широкие социальные мотивы и мотивы социального сотрудничества, второе – узколичные, третье – учебно-познавательные. К середине, а у некоторых к концу начального обучения в школе, ведущее место у большинства учащихся начинают занимать учебно-познавательные мотивы. От уровня развития познавательных процессов зависит качество усваиваемых знаний. Систематическое усвоение детьми знаний на занятиях в школе составляет основу овладения навыками учебной деятельности. Важно отметить, что подготовка к этим сдвигам происходит главным образом внутри видов деятельности, в системе имеющихся в этом возрасте взаимоотношений младшеклассника с взрослыми и соответствующих форм воспитания и обучения. Интерес к школьно-учебному содержанию занятий – важнейший, центральный, но не единственный показатель внутренней позиции школьника. Как показывают исследования, среди первоклассников есть дети, которые обладают большим запасом знаний и навыков, и относительно высоким уровнем развития мышления, тем не менее, учатся плохо. Там, где уроки вызывают у этих детей непосредственный интерес, они быстро усваивают учебный материал, сравнительно легко решают учебные задачи, проявляют творческую инициативу. Но если знания лишены для них этого непосредственного интереса и младшеклассники должны выполнять учебную работу из чувства долга и ответственности, они начинают отвлекаться, выполняют ее небрежно. Это характеризует недостаточную личностную готовность ребенка к школьному обучению, его неумение правильно отнестись к обязанностям, связанным с положением школьника. Готовность интеллектуальная и личностная далеко не всегда совпадают. К моменту поступления в школу знания ребенка уже в определенной мере упорядочены и систематизированы. Он приобретает ряд умственных, познавательных умений, обладает способностью целенаправленно осуществлять интеллектуально практическую деятельность. Формирующийся интерес к школе, стремление стать учеником создают эмоциональную психологическую установку к вступлению в новую жизнь. Вживание в роль взрослого приводит, к тому, что ребенок перестает удовлетворяться иллюзорным изменением своего места среди окружающих и начинает стремиться к тому, чтобы и в самом деле его изменить, приобрести новое положение человека, занимающегося серьезным, уважаемым всеми делом. Важным эмоциональным проявлением познавательной мотивации ребенка являются интересы. Интересы, как и мотивы, возникают на основе потребностей и формируются в процессе учебной, трудовой, общественной деятельности. Интерес школьника к учению в целом или к отдельному учебному предмету является большой побудительной силой. Формирование и проявление интереса невозможно без участия интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов, но не сводится к ним. Интерес к учению тесно связан с уровнем сформированности учебной деятельности. Удовлетворение их способствует восполнению пробелов в знаниях, лучшей ориентировке, пониманию, ознакомлению с факторами, которые приобрели значимость. Субъективно интересы обнаруживаются в положительном эмоциональном тоне, который приобретает процесс познания, желании глубже ознакомиться с объектом, который приобрел значимость, узнать о нем больше, понять его. Роль интересов в процессах деятельности исключительно велика, так как они выражают побудительную силу значимых объектов деятельности, и тем заставляют личность активно искать пути и способы удовлетворения возникшей у него жажды знания и понимания. Удовлетворение интереса, обладающего устойчивой значимостью, как правило, не приводит к угасанию интереса, наоборот, внутренне перестраивая, обогащая и углубляя его, вызывает возникновение новых интересов, отвечающих более высокому уровню познавательной деятельности. Таким образом, интересы выступают в качестве постоянного побудительного механизма познания. Опосредованный интерес – это познавательная потребность, проявления которой опосредованы осознанием цели деятельности. Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности. Опираясь на данные психологических исследований, мы подошли к проблеме познавательных интересов как к сильному мотиву учения, который становится устойчивым образованием самой личности мощной побудительной силой ее деятельности и отдельных действий. В отличие от неясных и неосознанных влечений, желаний – познавательный интерес всегда имеет свой предмет, в нем выражена направленность на определенную предметную область. В мотиве выражено влияние объективного мира на человека, который не только отражается в его сознании, но и рождает определенное отношение. Для образования мотивов недостаточно только внешних стимулов, они, эти стимулы, должны опираться на потребности самой личности представляет необходимость, закрепляется и утверждается в мотиве. Мотив – не только внутренний процесс, а явление, объективная основа которого лежит во внешнем мире, в его вещественных и идеальных объектах. Эти объекты, приобретая для человека особую значимость, «личностный смысл», побуждают его к действию. Как мотив учения познавательный интерес имеет ряд преимуществ перед другими мотивами, которые могут существовать вместе и наряду с ним (мотив самоутверждения, стремления быть в коллективе и др.). Познавательный интерес бывает двух видов. Ситуативный интерес, побуждаемый занимательностью, который очень подвержен внешней ситуации, изменчив, нестоек. Что же касается устойчивого познавательного интереса, то он в большей мере обусловлен внутренней мотивацией и вовсе не зависит от подкрепления. Познавательный интерес можно приравнять к стремлению человека к искусству, эстетическому переживанию. Учебная деятельность под влиянием познавательного интереса может вызывать у школьника глубочайшее удовлетворение. Будучи сильным мотивом учения, познавательный интерес, создавая «внутреннюю среду» развития, существенно меняет саму деятельность, влияет на ее характер, протекание и результаты. Познавательный интерес не обособлен, он развивается в кругу других мотивов и взаимодействует с ними, например, с моральными мотивами, главным образом, с чувством долга и ответственности. В этом взаимовлиянии множества мотивов заключено ценнейшее условие формирования познавательного интереса и развития личности в целом. Познавательный интерес, испытывая влияние моральных мотивов, сам приобретает более широкие значения для личности. В свою очередь, познавательный интерес, связанный с сильными переживаниями, интеллектуальными радостями, обогащает своим влиянием и другие мотивы. Интерес как важный стимул успешного обучения – сильное средство возбуждения детской активности, развития мышления и творческих сил ребенка. Подлинный интерес возбуждается активной работой мысли, сопряженной с решением сложных задач. Но для этого необходимы условия. Удовлетворение учебной деятельностью служит стимулом дальнейшего поступательного движения. В обучении необходимо сочетать интерес и усилия. Формируя способность к волевому усилию, интерес возбуждает нравственные силы ребенка, и является, таким образом, не только средством успешного обучения, но и важным стимулом нравственного роста личности. К основным тенденциям развития познавательных интересов детей можно отнести следующие:
На развитие познавательных интересов оказывает влияние возрастной аспект, поскольку приобретенные знания содействуют переводу интереса на более высокий уровень. Следует особенно подчеркнуть и то обстоятельство, что индивидуальное своеобразие познавательного интереса чрезвычайно велико. Дети одного и того же класса могут находиться на самых разных уровнях развития интереса. Широкий круг психологических исследований познавательных мотивов позволил сделать вывод, что важнейшее личностное образование в школьные годы может служить индикатором общего развития детей. Основания для этого немало:
Перспективы развития позволяют ребенку целенаправленно использовать свободное время, свой досуг и различные виды деятельности для удовлетворения своих интересов. Активный характер учебной деятельности и свободной деятельности в избранной области (увлеченность выполнением задания, стремление к более глубокому изучению предмета, желание передать свои познания товарищам, использовать их во фронтальной работе педагогов с детьми) позволяет установить уровень познавательных возможностей и их связь с развитием интереса. Не случайно утверждение в том, что познавательный интерес и его становление – показатель общего развития ребенка. В формировании учебной деятельности большое значение имеет познавательная активность, обучение школьников умению выделять, понимать и решать умственные задачи. Выводы психологических исследований дают основания учителям широко использовать решение умственных задач в целях пробуждения у детей интереса к учению, формирования осознанного мотива учения, как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|