Размышления о сказке "Маша и медведь"

Автор статьи: Наталья Олифирович

Спецпроект Интерфакс "Сказочная психология с Натальей Олифирович". Выпуск 7. "Маша и медведь"



 Почему Маша пропустила мимо ушей предостережение бабушки и дедушки не отходить от подружек? Кто на самом деле живет в одинокой избушке? Действительно ли надо радоваться за девочку, которая сбежала от лесного жителя? По просьбе обозревателя портала Интерфакс известную детскую сказку проанализировала семейный психолог, кандидат психологических наук Наталья Олифирович.

– Наталья, дедушка и бабушка с легким сердцем отпустили Машу в лес, только попросили не отставать от подружек. Почему девочка проигнорировала эту просьбу? Вряд ли дело в рассеянности Маши…

– Судя по тому, что Маша умеет варить кашу и содержать в чистоте дом, ей не менее 10 лет. В этом возрасте ребенок, который прежде был послушным и покладистым, начинает сознательно нарушать родительские запреты. Так запускается процесс его сепарации. Ребенок перестает верить взрослым на слово. Он хочет выяснить, в каких случаях родительские фигуры действительно заботятся о его безопасности, а в каких – ограничивают его свободу, потому что пекутся о собственном спокойствии.

Лес – это аналог социальной реальности, где существуют болота, ямы, кочки, непроходимые заросли, хищные и миролюбивые животные, символизирующие сложности и неоднозначности всех наших отношений. У девочки просыпается живой интерес к тому, что происходит за пределами родного дома, в лесу. Маша хочет увидеть это собственными глазами – чужих рассказов ей уже недостаточно. 

На мой взгляд, есть еще одна весомая причина, почему Маша так жаждет побыстрее стать самостоятельной. Очевидно, что бабушка и дедушка люди пожилые, им трудно выполнять родительские функции. Все-таки с возрастом люди быстрее устают, легче раздражаются. Не исключено, что бабушка и дедушка воспитывают Машу путем окриков, многочисленных "нельзя" – и совсем замучили внучку. Поэтому девочкой овладевает непреодолимое желание быстрее вырасти. В ее душе накопилось слишком много раздражения против взрослых, которые без устали талдычат, как правильно жить. Нарушение запрета – это шаг к тому, чтобы стать более взрослой, испытать себя и свои возможности.

Размышления о сказке Маша и медведь

– Кого символизирует медведь? Может быть, это мужчина-неудачник, который не сумел привлечь ровню – медведицу, поэтому похитил слабую и беззащитную Машу?

– Да, медведя можно рассматривать как мужчину, который обделен вниманием состоявшихся женщин своего круга. Поэтому он вынужден вступать в отношения с барышнями, которые совершенно не подходят ему по социальному статусу, уровню интеллектуального развития и возрасту. Допустим, престарелый безвестный ученый приводит в свой дом девочку из семьи алкоголиков, которая еле-еле тянет учебу в кулинарном колледже.

В медведе можно узреть педофила – он хитростью заманил ребенка в свое жилище и держит взаперти. Еще одна возможная "личина" медведя – психопат, который не претендует на Машу в сексуальном плане, а только упивается властью над ней. Если видеть в медведе девиантного персонажа, то сказка содержит важное предостережение для ребенка: опасайся людей с хищнической природой! Асоциальных и антисоциальных личностей отличает "звериный" уровень агрессии. Другой человек для них всего лишь объект, над которым надо властвовать, использовать, управлять.  

Также медведь может быть аналогом родительской фигуры. Сказка предупреждает ребенка: не зли родителей, иначе они превратятся в зверей, которые за порог тебя не выпустят. Будешь сидеть дома и варить кашу – тогда поймешь разницу между мягкими и жесткими формами введения правил и норм поведения!

– Оказавшись в плену у медведя, Маша погоревала немного, а потом смирилась: ничего, мол, не поделаешь. И начала ждать удобного случая, чтобы сбежать. Благодаря чему Маша не отчаялась?

– У детей очень высокий адаптационный потенциал. Они умеют приспосабливаться к тяжелым, даже невыносимым с точки зрения взрослых условиям: жить с холодным, отстраненным родителем, или агрессивным отцом-алкоголиком, или разведенной матерью, которая выплескивает на них свою злость. Дети впадали бы в тяжелую депрессию или сходили бы с ума, если бы их психика не была такой подвижной. Другое дело, что любая экстремальная ситуация оставляет в душе ребенка серьезные травмы. 

Замечательно, что Маша адаптировалась к жизни с медведем, но какую цену она заплатит за это в будущем? Возможно, всю жизнь будет бояться тех, кто отдаленно (например, только внешне) напомнит ей этого зверя. Или из-за предельной осторожности примет решение жить в одиночестве. Или, наоборот, упорно будет искать отношений с хищниками – насильниками и психопатами.

Маша нуждается в серьезной реабилитации, поскольку даже несколько месяцев жизни с медведем могут наложить тяжелый отпечаток на психику. Прошедшие через подобное женщины часто демонстрируют виктимное поведение и бессознательно выбирают партнеров, склонных к насилию: первый муж бил, второй приковывал к батарее и унижал, третий каждый год заставлял рожать...  

– Почему медведь не спохватился, куда делась Маша, пославшая его на крыльцо посмотреть, "не идет ли дождик"? Почему старательно "не догадывался", что девочка забралась в короб и оттуда подает голос? Может быть, медведь натешился Машей и был рад спровадить ее восвояси?

– Такой вариант, конечно, возможен. Медведь пресытился кашей и осознал, что ему комфортнее быть одному – приходить вечером в пустую берлогу, где никто не маячит перед глазами и ни к кому не надо подстраиваться, где можно делать то, что душе угодно. К тому же неизвестно, как с медведем вела себя Маша, которая, как мы помним, переживает этап нарушения запретов. Вполне вероятно, что девочка проявляла непослушание и пассивную агрессию. Например, попросит медведь сварить ему манной кашки, а Маша его супом из крапивы потчует – и так раз за разом все его просьбы игнорирует. Неудивительно, что медведь был рад вернуть "ослушницу" бабушке и дедушке, поэтому-то и подыгрывал Маше, чтобы она не дай бог не передумала.

Еще одна интерпретация ситуации – у жертвы всегда есть шанс обвести агрессора вокруг пальца и сбежать. Хитрость, лесть, уговоры, посулы – все средства хороши. Самый коварный хищник может быть глуповатым, чего-то не заметить. Это хорошее послание для тех, кого психопат или насильник заманил в ловушку и лишил свободы – "никогда не сдавайся!".

Интересно, что Маша забирается в короб с пирожками, который по форме и наполнению ассоциируется с печкой – символом материнского лона. Перехитрив медведя, Маша переживает второе рождение, тем самым обретая новую идентичность. Героиня утратила свою доверчивость и наивность, зато стала мудрее, осторожнее, научилась изворотливости. Это свидетельствует о том, что она успешно пережила кризис взросления.

– В одной из версий сказки медведь старается порадовать Машу вкусностями: "натаскал ей меду, ягод, гороху", интересуется ее душевным состоянием: "Что ты ничему не радуешься?" В сущности, он добрый персонаж…

– Такая версия тоже вполне жизнеспособна. Медведь – это обычный мужчина, который вызывает ассоциации со зверем из-за высокого уровня тестостерона, грубого голоса, повышенной волосатости. Сначала Маша рвалась в лес, потому что надеялась встретить там добродушного и недалекого медведя, который окружит ее заботой и за здорово живешь будет кормить сдобными пирожками. Медведь нашелся, да вот незадача: он не только любуется Машей, приносит мед и дары леса, но и заставляет ее убирать в доме и хлопотать у печки. Такой расклад девочку, привыкшую к безусловной любви и безделью, категорически не устраивает – и она сбегает в деревню.

Инфантильная Маша не задумывается о том, что бабушка и дедушка уже пожилые и не за горами тот день, когда она останется на свете одна-одинешенька. Героине бы найти общий язык с медведем, научиться обходиться с хищником лаской да хитростью – и был бы у нее со временем любящий, добрый, заботливый муж. Женское счастье было так близко... Впрочем, Маша еще маленькая девочка, ей предстоит пройти еще много кризисов, пока она встретит подходящего ей "медведя".

Сказка учит девочек тому, как важно уметь строить отношения с теми, кто сильнее и агрессивнее тебя, у кого больше ресурсов и возможностей – родителями, учителями, тренерами. Другое дело, что в современном мире женщине не нужно совершать множество разных па, чтобы медведь не разозлился и не съел ее. Не случайно в популярном мультфильме "Маша и медведь" девочка терроризирует медведя, а он ищет к ней подход. Поэтому в 21-м веке каждая девочка, вырастая, сама решает, какой "Машей" ей быть и какого "медведя" искать в лесу.

Беседовала Ирина Барейко
https://www.interfax.by/article/1239653



Просмотров: 964
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Мультсериал "Маша и Медведь" как фактор гендерной социализации детей
  • Мультфильм "Маша и медведь"
  • "Убегающие дети" или "Маша, я догоню тебя!"
  • "Маша, ты должна!" или как избавиться от "вредных" родительских установок
  • "Маша, ты должна сильно стараться!" Как избавиться от "вредных" установок
  • Маша и медведь или как уйти от нарцисса
  • "Не будь как Маша" или Чему мы учим подростков?
  • Сказка для взрослых "Медведь и соседки"
  • Весёлая проза "Маша, шоколадный торт и её путь к успеху"
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Мультфильм «Маша и медведь»: немного Маши в каждом ребенке, немного Мишки в каждом взрослом.
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Что такое "быть дома"? Или "Я в домике"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Ребенок не хочет учиться! "Кто виноват?" и "Что делать?"
  • "Хочу, чтобы он понял, как я его люблю, поэтому всячески стараюсь ему этого не показывать"
  • Если у тебя "плохие" мысли - это еще не значит что ты - плохой.
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Фантазм "Одна жизнь на двоих" или "Все будет потом!"
  • "Бабочка на плече" или что такое "счастье" с точки зрения различных психологов.
  • "Как мой сын мог жениться на "этом"? Она еще и эксплуатирует моего мальчика!"
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • "Мы не можем быть вместе" или кто такой «безопасный мужчина» и почему женщина его выбирает?
  • "За что?" или "Для чего?" - психология греха
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • "Ведическая" женщина - или я все делаю "правильно", но до сих пор одна - почему?
  • "Я на тебя злюсь" или "Что делать с детской агрессией?"
  • Парадоксальная теория изменений или "Что же еще сделать, чтобы моя жизнь стала лучше?"
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь