|
А ваш ребенок готов к школе?Автор статьи: Наталья Удалова
Как проверить готовность ребенка в школе? Нужно ли учить ребенка считать и писать до школы? Стоит ли посещать дополнительные развивающие занятия? Как выбрать школу? Важно ли выбирать учителя и программу обучения? Справится ли мой ребенок с трудностями школьного обучения? Вот с такими вопросами чаще всего обращаются родители. Попробуем разобраться. В теоретическом вопросе готовности к школе, важно отметить, что это понятие ёмкое и затрагивает несколько блоков. А именно: -физиологическую готовность; -педагогическую; -социальную; -психологическую. В целом, понятие психофизиологической готовности к школе включает готовность по всем четырем блокам. Об этом мне бы и хотелось рассказать своим читателям и всем интересующимся данным вопросом. Итак, что такое физиологическая готовность? Это зрелость организма, которая определяется уровнем развития функциональных систем организма и состоянием его здоровья. Понятно, что ослабленные и часто болеющие дети будут испытывать дополнительные трудности в обучении. Поэтому здесь первая рекомендация - обратиться к врачу до школы, и контролировать ход лечения хронических заболеваний. Постараться провести все плановые операции, проверить слух, зрение и решить все логопедические проблемы. Есть ли какие-то критерии физиологической готовности к школе? Да, их несколько: 1. Абсолютные размеры тела (масса ребенка не менее 23 кг) 2. Смена молочных зубов ( от 2 до 4) 3. Завершенный полуростовой скачок роста. Известно,что в 5-7 лет происходит так называемый полуростовой скачок роста, после которого у ребенка изменяются пропорции тела, появляется истинная работоспособность, которая и обеспечивает работу нервных и энергетических процессов в устойчивом режиме. В результате чего появляются функциональные возможности для длительной работы в ровном темпе ( усидчивость). Если первые два пункта проверить легко, то возможно ли проверить и узнать, завершился ли полуростовой скачок роста? Да. Для этого есть простой Филиппинский тест: Попросите вашего ребенка поднять правую руку и попытаться дотронуться до левого уха, проведя руку над головой (как бы обнять голову рукой). Рука должна дотронуться до уха. Тест отражает биологический возраст ребенка. 4. Чувство времени. У детей чувство времени не совпадает с чувством времени взрослого человека. Замечали, наверное, не один раз, когда приходилось поторапливать ребенка: " через 10 минут мы пойдем в парк, одевайся". Приходим к нему в комнату, а он запросто сидит смотрит мультики. Вы думаете, что ваш ребенок непослушный? Нет же. Он просто не знает, когда пройдут эти 10 минут. Оказывается, что чувство времени зависит от скорости обменных процессов. И оно должно к школьному периоду приблизиться к чувству времени взрослого человека. 5. Развитие крупной моторики. Да, это очень важный показатель физического развития ребенка. К нему относится умение бросить мяч, поймать его, прыгнуть, побежать, залезть на шведскую стенку. Это умение необходмо для уроков физкультуры и подвижных игр. В последнее время у меня вызывает недоумение тот факт, что дети не умеют набивать мяч рукой от пола. Каждый второй ребенок, побывавший у меня на занятиях, просит взять с собой мяч, чтобы потренироваться дома! Вот вам и 21 век. Век технологий. Поэтому для развития крупной моторики я рекомендую заниматься физическими упражнениями, играть в мяч, в подвижные игры. Очень хорошо подходит плавание и танцы. Ребенок должен уметь владеть своим телом. 6. Развитие мелкой моторики. О развитии мелкой моторики, пожалуй, знают уже все! Поэтому здесь я останавливаться подробно не буду. Отмечу, что наибольшую проблему перед школой составляет неподготовленность руки к письму. И здесь есть две причины - физиологическая и психологическая. Мелкую моторику руки развивать можно и нужно. А самое главное, это несложно. Перечислю основные направления работы по развитию мелкой моторики: - занятия с пластилином - рисование различными инструментами (карандаш, кисть, мел) - аппликации, работа с ножницами и клеем - игры с конструкторами, мозаикой, пазлами - пальчиковый театр и пальчиковые гимнастики - штриховка фигур, дорисовывание предметов, разукрашивание картинок. Самый актуальный вопрос - нужно ли учить ребенка писать до школы? Мой ответ - не обязательно. Важнее научить ребенка писать основные элементы прописных букв : прямая наклонная линия, с закруглением вверху, с закруглением внизу, овал, полуовал. Есть специальные тетради - прописи для прорисовки данных элементов. А так же обратить внимание на умение ребенка ориентироваться на листе бумаги: научите его распознавать верхний правый угол листа, нижний левый и т.д. Можно в игровой форме пробовать ставить точки на листе. Мы рассмотрели только один блок готовности к школе. Физиологическую готовность. Продолжение следует. Если возникли вопросы, с удовольствием отвечу в комментариях!
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|