|
Дети теряют интерес к учебеАвтор статьи: Анна Лапшина
В книге «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых» Мария Владимировна Осорина знакомит нас с тем, как ребенок осваивает мир. Ему все интересно, он неутомимо исследует окружающее пространство, стремится на улицу, учится ездить в общественном транспорте, с родителями, и затем – самостоятельно. Со сверстниками, преодолевая страх, готов посещать даже такие «страшные места», как заброшенные дома, свалки или подвалы. Любая прогулка, катание на горке, поездка становятся местом учебы. [4] С таким же примерно настроением ребенок приходит в школу. Ведь там он будет учиться, получать взрослые знания, открывать и осваивать мир. Но дальше что-то меняется. Некоторые дети справляются со школой лучше, другие быстро начинают проявлять сопротивление учебе и домашним заданиям, а некоторые полностью теряют мотивацию изучать что-то новое, помечая все «знания» как заведомо скучные. Куда девается этот любознательный ребенок? Что с ним происходит? Почему теперь его надо заставлять осваивать новый мир? 7 лет – ключевой возраст, во многих традиционных культурах отмеченный специальным переходом, обычно связанным с символическим «взрослением» ребенка, и переходом в учение. Где-то сохраняются обряды инициации, например, кочевые народы дарят мальчику первого коня, и позволяют упасть с него, но матери уже не позволяют его утешить, так как он «взрослый», и должен быть способен справиться с переживаниями, необходимыми для дальнейшей учебы. [5]. Такие обряды существуют и для девочек. Начало учебы совпадает с возрастом, когда ребенок потенциально готов выдержать напряжение, связанное с трудностями обучения взрослым знаниям. В нашей культуре в 7 лет дети идут в школу, впервые серьезно отрываясь от семьи для важной задачи обучения. «У ребенка уже есть опыт привязанности, и начинается новый этап – этап получения образования». [5]. Очень часто случается, к сожалению, что на этом этапе школа и родители как будто бы объединяются против ребенка. По крайней мере, он может так себя ощущать. Как это происходит? Со стороны школы вместе с новыми требованиями дисциплины, послушания и успеваемости часто возникает пренебрежение к чувствам и желаниям ребенка. Его воспринимают как объект обучения. Его чувства игнорируются или подавляются. Вот как это может происходить. - Я ненавижу чтение! - Это не так! Ты прекрасно читаешь! Ты должен читать! Без чтения невозможно учиться! - Я забыл дома учебник! - А голову ты дома не забыл?! «Когда чувства ученика отрицаются, он быстро теряет интерес к учебе» - утверждают американские психологи Адель Фабер и Элейн Мазлиш в книге «Как говорить с детьми, чтобы они учились» [6]. Когда ребенок устал, хочет сменить активность, расстроен неудачей или переживает еще какую-то сложную ситуацию, часто случается, что у учителей, как будто бы не хватает времени или душевных сил, а, может быть, профессиональных компетенций для того, чтобы признать негативные чувства ребенка и помочь ему двигаться дальше. При этом ребенок бессознательно ожидает, что учитель в школе предстанет перед ним в роли Наставника, ведь этот образ мудрого и понимающего наставника фигурирует в книгах и фильмах про этот возраст. Об архетепическом образе наставника упоминает Л.В. Петрановская. [5]. Детям недостаточно перенять у родителей их навыки поведения, им надо много учиться, и им нужен проводник в мир взрослых, кто-то, кому можно довериться и следовать, но кто одновременно будет учить, помогать преодолевать и, самое главное – оценивать. Оценивать - в отличие от родителей, любовь которых безусловна. Наставник, как архетипический образ – мудр, силен, спокоен, справедлив, вызывает доверие. Он может пережить твои неудачи, твое недовольство, твои разочарования – и помочь тебе пройти дальше, к достижениям. К сожалению, работа учителя не всегда предполагает такие компетенции, не каждому это дано, быть Наставником, не каждый может выдержать работу в школе, сохранив свои изначальные порывы. [5]. Вот и получается, что ребенок ошибается, устает, раздражается, а ему в ответ «Веди себя нормально», «Ты должен учиться», «Выйди из класса и зайди нормально». К сожалению, фразы, знакомые нам с детства. Используется, игнорирование, сарказм, подавление. Как отмечает один из известных советских психологов И.С. Кон: «Учитель, озабоченный в первую очередь учебной успеваемостью, не видит за отметками индивидуальности учащегося. Идеальный ученик в его понимании – тот, кто «всегда готов сотрудничать с учителем, стремится к знаниям, никогда не нарушает дисциплину на уроках». Так же, по мнению автора, существует и образ «ленивого, пассивного или непослушного ученика», который привычно вызывает у учителя негативные эмоции. [3]. За этими стереотипами учитель не видит ученика, не видит в нем самостоятельный субъект деятельности. И когда ученик обращается к учителю со своими трудностями, выражая их в первую очередь эмоциями, он не находит понимания. Мы разобрали то, что происходит в школе, а что в это время происходит дома? А дома родители забывают о своей роли любящих и поддерживающих близких людей, и вместо того, чтобы обеспечивать ребенку тыл и поддержку в исследовании внешнего мира через обучение в школе и преодоление сложностей, становятся его самыми серьезными контролерами и критиками. Школа, система домашних заданий, обвинения на родительских собраниях как будто втягивают родителя на роль Наставника [5]. Родительская тревога усиливает напряжение ребенка. Родители, которые должны любить и поддерживать, начинают проверять, требовать, оценивать, читать нотации. И точно так же, как и учителя – привычно обесценивать и игнорировать чувства самого ребенка. - Это очень трудно. - Ты даже не попытался сделать задание, это просто лень! - Терпеть не могу математику! - Прекрати ныть и напиши еще раз, только аккуратно! В следующем примере отец «помогает» ребенку с уроками. «Гари, единственный ребенок в семье, плохо успевал в школе, и свое домашнее задание делал по принуждению. Каждый вечер отец садился рядом с Гари и наблюдал, как сын занимается. Затем отец экзаменовал мальчика по всем заданным предметам. Очень часто это заканчивалось слезами Гари и отцовским раздражением. И все же успеваемость сына в школе не улучшалась». Этот пример приведен в книге Р. Дрейкурса и В.Золц «Манифест счастливого детства» [1]. По мнению авторов этой книги, изданной впервые в 1964 году, такая форма «помощи» совершенно не помогает ребенку, а напротив, также разрушает мотивацию к учебе. Атмосфера игнорирования, непреодоленных трудностей, отсутствия поддержки угнетает ребенка. Не каждый ребенок в этом возрасте может бросить какой-то вызов обществу в лице родителей и школы, это может случиться позже, в подростковом возрасте. Но младшие школьники страдают, и не находят выхода. И все эти неприятные чувства связаны именно с учебой! Неудивительно, что именно с учебой ассоциируется чувство бессилия, подавленности, именно на нее направляется раздражение (злиться на родителей и Наставника сложнее, запретнее), и закономерно теряется интерес. Рекомендуемая литература по теме
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|