|
Когда родители идут на три веселых буквы...Автор статьи: Беломытцева Алёна Алексеевна
Пальцем ткни и точно попадешь в семью, где дети в возрасте от 3 до 8 способны использовать ненормативную лексику. В этой статье позволю себе не писать про подростков - там совсем другой механизм, так называемого, мата. Поэтому мы с Вами должны подумать – почему же ругаются нехорошими словами наши любимые детишки малыши, дошколята и младшие школьники? А главное (для чего Вы открыли эту статью) – как бороться с этими маленькими «ругачами»? Первое. Самое главное. Откуда берется ненормативная лексика? Куча примеров на моей практике, когда на прием приходит демократичная, сдержанная, довольно порядочная семья с ярко выраженными сдержанными манерами общения, стиля поведения, этическим вкусом (если так можно сказать) и говорит, что в их семье произошла трагедия. Пятилетняя София (будем так звать девочку) начала использовать в своем обиходе совсем непригодные слова. И очень хорошо, что семья эта сдержанная в своих поведенческих реакциях и не начала физическую расправу с девочкой. А такое бывает в семьях, где ругающиеся матом при детях родители услышали это от своего ребенка. Удивительно, да? Не отходя далеко от темы – давайте подумаем, где наша очаровательная София могла услышать эти слова? Угадали, мест много: Исходя из выше представленного изображения, становится очевидным, что ребенок может услышать (встретить) «нехорошие слова» практически везде! В детском саду, общественном транспорте, на детской площадке, от дальних родственников (или давно не приезжавших в гости друзей), в кинотеатре от соседей по сидению, при неконтролируемом родителями просмотре Интернет-ресурсов, на школьной перемене, в присутствии диалога старших, при неконтролируемом просмотре телевизора, в общении со сверстниками и т.д.. Мест действительно, может быть, более чем достаточно! Мы, родители, по-разному реагируем на это непростое детское поведение. Одни из нас готовы по губам надавать за такие детские выходки, другие – бегут к специалистам. Что лучше – выбирайте сами. По мне, так предпочтительней выстроить правильную стратегию родительского поведения. Какова же она? Шаг 1. Отставить панику. Ну, в самом деле – Ваш ребенок не бандит и не наркобарон. Он не привлекается к уголовной ответственности, не подозревается в изнасиловании и совращении немалолетних. Он – ребенок. Его действия пока еще бесконтрольны. Не случайно мы рассматриваем сейчас возраст от 3 до 8 лет. Многие вещи сейчас, в этом возрасте не подвластны детскому контролю. А это значит, что ребенок действительно НЕ ПОНИМАЕТ, о чем говорит. Ваши попытки убедить себя и его в обратном – как битье об стену – малоэффективны. Поэтому первое, что нужно сделать – это успокоить себя. Ваш ребенок произнес всего лишь несколько слов… Шаг 2. Не ругать. Мы только что с Вами выяснили, что речь ребенка в этом возрасте пока еще бесконтрольна. Поэтому ребенок может работать практически, как диктофон – воспроизводить все услышанное, не чувствуя, какие слова плохие, а какие хорошие. Возможно, если Вы будете ругать ребенка за Б, П, Х и другие «плохие слова», начинающиеся на другие «плохие буквы», то сработает «закон подлости» или банальное стремление к запретному (тому самому сладкому запретному плоду). Ребенок будет учиться произносить эти слова, как можно чаще, но вне вашего присутствия. Раз мама говорит нельзя, значит можно, но тихо… Поэтому отставить любые попытки отругать! Не сработает это. Шаг 3. Не наказывать. Ну, и что, Вам, родителям, даст тот факт, если Ваш ребенок простоит в углу после этих слов? Ровным счетом ничего. Для ребенка наказание эффективно, если оно следует сразу после проступка или совершенного ложного действия, а ненормативная лексика – это не действие, не проступок, не элемент поведения, а слова. В этом есть разница. Ребенок попросту не поймет, за что его наказывают и посчитает, что наказания вообще какой-то элемент личного отношения родителей к ребенку.
Шаг 4. «Ничего не вижу, ничего не слышу, ни о чем не скажу». Если Вы создадите из-за этих треклятых слов истинную трагедию – кто выиграет в итоге? Ребенок, который, вполне себе вероятно, хотел овладеть Вашим вниманием, или Вы, человек, который умеет кричать и ругаться в ответ на такое бесконтрольное поведение? Конечно, ребенок. Уж, извините. Да и потом, в доме кто-то должен быть старше. А в словесной битве гораздо проще проиграть взрослому – если сглупил ребенок – это простительно, а если взрослый – то кто вообще в семье взрослый? Путаница, правда? Вот и в Вашей семье из-за многочисленных необоснованных трагедий может возникнуть истинная путаница. Помните об этом. Именно в тот момент, когда ребенок «выругался» - не спешите реагировать. Дайте себе возможность хотя бы досчитать в уме до десяти или глубоко выдохнуть… а вот дальше… Шаг 5. Поговорите с ребенком. Поговорите с ребенком про слова вообще и про то, кто и в каких ситуациях использует ненормативную лексику. Почему это плохо. Только будьте спокойны. Не надо нравоучений. Побеседуйте с ребенком, как с другом или подругой. Поговорите «по душам». Расскажите, когда, быть может, Вы используете эту лексику. А если нет, но почему. Только будьте честны перед ребенком. Если Вы скажите, что НИКОГДА НЕ РУГАЕТЕСЬ МАТОМ, а он услышит от Вас это в Вашей беседе с друзьями или родственниками – доверие к Вам будет подорвано. А еще – воспользуйтесь интернетом. Интересно, ведь, разобраться, как связаны между собой русский мат и нашествие татаро-монгольского ига? Как связаны между собой представления об устройстве вселенной, эротические обряды и мат? Шаг 6. Контролируйте себя. Так. На всякий случай. Будьте осторожны в выражениях в присутствии своих и чужих детей. В идеале, было бы неплохо изучить этические нормы русского языка. Современное общество так или иначе стремиться к грамотному общению. Научите себя и ребенка выражаться достойно.
P.S. картинка, на которой представлены множественные источники "заражения" ребенка ненормативной лексикой должна помочь Вам не меньше, чем вся эта статья. Постарайте избавиться от меножественных факторов. Во-первых, установите родительский контроль на компьютер, во-вторых, постарайтесь сделать тоже самое на телевизоре. Да и, вообще, постарайте максимально ограничить ребенка от телевизора. И ни в коем случае не ставьте его в детскую комнату. Так, Вы абсолютно не сможете контролировать поток информации, которую этот ящичек обрушет на Вашего ребенка.Тоже самое касается компьютера или ноутбука. Для других картинок выход тоже есть....Осталось проявиьт чуточку фантазии. Удачи! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|