|
Когда учитель не может помочь или кому и зачем нужен нейропсихологАвтор статьи: Никитина Анна Викторовна
Ко мне часто за консультацией приходят родители, чьи дети, младшие школьники, несмотря на частые и продолжительные занятия с учителями, репетиторами, отстают по основным предметам. Родители задают один и тот же вопрос - ПОЧЕМУ мы так много занимаемся, а толку нет? Почему он знает все правила, но не может их применить? На примере двух разных детей постараюсь показать, чем нейропсихологический подход отличается от классического обучения. И почему именно нейропсихологическая коррекция помогает там, где не может помочь школа. Петя и Митя. Оба учатся во 2 классе. У обоих отмечаются трудности с чтением, письмом и математикой. Казалось бы - в школе одна программа, значит, если с каждым из них учитель будет просто больше работать по этой программе, и если родители будут заниматься с ними дома, то дети выйдут в так называемую норму. Но нет. Чтение и письмо, равно как и счет, а так же решение задач, у этих мальчиков, оказывается, нарушено по-разному. И классический подход, когда рекомендуют больше читать, писать и считать, не помогает в полной мере. На что жалуются учителя: Петя читает медленно, путает буквы, меняет слоги местами. При письме у него ползет строчка, буквы иногда "зеркалит" (переворачивает). Со счетом совсем беда - если в пределах десятка еще считает, то при переходе через разряд забывает что нужно делать - прибавить или отнять. Пример 12-5 = __ решает так: 12-2 = 10, осталось 3. Думает, отнять или прибавить, пока думает, забывает сам пример. И начинает выдавать неправильные ответы. В тетрадных клеточках ориентируется плохо, забывает, где и сколько нужно отступить. Дни недели никак не запомнит, и месяцы путает... При этом Петя старательно выполняет все домашние задания, занимается дополнительно... Митя читает быстро, но допускает множество ошибок. Не дочитывает окончания, пропускает буквы. На письме множество совершенно глупых ошибок, попусков, лишних букв. Учитель спрашивает: "Митя, как надо писать жи-ши?". "Через И", отвечает Митя и одновременно с этим выводит в тетради слово мышы" А еще учитель жалуется, что Митя при письме таких слов, где рядом идут буквы м, л ставит лишние элементы, и слово мыло может выглядеть как мылло или Мишина он напишет как Мишишина. Еще одна жалоба учителя - Митя сначала отвечает, а потом думает. Очень много импульсивных ответов. Решать задачи может замечательно, если над ним будет стоять взрослый. А самостоятельно - мог бы решить, парень неглупый, да вот начинает решать, не прочитав толком условия задачи и то число не то поставит, то знак + и - перепутает. И это далеко не весь список трудностей, которые встречаются у этих детей. При чем тут нейропсихология? Во время нейропсихологической диагностики специалист определяет тот самый нейропсихологический фактор, который лежит в основе разных проблем. Все симптомы Пети указывают на то, что у него нарушен пространственный фактор. То есть мы предполагаем у него дисфункцию теменно-височно-затылочной области, и преимущественно правого полушария. Потому что все описанные у него трудности так или иначе связаны с пространством. И зеркальность букв, и сложности перехода через разряд, и неспособность ориентироваться в календаре, и путаница в тетрадных клетках - все эти такие разные симптомы имеют один корень: нарушение пространственной ориентировки. У Мити же нарушен регуляторный фактор. То есть у него отмечается недостаточное формирование лобных долей головного мозга. Таких детей как раз и называют умными, но невнимательными, рассеянными, несобранными... Им быстро все надоедает, быстро теряют интерес ко всему. Учеба их часто совсем не интересует, мотивации - ноль. Большие сложности вызывает задание составления рассказа по картинкам. Не может начать рассказ, не понимает последовательность. И все его такие разные, казалось бы, трудности в учебе, имеют один общий фактор - фактор саморегуляции, программирования собственной деятельности. Как видите, ответить на вопрос "у ребенка трудности чтения, что же делать?" ни один нейропсихолог, без проведения качественной диагностики, не может. Потому что, помимо пространственного и регуляторного факторов есть еще кинетический, кинестетический, фактор левшества, и прочие..К тому же часто эти факторы идут вместе, и бывает что у ребенка мало того, что снижена слухоречевая память, так еще пространственная сфера неразвита и из-за дисфункции подкорковых структур он быстро утомляется и прочее, и прочее... К большому сожалению, учителя редко имеют представления об этих факторах. А факторы - это ведь тот фундамент, на котором все строится. И только нейропсихолог способен определить, как развивается мозг ребенка,насколько готовы к восприятию школьной информации разные зоны мозга. Нейропсихолог проверяет не актуальные знания, умения, навыки, а определяет готовность мозговых зон к обучению, к восприятию новой информации. И конечно только во время нейропсихологической диагностики возможен качественный анализ разнообразных симптомов с объединением их в синдром. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|