|
Мультсериал "Маша и Медведь" как фактор гендерной социализации детейАвтор статьи: Заиграева Надежда Викторовна
По данным социологических исследований, телевидение (ТВ) занимает одно из ведущих мест по силе воспитательного воздействия после семьи, являясь инструментом интенсивной социализации детей. ТВ во многом подменяет другие социальные институты по формированию нравственных, социокультурных и поведенческих установок. Воздействие ТВ на человека начинается в самом раннем возрасте, причем зачастую с просмотра мультфильмов. Уже многие десятилетия мультфильмы являются неизменными спутниками социализации детей, в том числе значительно влияют и на процесс гендерной социализации путем механизмов идентификации и подражания понравившимся героям. Дошкольный и младший школьный возраст – чрезвычайно важные периоды детства, так как первичная гендерная идентичность складывается обычно в раннем возрасте и является наиболее устойчивым, стержневым элементом самосознания, т.к. в этот период начинают формироваться представления об истинно мужских и истинно женских качествах, добродетелях, эталонах (Божович Л.И., Мухина В.С., Репина Т.А. и др.). Многие исследователи считают, что эти возрастные периоды – пора интенсивного усвоения ребенком всех примеров нравственного и полоролевого поведения окружающих его взрослых и эмоционально привлекательных образцов социального поведения. В данной статье отражены результаты анализа нескольких эссе о мультфильме «Маша и медведь» – лидере в современной российской мультипликации; эти эссе были написаны по ходу изучения курса «Гендерная социализация детей и подростков» студентами педагогического вуза. Целями изучения данного курса является повышение уровня гендерной грамотности будущих педагогов и психологов, приобщение их к знаниям о механизмах конструирования различий в мужских и женских ролях, поведении, деятельности, психологических характеристиках. Целью написания эссе является анализ мультипликационного сериала «Маша и медведь» с точки зрения его положительного или отрицательного влияния на гендерную социализацию детей и определение сформированности гендерных стереотипов у будущих педагогов. Под гендерной социализацией понимается процесс усвоения норм, правил поведения, социальных установок в соответствии с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе [1]. Гендерные стереотипы – это культурно и социально обусловленный набор представлений (убеждений, мнений, суждений) о качествах, признаках, нормах поведения, которые свойственны мужчинам и женщинам конкретного общества. Гендерные стереотипы начинают работать в общественном и индивидуальном сознании по схеме «правильное – неправильное». Таким образом, стереотип нередко задает программу поведения [2]. Существующие в нашем обществе представления о мужественности ориентируют мужчин на проявление доминантной позиции в системе отношений между представителями разного пола. Атрибутами мужественности являются такие особенности поведения, как активность, напористость, целеустремленность, сила, выраженный волевой потенциал, уверенность в себе, умение добиваться своих целей, настоять на своем, для чего допускается проявление агрессивности и директивности. Представления же о женственности поощряют демонстрировать в отношениях с другими людьми уступчивость, гибкость, деликатность, скромность, застенчивость, отзывчивость, умение понять и простить другого, жертвенность, заботливость. Очевидно, что традиционные представления о мужественности-женственности побуждают мужчин проявлять доминантную позицию в межличностных отношениях, а женщин – зависимую, и такое соотношение позиций обусловлено всем предшествующим опытом полоролевой социализации [2]. В качестве метода исследования выступил анализ эссе, т.е. сочинений небольшого объема в свободной композиции. Всего было проанализировано 26 эссе, написанных студентами 2 курса педагогического вуза. При работе с текстами (сочинениями) применялся контент-анализ с выделением основных категорий, которые, как правило, выбирались из собственных высказываний студентов, а именно: 1) положительные и отрицательные качества и гендерные стереотипы в характеристиках Маши и Медведя; 2) гендерные роли и модели поведения главных героев; 3) модель гендерных отношений у главных персонажей. Исходя из первой выделенной категории, обозначим содержание понятия. Гендерные характеристики – это спектр личностных характеристик, по которым наблюдаются различия между полами. С раннего возраста у ребенка возникает субъективное «чувство пола» и развиваются в разных пропорциях определенные личностные качества – маскулинность (мужественность) и/или феминность (женственность) [3]. Какие гендерные характеристики нам транслируют с экрана главные герои мультфильма «Маша и медведь»? Приведем цитаты из эссе студентов. «Анализируя данный мультсериал с точки зрения гендерной социализации, понимаешь, что герои несут определённые образы, которые сопоставляются с реальной жизнью. Маша – это женский образ, но он не несёт те положительные характеристики, которые пытаются привить родители своим дочерям: опрятность, аккуратность, вежливость, скромность, доброта, забота. Образ Маши несёт в себе, скорее, противоположные качества и не является примером для подражания. В то время, как Медведь – эталон истинного мужчины: мужественный, хозяйственный, заботливый, терпеливый, воспитанный, т.е. больше имеет феминных качеств и этим подкупает всех зрителей» (Бондаревская Анастасия). «В первой серии мы видим Машу как представителя женского образа с такими характеристиками, как любопытство, легкомысленность, взбалмошность, веселость, эгоцентричность, навязчивость. В данном образе режиссеры представили больше отрицательных женских качеств, чем положительных. В противоположность ему представлен мужской образ Медведя такими качествами, как терпеливость, хозяйственность, переживание за других, трудолюбие. В данном случае мы наблюдаем, что этот идеальный образ мужчины больше выражен в феминных качествах. Нам показывают контраст: совершенно нетерпеливая, взрывная Маша и спокойный, сдержанный Медведь» (Гурова Татьяна). «Я считаю, что Медведь несет образ настоящего мужчины, примерного родителя в этом мультфильме, он всегда поддерживает, учит Машу, исправляет, когда она ведет себя неправильно, дает ей уроки, самое главное поясняет и объясняет почему» (Гайфулина Жанна). «Мܲеܲдܲвܲеܲдܲьܲ в мܲуܲлܲьܲтܲфܲиܲлܲьܲмܲеܲ пܲрܲеܲдܲсܲтܲаܲвܲлܲеܲнܲ как мܲуܲжܲсܲкܲоܲйܲ образ, однако черты его хܲаܲрܲаܲкܲтܲеܲрܲаܲ и пܲоܲвܲеܲдܲеܲнܲиܲеܲ больше пܲрܲиܲсܲуܲщܲиܲ фܲеܲмܲиܲнܲнܲыܲмܲ кܲаܲчܲеܲсܲтܲвܲаܲмܲ. Маша – полная его пܲрܲоܲтܲиܲвܲоܲпܲоܲлܲоܲжܲнܲоܲсܲтܲьܲ – мܲаܲлܲеܲнܲьܲкܲаܲяܲ, оܲзܲоܲрܲнܲаܲяܲ дܲеܲвܲоܲчܲкܲаܲ-шܲаܲлܲуܲнܲьܲяܲ. На мой взгляд, такое пܲоܲвܲеܲдܲеܲнܲиܲеܲ ближе хулиганским мܲаܲлܲьܲчܲиܲшܲкܲаܲмܲ ее вܲоܲзܲрܲаܲсܲтܲа»ܲ (Аܲлܲеܲкܲсܲеܲеܲвܲаܲ Дарья). «Девочка Маша – озорная и беззаботная, веселая и энергичная, любопытная и общительная, в то же время она с легкостью крушит все вокруг себя, и не важно, принадлежит ей это или нет. Она вредная, жадная, непослушная, самолюбивая, постоянно уходит из дома и мешает мирной и спокойной жизни Медведя. Что девочка-зритель почерпнет из этого мультфильма? Главная героиня не показывает того, что действительно должна примерять на себя девочка – быть заботливой и терпеливой, чистоплотной и аккуратной, трудолюбивой и воспитанной. Наверное, ни одним родителям в мире не захотелось бы иметь такого ребенка, как Маша. Мне бы точно не захотелось» (Полшкова Алена). «С точки зрения анализа гендерных ролей у обоих персонажей присутствуют маскулинные и феминные качества, но наблюдается некоторый парадокс. Медведь – это образ мужчины, однако у него в большей степени преобладают женские качества: хозяйственный, заботливый, аккуратный, мягкий, чуткий; он кормит, оберегает, лечит, учит хорошим манерам. Маша внешне несет женский образ, но она сочетает в себе как женские, так и в немалой мере мужские качества: бесстрашие, уверенность, сила – все то, что характерно для мужчин, и все то, что является неотъемлемой частью женщин: любопытство, игривость, кокетливость, ревнивость, капризность, черты скандального поведения» (Мельникова Юлия, Михалкина Анастасия). «Начну с обсуждения главного героя – девочки. Маша – открытый, энергичный, веселый и забавный ребенок, который любит во что бы то ни стало быть в центре всех событий, чем и привлекает внимание телезрителей. Несомненно, она заслуживает удивления и восхищения, но в этой маленькой девочке много и минусов: она назойлива, эгоистична, болтлива, неряшлива, не уважает мнение других, а главное – подает дурной пример для маленьких телезрителей. Медведь на протяжении всех серий больше демонстрирует феминные качества, такие как хозяйственность, терпеливость и спокойствие по отношении к Маше, чем, безусловно, заслуживает уважение телезрителей. Его сдержанность, мягкость, а главное заботливость дают хороший пример всем взрослым. Маскулинные качества в большей степени достались Маше – бесстрашие, уверенность, упорство, авантюризм» (Николаева Юлия). «Маша – веселая, озорная и милая девочка, как может показаться на первый взгляд, но уже вскоре становится видно, что в этого персонажа заложены совсем не положительные качества: она эгоистична, избалованна, невосприимчива к критике, капризна и неаккуратна. Все ее шалости всегда сходят ей с рук, и, несмотря на то, что Медведь намного старше по возрасту, она не проявляет к нему никакого уважения. Медведь наделен совсем противоположными характеристиками. Мы с первой серии видим его хозяйственным, заботливым, сдержанным, добрым и терпеливым. Однако маленькому зрителю будет не так интересен данный персонаж, куда привлекательнее для него будет озорница, вытворяющая все, что только приходит ей в голову. Вот тут и срабатывает механизм подражания, субъектом которого становится Маша. Ребенок подсознательно копирует ее образцы поведения, он не понимает, что Маша совершает некрасивые поступки, потому что за этими поступками в фильме, как правило, не следует никакого порицания, никакой должной моральной оценки. Стоит отметить измененные гендерные стереотипы создателей мультфильма: Медведь, выступающий как представитель мужского пола, варит обеды в фартуке, убирается по дому, заготавливает соленья на зиму, стирает, а девочка Маша демонстрирует модель поведения маленького хулигана, разве что в сарафане. После просмотра этого мультфильма у детей могут формироваться искаженные гендерные представления» (Тарнаева Полина). «Маша – совершенно неуправляемый, вредный и капризный ребенок. Ее привлекает абсолютно все, что движется, блестит, и все то, что можно потрогать. В ней нет тех качеств, которые родители хотели бы видеть в своих детях. Маша показывает не тот пример, который достоин для подражания. Медведь же, наоборот, является полной противоположностью Маши. Он добрый, спокойный, скромный и заботливый. У Медведя до появления Маши была обычная размеренная жизнь, в которую, сметая все на своем пути, ворвался ураган в образе Маши. В данном мультфильме Медведь выполняет роль отца/деда, который любит свое чадо и заботится о нем, а Маша ведет себя как хочет, играет роль неуправляемой эгоистичной дочки/внучки, у которой преобладает чувство безнаказанности» (Мельникова Юлия). «В мультфильме присутствует и положительный персонаж – Медведь, но он не может в полной мере компенсировать вредное воздействие юной героини на детскую аудиторию. Являясь образом родителя, Медведь хоть и пытается позитивно действовать на Машу, в итоге ничего не может поделать с ее поведением. Контролировать и учить эту несносную девчонку не под силу даже главному обитателю леса. Нельзя, конечно, забывать и о том, что в каждом человеке есть хорошее. Так и Маша иногда может проявлять свои положительные качества: быть хозяйственной, доброжелательной, отзывчивой, заботливой, внимательной, аккуратной, женственной, но на протяжении всего мультсериала эти качества проявляются крайне редко. Их пришлось высматривать и «собирать», как говорят, по крупицам» (Кирсанова Полина). «Образ Маши создает представление, что девочка – существо истеричное, надоедливое, вредное, капризное, требовательное, безответственное и разрушительное. Я бы не хотела видеть такие качества у своей дочери. Женщина с подобными характеристиками не сможет полноценно и благополучно существовать в обществе. Что касается мужского образа, то любые негативные проявления Маши, словно спичка о воду, гасятся Медведем. И здесь Медведь кардинально отличается от Маши. Из маскулинных качеств главный герой демонстрирует трудолюбие, ответственность, предусмотрительность, галантность, немногословность. Но мы никак не можем сказать, что Медведь – однобоко маскулинный представитель мужского пола. Ведь очевидно, что он нам демонстрирует домовитость, терпеливость, мягкость, заботливость, нежность и другие феминные качества. Он и хозяйственный, и вежливый, и трудолюбивый, и терпеливый, и … Много-много еще комплиментов мы можем сказать в адрес Медведя, а это есть большой плюс! Потому что мальчики, подражая такой гендерной роли, могут прекрасно социализироваться и быть успешными в семье и социальной жизни, т.к. психологическая андрогинность (сочетание маскулинных и феминных качеств) – идеальный вариант развития и социализации личности» (Салимова Виктория). «Маша – сверхактивная девочка, которая никогда не сидит на месте и считает, что весь мир создан для нее одной. Маша абсолютно искренна в своих поступках, она не в коей мере не ставит перед собой цель навредить новоявленному другу. Все, что она творит, происходит совершенно случайно и потом девочка искренне недоумевает, как это у нее получилось. Периодически Маша раскаивается в содеянном и старается все исправить, но раскаянье происходит не так часто, потому что Маша искренне верит в то, что она все делает правильно. Она, как и все маленькие дети, живет одним мгновением и не задумывается о последствиях. Маша может не слушаться старших, капризничать и вредничать, думая только о себе, а может переживать и заботиться о друзьях. Все это у нее происходит спонтанно и никто, даже сама Маша, не может предположить, что это маленькое «чудо» придумает в следующий момент. Поэтому все звери и животные рядом с Машей всегда находятся в состоянии «боевой готовности», чтобы успеть «удрать от греха подальше», когда Маше в голову взбредет очередная идея. Словом, Маша – это собирательный образ обычного маленького ребенка. Образ слегка утрированный, но, тем не менее, в нем ярко подмечены все основные черты гиперактивного поведения. Только возникает вопрос: какой пол у этого ребенка? Или в настоящее время не так важно – мальчик ты или девочка? Воспитанный ты ребенок или отъявленный хулиган? (Кузьмина Елизавета). Маша в сочинениях студентов получила разные отрицательные эпитеты – «хулиганка», «баловница», «озорница», «девочка-шалунья», «явление хаоса», «девочка-ураган», «чертенок», «демоненок», «бестия», «разрушительная сила», «девочка-непоседа», «без царя в голове», «маленькая разрушительница», «проказница», «эгоистка», «несносная девчонка», «неугомонная» и др. Можно ли эти названия отнести к девочке? Конечно, было бы интересно поговорить с главной героиней и спросить, с кем больше она себя отождествляет – с мальчиком или девочкой? В результате подсчета положительных и отрицательных качеств Маши можно сказать, что частота негативных характеристик превышает количество положительных в три раза. Таким образом, студенты отмечают, что главные герои в основе своего гендера поменялись характеристиками: Маше в большей степени достались маскулинные составляющие личностных качеств, а Медведю – феминные. В настоящее время гендерные стереотипы как социально и культурно обусловленные мнения и представления о личностных мужских и женских качествах претерпевают трансформацию – это мы наблюдаем и в жизни, и в образах главных героев мультсериала, но, как видим, такие изменения не особо приветствуются студентами. Как ни странно, феминность в образе Медведя лучше воспринимается и одобряется студентами, чем маскулинность в образе Маши. Далее рассмотрим следующую категорию анализа эссе студентов – представленность гендерных ролей и моделей поведения главных героев. Гендерная роль – это совокупность социальных норм, определяющих, какие виды поведения считаются допустимыми, подходящими или желательными для человека в зависимости от его гендерной принадлежности [3]. Модели гендерного поведения конструируются при помощи прочно укоренившихся в общественном сознании представлений, стереотипов, установок относительно эталонов-образцов: «поведение женщины и мужчины» или «мужское и женское поведение». Приводя рассуждения студентов, отмечаем, что они достаточно критично высказали мнение относительно поведения главных героев мультфильма. «Героине очень сложно определить границы своего поведения. Она ведет себя непочтительно по отношению ко всем, кто ее окружает. Найдя в лесу одинокий дом, она не задумывается об опасности или о том, что ей здесь могут быть не рады. Мало того, после появления хозяина дома – Медведя –ситуация не меняется. Проявляя непочтительность по отношению к Медведю, Маша постоянно и беспрепятственно нарушает модель поведения ребенка по отношению к взрослому, т.е. взрослый не является авторитетом, его можно использовать как угодно и за это тебе ничего не будет. Стоит заметить, что положительное подкрепление (сладости, игрушки и все то, что она пожелает), которое весьма неадекватно проявляется в мультфильме, учит юных зрителей тому, что такое поведение правильное. К сожалению, немногие дети смогут воздержаться от этой мысли и понять, что такое поведение неприемлемо. И зачастую это усугубляется тем, что дети остаются наедине с мультфильмом, который никак не комментируется взрослыми – носителями социальных норм и правил поведения» (Кирсанова Полина). «Маша не испытывает такого чувства, как сопереживание, сочувствие. Она просто эгоистка! Никто из несчастных животных не может дать ей отпор (детей обижать нельзя), и она этим пользуется. Также это проявляется в ее взаимоотношениях с медведем. Например, Маша нахально пинает старших по возрасту, в чем тоже трудно не усмотреть характерный для некоторых молодых современников культ агрессивности и демонстративное неуважение к старшим. Кроме этого, возникает впечатление, что главная героиня абсолютно невоспитанна. У Маши лицо ребенка, от которого можно ожидать чего угодно. Она проявляет непочтительность по отношению к Медведю, который воплощает образ взрослого, и постоянно безнаказанно нарушает социальные нормы, получая за это позитивное подкрепление, которое учит маленьких телезрителей тому, что такое поведение безопасное и желательное. Но, как взрослые люди, мы знаем, что так быть не должно. Дети очень быстро перенимают поведение ярких и запоминающихся персонажей, таких как Маша. К тому же у Маши доминирующая модель поведения, тогда как Медведь несет в себе пассивную, подчиненную модель поведения. Ключевыми действиями Маши являются «сломала», «разбила», «подожгла», «испугала», «отняла», «разозлила», «ударила» и т.п. Это худшие примеры поведения для воспитания ребенка» (Сизых Алина). «Образ Медведя выступает прототипом отца или деда, который является главой семьи, и, по моим представлениям, это сильный и волевой мужчина, способный принимать решения. Персонаж в этом мультфильме сочетает в себе две роли – женскую и мужскую, т.к. и покушать приготовит, и спать уложит, и ругать не будет. Он очень добрый, идет на поводу у маленькой бестии, прощая ей любые неприятные и обидные шутки. Стиль его поведения вызывает, с одной стороны, уважение за стойкость и терпение, а с другой стороны, крайнее недоумение, т.к. Медведь не может ее приструнить. Мы видим вседозволенность Маши и исполнение Медведем любых ее желаний. Маша – это тот самый герой, с кем явно ассоциируют себя юные зрители. Это такой непосредственный и улыбчивый образ в платочке и сарафане, внешний вид которого вызывает изначально умиление. С первого взгляда – это девочка-непоседа «без царя в голове», которая любит просто веселиться. Одним словом, хохотушка и баловница. Однако она эгоистичный и невоспитанный ребенок, шутки у нее жестокие и развлечения не детские. Ничего себе образ для подражания! В мультфильме показан культ ребенка, явно выраженный детоцентризм, а это значит, что Маша – центр всей планеты, ей можно все: нарушить зимний сон медведя, испортить заготовки варенья, сломать забор, подпалить новогоднюю елку, бесцеремонно перебивать взрослых, травмировать волка, держать в страхе домашних животных и др. О наказаниях за проказы не может быть речи, поэтому Маша улыбается и продолжает делать гадости» (Прокофьева Екатерина). «Машу интересует только то, что запрещено, что ее забавляет. Она не может адекватно воспринять критику, а к состоянию окружающих относится равнодушно. В одной из серий она провоцирует трудную и весьма опасную ситуацию для Деда Мороза – по ее вине происходит происшествие, из-за которого он не смог поздравить всех обитателей леса с Новым годом. Маша, в свою очередь, забавляется этим случаем. Этот мультфильм изобилует подобными примерами. Можно сказать, что Маша не умеет себя правильно вести. А что еще хуже, так это то, что в мультфильме взрослый не делает никаких попыток пресечения такого поведения. Он потакает ребенку при этом не показывая, что можно делать, а чего нельзя. Поведение и проступки Маши остаются безнаказанными, кроме того, вызывают смех» (Кирсанова Полина). Таким образом, девушки-студенты возмущены невоспитанностью главной героини и вседозволенностью, а также взрослым персонажем, который идет на поводу у маленькой девочки, выполняя все ее прихоти. Поведение главных персонажей деконструированы, перестроены, изменены, т.к. Маша демонстрирует достаточно широкий полоролевой репертуар и чаще отрицательную мужскую модель поведения, а Медведь, как представитель мужчины, показывает больше положительную женскую модель поведения. В такой ситуации мальчику и девочке сложно понять, какую же модель поведения все-таки «перенять». Следующая категория анализа в эссе студентов – гендерные отношения, под которыми понимаются различные формы взаимосвязи и жизнедеятельности между конкретными личностями мужского и женского пола [2]. Как студенты видят и описывают в эссе модель межличностных отношений между субъектами разного пола – Машей и Медведем? «Как иܲзܲвܲеܲсܲтܲнܲоܲ, дети учатся вܲоܲсܲпܲрܲиܲнܲиܲмܲаܲтܲьܲ мир, пܲоܲдܲрܲаܲжܲаܲяܲ своим лܲюܲбܲиܲмܲыܲмܲ героям. И меня бܲеܲсܲпܲоܲкܲоܲиܲтܲ, что авторы дܲаܲнܲнܲоܲгܲоܲ мܲуܲлܲьܲтܲфܲиܲлܲьܲмܲаܲ сܲоܲзܲдܲаܲлܲиܲ гܲеܲрܲоܲиܲнܲюܲ, кܲоܲтܲоܲрܲаܲяܲ не сܲпܲоܲсܲоܲбܲнܲаܲ любить, не пܲрܲоܲяܲвܲлܲяܲеܲтܲ уܲвܲаܲжܲеܲнܲиܲяܲ к чужому труду, и все это сܲкܲрܲыܲвܲаܲеܲтܲсܲяܲ под маской юмора. Рܲаܲсܲсܲмܲаܲтܲрܲиܲвܲаܲяܲ гендернܲыܲеܲ оܲтܲнܲоܲшܲеܲнܲиܲяܲ, мы видим, что на пܲрܲоܲтܲяܲжܲеܲнܲиܲиܲ всех серий Маша пܲыܲтܲаܲеܲтܲсܲяܲ мܲаܲнܲиܲпܲуܲлܲиܲрܲоܲвܲаܲтܲьܲ Мܲеܲдܲвܲеܲдܲеܲмܲ, и в бܲоܲлܲьܲшܲиܲнܲсܲтܲвܲеܲ сܲлܲуܲчܲаܲеܲвܲ у нее это пܲоܲлܲуܲчܲаܲеܲтܲсܲяܲ, т.е. мܲуܲлܲьܲтܲфܲиܲлܲьܲмܲ с дܲеܲтܲсܲкܲиܲхܲ лет учит дܲеܲвܲоܲчܲеܲкܲ манипулятивному поведению» (Аܲлܲеܲкܲсܲеܲеܲвܲаܲ Дарья). «С первой серии мультфильм показывает нам дружбу между Машей и Медведем, то есть взаимодействие мужчины и женщины. Данное взаимодействие в итоге приносит положительные результаты. Это можно доказать с помощью 52-ой серии под названием «До новых встреч!». Рядом с настоящим, достойным мужчиной девочка становится мягче, заботливее, ласковее. Наша героиня под чутким присмотром Медведя приобретает женские качества и манеры поведения. И вот уже те, кто избегал встреч с надоедливой Машей, не хотят прощаться с вежливой, приветливой девочкой» (Бондаревская Анастасия). «Мультфильм учит детей, что такое дружба и как хорошо иметь таких верных друзей, которые несмотря ни на что, будут всегда рядом и придут на помощь, как это делает Медведь» (Большакова Екатерина). «В данном мультфильме Медведь исполняет роль родителя (отца или деда), который заботиться, оберегает своего ребенка, а сама Маша играет роль ребенка-эгоиста, который манипулирует Медведем и он покорно выполняет все ее прихоти. На фоне веселого и увлекательного действия, проявляется суть взаимоотношений взрослого и ребенка. Показано типичное поведение избалованного ребенка-эгоиста «без ограничений и рамок», где родитель является только инструментом для добычи игрушек, развлечений и не является авторитетом, его можно использовать как угодно. Девочка Маша прыгает на постели, хозяйничает в чужом доме, мешает спать взрослому, мешает заниматься делами, требует постоянных игр и развлечений, никакой помощи взрослым и никакого уважения» (Коротченко Наталья). «Есть и хорошая сторона у этого мультсериала – ближе к заключительным сериям Маша меняется. Как сказали волки в последней серии, «Маша взрослеет». В первых сериях она была вредной, непослушной эгоисткой, а в последних сериях стала доброй, сочувствующей, хозяйственной, но не все маленькие зрители смогут уловить эти изменения в поведении Маши, т.к. на протяжении большинства серий это образ взбалмошной девчонки-проказницы» (Прокофьева Екатерина). «В мультфильме показаны и хорошие стороны Маши, например, сострадание, когда медведь заболел. Маша лечила и заботилась о нем. Когда у Медведя не получалось сварить варенье, она помогала ему. В мультфильме раскрывается вся сущность дружбы. Герои постоянно защищают и выручают друг друга» (Вологжина Ирина). «На мой взгляд, в мультфильме показан идеальный вариант отношений между людьми – без скандалов и упреков, с разумными компромиссами» (Щербакова Арина). «Перенеся это на жизнь, можно сказать, что даже если люди разные, совсем противоположные, это еще не значит, что они не смогут общаться, а даже наоборот, они дополняют друг друга и каждый меняется в лучшую сторону» (Гурова Татьяна). «В мультфильмах отрицательный персонаж обычно перевоспитывается, но в данном мультсериале этот процесс растягивается почти на 50 серий, и маленькому зрителю сложно уловить эти изменения в поведении Маши. Медведь же со своей стороны меняет Машу в лучшую сторону, прививая ей социально одобряемые качества и манеры поведения». «Конечно, в финальных сериях мы видим, как изменилась Маша под влиянием Медведя: она стала хозяйственной, вежливой и отзывчивой. Однако ребенок воспринимает информацию здесь и сейчас, и он не сможет отследить изменение героини за 50 серий. На основании вышесказанного я бы не рекомендовала данный мультфильм к просмотру маленьким детям» (Тарнаева Полина). Таким образом, гендерные отношения приносят положительный результат, т.к. модель женского поведения трансформируется под влиянием благовоспитанного Медведя. Маша изначально нарушает общепринятые социальные нормы, реализует своим поведением и личностными качествами широкий гендерный ролевой репертуар, который сначала вызывает возмущение, а в заключительных сериях успокоение и некоторое удовлетворение. Завершая анализ рассуждений о влиянии данного мультфильма на процесс гендерной социализации детей, можно сказать, что почти все студенты рекомендуют совместный просмотр серий при комментировании поступков Маши и их последствий. «Я считаю, что этот мультфильм следует смотреть детям в присутствии родителей, которые должны выступать как бы оценщиком поведения Маши. Нужно вовремя сказать: «Вот, посмотри, как Маша плохо себя ведет» или «А вот сейчас Маша молодец, она исправилась». Родитель является значимым лицом для ребенка, и мамина (папина) оценка важна для того, чтобы формировались элементарные представления «Что такое хорошо, а что такое плохо», «Как можно поступать, а как нельзя» (Мельникова Юлия). В настоящее время мало кто из родителей смотрит мультфильмы вместе с ребенком. Еще меньше тех, кто комментирует сюжет и поступки героев. Единицы, кто спрашивает ребенка о том, как он понял отдельные действия и поступки персонажей, задает вопросы и обсуждает с ребенком содержание мультфильма. Есть и другое мнение о зрителях, например: «Мне кажется, что этот мультфильм больше рассчитан на взрослую аудиторию, которая сможет понять и уловить смысл некоторых двусмысленных шуток и ироничных ситуаций» (Кирсанова Полина). Мы привели наблюдения студентов с некоторыми комментариями и теперь можем сделать следующие выводы: 1. Мультфильм воспринимается будущими педагогами неоднозначно: с одной стороны, кинематограф искаженно пропагандирует мужские и женские образы, с другой стороны, показывает индивидуальность и уникальность главных персонажей. 2. В образе главных героев нарушаются четкие ориентиры содержания гендерных ролей, что отрицательно сказывается на формировании качеств мужественности и женственности – это может привести к проблемам, связанным с формированием гендерных представлений, а также нарушению гендерной социализации и гендерной идентичности. 3. Гендерные отношения между главными героями (доминирования, власти, подчинения) деконструированы, перестроены, изменены, т.е. явно нарушается гендерный стереотип, что воспринимается студентами неоднозначно. 4. Социальное и нравственное поведение главной героини подвергается критике и ее гендерная роль не одобряется студентами, т.к. мультфильм нарушает восприятие гендерных ролей, создает в сознании маленьких зрителей новые и в большей мере искаженные социальные и гендерные представления о поведении девочки. В заключении хочется сказать, что не все мультфильмы в отечественном кинематографе являются благополучными спутниками гендерной социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста, поэтому родителям необходимо грамотно оценивать информационно-воспитательную деятельность СМИ, а педагогам и психологам важно повышать гендерную компетентность родителей. Список литературы:
Примечания: 1) Статья опубликована в сборнике Всероссийской конференции г. Иркутск. 2) В тексте статьи указаны фамилии с разрешения студентов ПИ ИГУ. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|