Познавательная мотивация в учебной деятельности младших школьников

Автор статьи: Широкая Анжелика

Познавательная мотивация в учебной деятельности младших школьников  У первоклассников первое место занимают широкие социальные мотивы и мотивы социального сотрудничества, второе – узколичные, третье – учебно-познавательные. К середине, а у некоторых к концу начального обучения в школе, ведущее место у большинства учащихся начинают занимать учебно-познавательные мотивы.

От уровня развития познавательных процессов зависит качество усваиваемых знаний. Систематическое усвоение детьми знаний на занятиях в школе составляет основу овладения навыками учебной деятельности. Важно отметить, что подготовка к этим сдвигам происходит главным образом внутри видов деятельности, в системе имеющихся в этом возрасте взаимоотношений младшеклассника с взрослыми и соответствующих форм воспитания и обучения.

Интерес к школьно-учебному содержанию занятий – важнейший, центральный, но не единственный показатель внутренней позиции школьника. Как показывают исследования, среди первоклассников есть дети, которые обладают большим запасом знаний и навыков, и относительно высоким уровнем развития мышления, тем не менее, учатся плохо. Там, где уроки вызывают у этих детей непосредственный интерес, они быстро усваивают учебный материал, сравнительно легко решают учебные задачи, проявляют творческую инициативу. Но если знания лишены для них этого непосредственного интереса и младшеклассники должны выполнять учебную работу из чувства долга и ответственности, они начинают отвлекаться, выполняют ее небрежно.

Это характеризует недостаточную личностную готовность ребенка к школьному обучению, его неумение правильно отнестись к обязанностям, связанным с положением школьника. Готовность интеллектуальная и личностная далеко не всегда совпадают.

К моменту поступления в школу знания ребенка уже в определенной мере упорядочены и систематизированы. Он приобретает ряд умственных, познавательных умений, обладает способностью целенаправленно осуществлять интеллектуально практическую деятельность. Формирующийся интерес к школе, стремление стать учеником создают эмоциональную психологическую установку к вступлению в новую жизнь. Вживание в роль взрослого приводит, к тому, что ребенок перестает удовлетворяться иллюзорным изменением своего места среди окружающих и начинает стремиться к тому, чтобы и в самом деле его изменить, приобрести новое положение человека, занимающегося серьезным, уважаемым всеми делом.

Важным эмоциональным проявлением познавательной мотивации ребенка являются интересы. Интересы, как и мотивы, возникают на основе потребностей и формируются в процессе учебной, трудовой, общественной деятельности. Интерес школьника к учению в целом или к отдельному учебному предмету является большой побудительной силой. Формирование и проявление интереса невозможно без участия интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов, но не сводится к ним. Интерес к учению тесно связан с уровнем сформированности учебной деятельности. Удовлетворение их способствует восполнению пробелов в знаниях, лучшей ориентировке, пониманию, ознакомлению с факторами, которые приобрели значимость. Субъективно интересы обнаруживаются в положительном эмоциональном тоне, который приобретает процесс познания, желании глубже ознакомиться с объектом, который приобрел значимость, узнать о нем больше, понять его.

Роль интересов в процессах деятельности исключительно велика, так как они выражают побудительную силу значимых объектов деятельности, и тем заставляют личность активно искать пути и способы удовлетворения возникшей у него жажды знания и понимания. Удовлетворение интереса, обладающего устойчивой значимостью, как правило, не приводит к угасанию интереса, наоборот, внутренне перестраивая, обогащая и углубляя его, вызывает возникновение новых интересов, отвечающих более высокому уровню познавательной  деятельности. Таким образом, интересы выступают в качестве постоянного побудительного механизма познания. Опосредованный интерес – это познавательная потребность, проявления которой опосредованы осознанием цели деятельности.  

Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности. Опираясь на данные психологических исследований, мы подошли к проблеме познавательных интересов как к сильному мотиву учения, который становится устойчивым образованием самой личности мощной побудительной силой ее деятельности и отдельных действий. В отличие от неясных и неосознанных влечений, желаний – познавательный интерес всегда имеет свой предмет, в нем выражена направленность на определенную предметную область.

В мотиве выражено влияние объективного мира на человека, который не только отражается в его сознании, но и рождает определенное отношение. Для образования мотивов недостаточно только внешних стимулов, они, эти стимулы, должны опираться на потребности самой личности представляет необходимость, закрепляется и утверждается в мотиве. Мотив – не только внутренний процесс, а явление, объективная основа которого лежит во внешнем мире, в его вещественных и идеальных объектах. Эти объекты, приобретая для человека особую значимость, «личностный смысл», побуждают его к действию.

Как мотив учения познавательный интерес имеет ряд преимуществ перед другими мотивами, которые могут существовать вместе и наряду с ним (мотив самоутверждения, стремления быть в коллективе и др.). Познавательный интерес бывает двух видов. Ситуативный интерес, побуждаемый занимательностью, который очень подвержен  внешней ситуации, изменчив, нестоек. Что же касается устойчивого познавательного интереса, то он в большей мере обусловлен внутренней мотивацией и вовсе не зависит от подкрепления. Познавательный интерес можно приравнять к стремлению человека к искусству, эстетическому переживанию. Учебная деятельность под влиянием познавательного интереса может вызывать у школьника глубочайшее удовлетворение. Будучи сильным мотивом учения, познавательный интерес, создавая «внутреннюю среду» развития, существенно меняет саму деятельность, влияет на ее характер, протекание и результаты.

Познавательный интерес не обособлен, он развивается в кругу других мотивов и взаимодействует с ними, например, с моральными мотивами, главным образом, с чувством долга и ответственности. В этом взаимовлиянии множества мотивов заключено ценнейшее условие формирования познавательного интереса и развития личности в целом. Познавательный интерес, испытывая влияние моральных мотивов, сам приобретает более широкие значения для личности. В свою очередь, познавательный интерес, связанный с сильными переживаниями, интеллектуальными радостями, обогащает своим влиянием и другие мотивы.

Интерес как важный стимул успешного обучения – сильное средство возбуждения детской активности, развития мышления и творческих сил ребенка. Подлинный интерес возбуждается активной работой мысли, сопряженной с решением сложных задач. Но для этого необходимы условия. Удовлетворение учебной деятельностью служит стимулом дальнейшего поступательного движения. В обучении необходимо сочетать интерес и усилия. Формируя способность к волевому усилию, интерес возбуждает нравственные силы ребенка, и является, таким образом, не только средством успешного обучения, но и важным стимулом нравственного роста личности.

К основным тенденциям развития познавательных интересов детей можно отнести следующие:

  • от интереса, связанного с внешними стимулами, к интересу, свободному от внешней ситуации и побуждаемому более сложными обстоятельствами, связанными с «внутренней средой» самого ребенка;
  • от интереса нерасчлененного, подчас диффузного («Сам не знаю, что нравится. Нравится все») к интересу все более дифференцированному (к определенным областям учебных предметов);
  • от интереса, подверженного частой смене ситуаций, случайным влияниям, к интересу все более устойчивому, постоянному;
  • от интереса поверхностного – к интересу с глубокой теоретической основой, раскрывающей причинно-следственные связи, внутренние отношения, закономерности и научные идеи.

На развитие познавательных интересов оказывает влияние возрастной аспект, поскольку приобретенные знания содействуют переводу интереса на более высокий уровень. Следует особенно подчеркнуть и то обстоятельство, что индивидуальное своеобразие познавательного интереса чрезвычайно велико. Дети одного и того же класса могут находиться на самых разных уровнях развития интереса. Широкий круг психологических исследований познавательных мотивов позволил сделать вывод, что важнейшее личностное образование в школьные годы может служить индикатором общего развития детей. Основания для этого немало:

  • познавательный интерес связан с основой фундаментальной деятельности – с учением, познавательной деятельностью влияние, которой на развитие человека трудно переоценить;
  •  познавательный интерес взаимодействует с такими личностными качествами человека, как активность, самостоятельность, под влиянием который  он сам развивается и способствует развитию этих свойств;
  • познавательный интерес выражает достаточно ясно отношение ребенка к содержанию избираемой предметной области и деятельности, связанной с ее изучением. По этим проявлениям можно судить не только об уровне актуального развития школьника, но и о его перспективах, о зоне ближайшего развития, обнаруживающей себя в предпочитаемой предметной области знаний особенно ярко.

Перспективы развития позволяют ребенку целенаправленно использовать свободное время, свой досуг и различные виды деятельности для удовлетворения своих интересов. Активный характер учебной деятельности и свободной деятельности в избранной области (увлеченность выполнением задания, стремление к более глубокому изучению предмета, желание передать свои познания товарищам, использовать их во фронтальной работе педагогов с детьми) позволяет установить уровень познавательных возможностей и их связь с развитием интереса. Не случайно утверждение в том, что познавательный интерес и его становление – показатель общего развития ребенка.

В формировании учебной деятельности большое значение имеет познавательная активность, обучение школьников умению выделять, понимать и решать умственные задачи. Выводы психологических исследований дают основания учителям широко использовать решение умственных задач в целях пробуждения у детей интереса к учению, формирования осознанного мотива учения, как в учебной, так и во внеучебной деятельности.



Просмотров: 704
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как сформировать у ребенка дошкольного возраста интерес к учебной деятельности
  • Познавательный интерес как качество личности
  • Познавательный интерес – зачем и как его развивать?
  • Теоретические подходы к пониманию мотивации учащихся к учебной деятельности
  • Развитие мотивации в учебной деятельности подростков
  • Особенности мотивации учебной деятельности студентов-психологов разных курсов
  • Как родителям стимулировать Интерес ребенка к Познанию.
  • Почему, как только я начинаю привязываться к мужчине он теряет ко мне интерес
  • Интерес к себе VS стремление к идеалу
  • Свой интерес
  • Может ли терапевт вносить свой интерес в терапевтическую сессию
  • Интерес начинает и выигрывает
  • Почему он не проявляет интерес и что с этим делать
  • Интерес к ребенку как основа личного контакта
  • Есть ли у вас способность проявлять искренний интерес?
  • 5 ошибок, которые убивают интерес мужчины. Продолжение.
  • Дети теряют интерес к учебе
  • Как сохранить интерес к работе?
  • Пропал интерес к работе
  • Что делать, если мужчина начинает терять к вам интерес и отдаляться
  • Три способа пробудить в детях интерес к обучению
  • Про Интерес
  • Интерес.
  • Интерес к психологии: веяния моды или необходимость?
  • Как вызвать у себя интерес?
  • Как понять, что мужчина потерял к вам интерес
  • Как замотивировать дошкольников к познавательной деятельности. Об игровых и подвижных методах обучения.
  • Если пропал интерес к жизни...
  • Рост или интерес?
  • Интерес, тревога и еда



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь