Когда учитель не может помочь или кому и зачем нужен нейропсихолог

Ко мне часто за консультацией приходят родители, чьи дети, младшие школьники, несмотря на частые и продолжительные занятия с учителями, репетиторами, отстают по основным предметам. Родители задают один и тот же вопрос - ПОЧЕМУ мы так много занимаемся, а толку нет? Почему он знает все правила, но не может их применить?

На примере двух разных детей постараюсь показать, чем нейропсихологический подход отличается от классического обучения. И почему именно нейропсихологическая коррекция помогает там, где не может помочь школа.

Петя и Митя. Оба учатся во 2 классе. У обоих отмечаются трудности с чтением, письмом и математикой. Казалось бы - в школе одна программа, значит, если с каждым из них учитель будет просто больше работать по этой программе, и если родители будут заниматься с ними дома, то дети выйдут в так называемую норму. Но нет. Чтение и письмо, равно как и счет, а так же решение задач,  у этих мальчиков, оказывается, нарушено по-разному. И классический подход, когда рекомендуют больше читать, писать и считать, не помогает в полной мере.

На что жалуются учителя:

Петя читает медленно, путает буквы, меняет слоги местами. При письме у него ползет строчка, буквы иногда "зеркалит" (переворачивает). Со счетом совсем беда - если в пределах десятка еще считает, то при переходе через разряд забывает что нужно делать - прибавить или отнять. Пример 12-5 = __ решает так: 12-2 = 10, осталось 3. Думает, отнять или прибавить, пока думает, забывает сам пример.  И начинает выдавать неправильные ответы. В тетрадных клеточках ориентируется плохо, забывает, где и сколько нужно отступить. Дни недели никак не запомнит, и месяцы путает... При этом Петя старательно выполняет все домашние задания, занимается дополнительно...

Митя читает быстро, но допускает множество ошибок. Не дочитывает окончания, пропускает буквы. На письме множество совершенно глупых ошибок, попусков, лишних букв. Учитель спрашивает: "Митя, как надо писать жи-ши?". "Через И",  отвечает Митя и одновременно с этим выводит в тетради слово мышы" А еще учитель жалуется, что Митя при письме таких слов, где рядом идут буквы м, л ставит лишние элементы, и слово мыло может выглядеть как мылло или Мишина он напишет как Мишишина. Еще одна жалоба учителя - Митя сначала отвечает, а потом думает. Очень много импульсивных ответов. Решать задачи может замечательно, если над ним будет стоять взрослый. А самостоятельно - мог бы решить, парень неглупый, да вот начинает решать, не прочитав толком условия задачи и то число не то поставит, то знак +  и - перепутает. 

И это далеко не весь список трудностей, которые встречаются у этих детей.

При чем тут нейропсихология?

Во время нейропсихологической диагностики специалист определяет тот самый нейропсихологический фактор, который лежит в основе разных проблем. Все симптомы Пети указывают на то, что у него нарушен пространственный фактор. То есть мы предполагаем у него дисфункцию теменно-височно-затылочной области, и преимущественно правого полушария. Потому что все описанные у него трудности так или иначе связаны с пространством. И зеркальность букв, и сложности перехода через разряд, и неспособность ориентироваться в календаре, и путаница в тетрадных клетках - все эти такие разные симптомы имеют один корень: нарушение пространственной ориентировки.

У Мити же нарушен регуляторный фактор. То есть у него отмечается недостаточное формирование лобных долей головного мозга. Таких детей как раз и называют умными, но невнимательными, рассеянными, несобранными... Им быстро все надоедает, быстро теряют интерес ко всему. Учеба их часто совсем не интересует, мотивации - ноль. Большие сложности вызывает задание составления рассказа по картинкам. Не может начать рассказ, не понимает последовательность. И все его такие разные, казалось бы,  трудности в учебе, имеют один общий фактор - фактор саморегуляции, программирования собственной деятельности.

Как видите, ответить на вопрос  "у ребенка трудности чтения, что же делать?" ни один нейропсихолог, без проведения качественной диагностики, не может. Потому что, помимо пространственного и регуляторного факторов есть еще кинетический, кинестетический, фактор левшества, и прочие..К тому же часто эти факторы идут вместе, и бывает что у ребенка мало того, что снижена слухоречевая память, так еще  пространственная сфера неразвита и из-за дисфункции подкорковых структур  он быстро утомляется и прочее, и прочее...

К большому сожалению, учителя редко имеют представления об этих факторах. А  факторы - это ведь тот фундамент, на котором все строится. И только нейропсихолог способен определить, как развивается мозг ребенка,насколько готовы к восприятию школьной информации разные зоны мозга. Нейропсихолог проверяет не актуальные знания, умения, навыки, а определяет готовность мозговых зон к обучению, к восприятию новой информации. И конечно только во время нейропсихологической диагностики возможен качественный анализ разнообразных симптомов с объединением их в синдром.



Просмотров: 691
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • "У меня все есть, но почему мне так плохо?"
  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"
  • Когда "все не так, как хочется"...или взросление души
  • Что делать, если мужчина все никак не может разобраться в своих чувствах к вам
  • Что делать, если все идет не так, как хочется?
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • "Хочу я отношений или все-таки не хочу? И если хочу, то что с этим делать?"
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Фантазм "Одна жизнь на двоих" или "Все будет потом!"
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Терапия присутствием или "Что такое гештальт-терапия и чем может мне помочь?"
  • "Все равно его не брошу, потому что он хороший!"
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Что делать, если все идет не так??
  • "Все, что мне необходимо знать, открывается мне. Все, в чем я нуждаюсь, приходит ко мне".
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • "Я так хочу это сделать, но..." и как еще мы рационализируем откладывание на потом
  • Если у тебя "плохие" мысли - это еще не значит что ты - плохой.
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Почему все так? За что мне это?
  • Как я поняла, что я "достаточно хорошая мама", или трудности новой идентификации.
  • Чем опасно обманывать себя? Ведь так все " хорошо"
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • "Где в теле Вы чувствуете это?" Что делать, если ощущений нет?
  • "Мама, папа, я -счастливая семья!.." - а если все не так?
  • Где все, что было, где радость секса… и как все это пережить!?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь