Дети теряют интерес к учебе

Автор статьи: Анна Лапшина

В книге «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых» Мария Владимировна Осорина знакомит нас с тем, как ребенок осваивает мир. Ему все интересно, он неутомимо исследует окружающее пространство, стремится на улицу, учится ездить в общественном транспорте, с родителями, и затем – самостоятельно. Со сверстниками, преодолевая страх, готов посещать даже такие «страшные места», как заброшенные дома, свалки или подвалы. Любая прогулка, катание на горке, поездка становятся местом учебы. [4] С таким же примерно настроением ребенок приходит в школу. Ведь там он будет учиться, получать взрослые знания, открывать и осваивать мир.

Но дальше что-то меняется. Некоторые дети справляются со школой лучше, другие быстро начинают проявлять сопротивление учебе и домашним заданиям, а некоторые полностью теряют мотивацию изучать что-то новое, помечая все «знания» как заведомо скучные. Куда девается этот любознательный ребенок? Что с ним происходит? Почему теперь его надо заставлять осваивать новый мир?

7 лет – ключевой возраст, во многих традиционных культурах отмеченный специальным переходом, обычно связанным с символическим «взрослением» ребенка, и переходом в учение. Где-то сохраняются обряды инициации, например, кочевые народы дарят мальчику первого коня, и позволяют упасть с него, но матери уже не позволяют его утешить, так как он «взрослый», и должен быть способен справиться с переживаниями, необходимыми для дальнейшей учебы. [5]. Такие обряды существуют и для девочек. Начало учебы совпадает с возрастом, когда ребенок потенциально готов выдержать напряжение, связанное с трудностями обучения взрослым знаниям. В нашей культуре в 7 лет дети идут в школу, впервые серьезно отрываясь от семьи для важной задачи обучения. «У ребенка уже есть опыт привязанности, и начинается новый этап – этап получения образования». [5].

Очень часто случается, к сожалению, что на этом этапе школа и родители как будто бы объединяются против ребенка. По крайней мере, он может так себя ощущать. Как это происходит?

Со стороны школы вместе с новыми требованиями дисциплины, послушания и успеваемости часто возникает пренебрежение к чувствам и желаниям ребенка. Его воспринимают как объект обучения. Его чувства игнорируются или подавляются. Вот как это может происходить.

 - Я ненавижу чтение!   - Это не так! Ты прекрасно читаешь! Ты должен читать! Без чтения невозможно учиться!

 - Я забыл дома учебник! - А голову ты дома не забыл?!

«Когда чувства ученика отрицаются, он быстро теряет интерес к учебе» - утверждают американские психологи Адель Фабер и Элейн Мазлиш в книге «Как говорить с детьми, чтобы они учились» [6].

Когда ребенок устал, хочет сменить активность, расстроен неудачей или переживает еще какую-то сложную ситуацию, часто случается, что у учителей, как будто бы не хватает времени или душевных сил, а, может быть, профессиональных компетенций для того, чтобы признать негативные чувства ребенка и помочь ему двигаться дальше.

При этом ребенок бессознательно ожидает, что учитель в школе предстанет перед ним в роли Наставника, ведь этот образ мудрого и понимающего наставника фигурирует в книгах и фильмах про этот возраст. Об архетепическом образе наставника упоминает Л.В. Петрановская. [5]. Детям недостаточно перенять у родителей их навыки поведения, им надо много учиться, и им нужен проводник в мир взрослых, кто-то, кому можно довериться и следовать, но кто одновременно будет учить, помогать преодолевать и, самое главное – оценивать. Оценивать - в отличие от родителей, любовь которых безусловна.  Наставник, как архетипический образ  – мудр, силен, спокоен, справедлив, вызывает доверие. Он может пережить твои неудачи, твое недовольство, твои разочарования – и помочь тебе пройти дальше, к достижениям.

К сожалению, работа учителя не всегда предполагает такие компетенции, не каждому это дано, быть Наставником, не каждый может выдержать работу в школе, сохранив свои изначальные порывы. [5]. Вот и получается, что ребенок ошибается, устает, раздражается, а ему в ответ «Веди себя нормально», «Ты должен учиться», «Выйди из класса и зайди нормально». К сожалению, фразы, знакомые нам с детства. Используется, игнорирование, сарказм, подавление.

Как отмечает один из известных советских психологов И.С. Кон: «Учитель, озабоченный в первую очередь учебной успеваемостью, не видит за отметками индивидуальности учащегося. Идеальный ученик в его понимании – тот, кто «всегда готов сотрудничать с учителем, стремится к знаниям, никогда не нарушает дисциплину на уроках». Так же, по мнению автора, существует и образ «ленивого, пассивного или непослушного ученика», который привычно вызывает у учителя негативные эмоции. [3].

За этими стереотипами учитель не видит ученика, не видит в нем самостоятельный субъект деятельности. И когда ученик обращается к учителю со своими трудностями, выражая их в первую очередь эмоциями, он не находит понимания.

Мы разобрали то, что происходит в школе, а что в это время происходит дома? А дома родители забывают о своей роли любящих и поддерживающих близких людей, и вместо того, чтобы обеспечивать ребенку тыл и поддержку в исследовании внешнего мира через обучение в школе и преодоление сложностей, становятся его самыми серьезными контролерами и критиками. Школа, система домашних заданий, обвинения на родительских собраниях как будто втягивают родителя на роль Наставника [5]. Родительская тревога усиливает напряжение ребенка. Родители, которые должны любить и поддерживать, начинают проверять, требовать, оценивать, читать нотации. И точно так же, как и учителя – привычно обесценивать и игнорировать чувства самого ребенка.

- Это очень трудно. - Ты даже не попытался сделать задание, это просто лень!

 - Терпеть не могу математику! - Прекрати ныть и напиши еще раз, только аккуратно!

 В следующем примере отец «помогает» ребенку с уроками.

«Гари, единственный ребенок в семье, плохо успевал в школе, и свое домашнее задание делал по принуждению. Каждый вечер отец садился рядом с Гари и наблюдал, как сын занимается. Затем отец экзаменовал мальчика по всем заданным предметам. Очень часто это заканчивалось слезами Гари  и отцовским раздражением. И все же успеваемость сына в школе не улучшалась».

Этот пример приведен в книге Р. Дрейкурса и В.Золц «Манифест счастливого детства» [1]. По мнению авторов этой книги, изданной впервые в 1964 году, такая форма «помощи» совершенно не помогает ребенку, а напротив, также разрушает мотивацию к учебе.

Атмосфера игнорирования, непреодоленных трудностей, отсутствия поддержки угнетает ребенка. Не каждый ребенок в этом возрасте может бросить какой-то вызов обществу в лице родителей и школы, это может случиться позже, в подростковом возрасте. Но младшие школьники страдают, и не находят выхода. И все эти неприятные чувства связаны именно с учебой! Неудивительно, что именно с учебой ассоциируется чувство бессилия, подавленности, именно на нее направляется раздражение (злиться на родителей и Наставника сложнее, запретнее), и закономерно теряется интерес.

Рекомендуемая литература по теме

  1. Дрейкурс Р., Золц В., «Манифест счастливого детства» - Екатеринбург: Рама паблишинг, 2011.
  2. Зыгмантович П., Шишков С. «От мальчика до мудреца. Мужские тайны» - СПб,:Речь, 2009
  3. Кон И.С. «Психология ранней юности» - М.: Просвещение, 1989.
  4. Осорина М.В. «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых» - СПб: Питер, 1999.
  5. Петрановская Л.В. «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка» - М.: Аст, 2015.
  6. Фабер А., Мазлиш Э. «Как говорить с детьми, чтобы они учились» - М.: издательство «Э», 2016.


Просмотров: 415
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Насилие в школе. Ребенок-жертва и ребенок-агрессор. Роль учителей и родителей.
  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • Почему ребенок в детском саду может вести себя иначе, чем дома?
  • Приемный ребенок в школе: отношение учителя и одноклассников, страхи родителей
  • Скоро в школу I Готов ли ребенок к школе?
  • 10 признаков того, что ребенок готов к школе!
  • Почему ребенок может плохо себя вести и плохо учиться? Клинический взгляд
  • Мой ребенок стал плохо учиться в школе
  • Ребенок не может или не хочет в учиться. Что делать?
  • Как повысить у ребенка мотивацию к учебе. 9 СОВЕТОВ для занятых родителей
  • Трудности первого года в школе: Ребенок не слушает учителя
  • Когда отдавать ребенка в школу? Куда пойти учиться: лицей, гимназия или обычная школа?!
  • Что делать, если ребенок не хочет учиться или учебная мотивация в начальной школе
  • Как ребенку помочь учиться? Часть 1. Как встречать ребенка со школы?
  • Готов ли ваш ребенок к школе?
  • А ваш ребенок готов к школе?
  • Готов ли Ваш ребенок к школе?
  • Как узнать - готов ли ребенок к школе?
  • Что делают родители, чтобы ребенок не хотел учиться.
  • Когда ребенок не может постоять за себя
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Как определить, готов ли Ваш ребенок к школе: вопросы к психологу.
  • Когда Внутренний ребенок может помочь. Алгоритм работы с Внутренним ребенком.
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Как готовить ребенка к школе в домашних условиях? Практические советы для всех родителей
  • Может ли ребенок повлиять на развод родителей?
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Ребенок с ЗПР в школе. О чем надо знать взрослым.
  • Когда учитель не может помочь или кому и зачем нужен нейропсихолог



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь