Мультфильм "Маша и медведь"

 

Как психолог я бы хотел тут сказать пару слов про безумно популярный современный мультсериал «Маша и медведь». Я ни в коем случае не собираюсь критиковать этот прекрасный мультфильм. Да и очевидно, что если выпуски мультика набирают на Ютубе миллиард за миллиардом просмотров, то создатели мультсериала прекрасно выполнили свою работу.

Мелькнувшие в интернете рассуждения о том, что мультик якобы идеологизирован, я лично считаю полным бредом, как и вообще споры на эту тему. Это как если бы кто-то заявил Вам что Вы — верблюд, а Вы стали старательно доказывать «нет, я не верблюд». Идеологии в мультфильме, на мой взгляд, нет в принципе. Это просто великолепно сделанный развлекательный и только развлекательный и ничего более мультсериал.

При этом я бы пожалуй рискнул тут сказать, что «Маша и Медведь» - это прежде всего ещё и «взрослый мультфильм», это помимо прочего одновременно и такое «игровое кино и для взрослых тоже», и именно этим объясняется, на мой взгляд главная причина такой огромной популярности мультика. Разумеется, мультфильм сделан исключительно качественно, живо и не затянуто, что также является безусловными причинами такого его грандиозного успеха. Но самое главное условие, обеспечивающее успех мультфильма, это на мой взгляд то, что мультфильм нравится и взрослым тоже, а они, естественно, ставят или не препятствуют его смотреть своим детям.

Что касается поведения Маши в мультфильме, то тут я, пожалуй, соглашусь с теми, что то, как себя ведёт там Маша — это явный показатель некоторой педагогической запущенности. Поэтому своей дочери я предпочитаю ставить другие мультики: где поведение детских персонажей больше отвечает таким критериям как вежливость, тактичность, деликатность и уважение к другим (Маша из мультфильма этим параметрам, скажем так, мягко говоря не соответствует). Ведь мультфильмы, кроме всего прочего, это ещё и имеющие воспитательный эффект образцы поведения, как и любое другое «кино». Не случайно вождь мирового пролетариата В.И.Ленин утверждал, что «кино» является для большевиков важнейшим из искусств, имея ввиду именно воспитательное влияние этого искусства.

Тем не менее, обсуждать недостатки воспитания Маши я тут не хочу. Они, я думаю, и так совершенно очевидны любому хоть немного воспитанному человеку. Но мне хотелось бы сказать тут пару слов про образец взрослого поведения в данном мультфильме, а именно про «Мишу». Миша в мультфильме очень и очень добрый (и это, конечно, ещё одна из множества причин того, что мультфильм стал бестселлером). Однако, на мой взгляд, в его поведении есть очень интересный невротический момент. Смотрите: при каждой очередной проделке Маши, которая доставляет ему, Мише, неудобства, Миша закатывает глаза, делает мученическую морду и издаёт горестный рёв.

То есть Миша, при том, что это персонаж мульфильма суперположительный (а кстати, ещё одна причина такой популярности мультика, что в нём нет отрицательных персонажей — заметили это?), всё же ведёт себя исключительно невротически: с одной стороны ему, очевидно, очень нравится всё происходящее, он в глубине души от этого в полном восторге, и без Маши, уверен, ему было бы скучно, с другой стороны, он всё время играет роль мученика — вот это самое закатывание глаз, страдальческая морда и стоны при почти каждой выходке Маши.

Говоря языком транзакционного анализа, Миша однозначно, играет роль хорошего и доброго страдальца. И этот его невроз — он очень примечателен. Один мой друг в России, как-то сказал: «Я поражаюсь тому, как некоторые люди у нас всё, что бы они ни делали, делают это скрипя зубами, даже когда им в глубине души нравится происходящее». Думаю, этот образ в точности описывает поведение Миши из «Маши и медведя»: Миша непрерывно «скрипит зубами», хотя происходящее ему в глубине души нравится (а иначе бы он просто навсегда прекратил отношения с Машей, но он упорно продолжает эти отношения, хотя Маша ему ни дочь, да и вообще не родственница, а он не лицо, отвечающее за воспитание детей).

Как «взрослый», а мультфильм построен на противопоставлении «шаловливый ребёнок (Маша) — серьёзный взрослый (Миша»), Миша действует почти всегда на твёрдую оценку «хорошо» по пятибалльной шкале. Но вот то, как он при этом изображает испытываемые эмоции, а точнее — какие эмоции он испытывает, это явно невроз. Если представить себе такого реального Мишу, то подобное эмоциональное реагирование будет чревато для него просто кучей психосоматических заболеваний. Ведь эмоциональные проявления Миши из мультфильма — это по своей сути всегда приступ гнева и одновременно мощное усилие в подавлении этого гнева. А к чему ведёт постоянное подавление гнева? Повышенное кровяное давление, диабет, проблемы со спиной, экземы — это только самое лёгкие из возможных последствий.

Нет, Миша, безусловно, молодец, что не выплёскивает свой гнев на Машу. В этом плане до мультяшного Миши многим и многим взрослым как пешком из Москвы до Пекина, то есть Миша тут в чистом виде образец для подражания. И всё же, мог бы Миша вести себя по-другому, например, при очередной выходке Маши, просто искренне доброжелательно рассмеяться? Я уверен, что мог бы.

Нет, я ни в коем случае не собираюсь тут ничему учить авторов этого отличного мультфильма. Но как мне кажется, тем из взрослых, кто смотрит этот мультфильм вместе со своими детьми, и принимает решение взять Мишу за образец для собственного поведения (а, скажу ещё раз, это очень хороший образец родительской фигуры), надо бы знать, что при правильных поведенческих реакциях, эмоциональные реакции Миши всё-таки очень невротичны.

И я думаю, что вместо саморазрушительных эмоциональных приступов раздражения и гнева одновременно тут же мощно подавляемых и прорывающихся только в закатывании глаз, горестном выражении морды, страдальческих стонах и вздохах, обречённом мотаним башкой и театральном хлопке лапой по своим глаза, Миша мог бы честно сказать себя, что ему на самом-то деле очень нравится что рядом есть Маша, несмотря на все её выходки, и что его «страдания» являются не более чем театральным (истероидным) проявлением, которое разрушительно для его здоровья и при этом не имеет никакого разумного смысла, и тогда Миша мог бы эмоционально реагировать на её проделки психологически здоровым образом, то есть просто искренне доброжелательно рассмеяться. Это что касается эмоциональных реакций Миши. А что касается поведения — то тут к Мише никаких вопросов нет.
Мультфильм Маша и медведь


 



Просмотров: 554
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Мультфильм «Маша и медведь»: немного Маши в каждом ребенке, немного Мишки в каждом взрослом.
  • Притча. Миша и пенсионеры
  • Как Маша ныряла из «Матрицы» в «Реальную Жизнь» - Почём для Маши билет в Финансовый Поток?
  • Мультсериал "Маша и Медведь" как фактор гендерной социализации детей
  • Папа Вова, папа Миша, папа Коля, папа Гриша…
  • Маша и медведь или как уйти от нарцисса
  • "ГОЛОВОЛОМКА" (о чём этот мультфильм)
  • Почему мне нравится Групповой Анализ (очень коротко для тех, кто впервые сталкивается с этим методом)
  • Размышления о сказке "Маша и медведь"
  • Если в ваших отношений есть все это, тогда вам действительно очень повезло
  • Деньги этого очень не «любят»! Но мы продолжаем их «отталкивать» от себя
  • Мне не очень нравится слово «стараюсь»
  • Эффект Медузы Горгоны под «Эгидой» или Как Маша училась Верить в Себя
  • Ему очень не везло до этого! Вот решение...
  • «Я очень люблю своего ребенка, но иногда мне кажется, я бы его просто убила!».
  • Как Маша научилась предавать СЕБЯ и не Быть СОБОЙ
  • Все очень просто
  • Как Маша становится Машей, а Петя Петей? Каков первый шаг к себе?
  • Манипулирование? Это очень просто!
  • Если ягодки поспели. Опасные сценарии блудной Маши.
  • Очень просто о групповой терапии
  • Саша+Маша = Что делать, если подросток влюбился
  • Как заставить себя работать, если очень не хочется
  • Психологический мультфильм
  • Любовь и где её искать, кто ещё не нашёл , но очень этого хочет!
  • Мультфильм для работы с эмоциями
  • "Вы просто ему не очень нравитесь"
  • Ежик в тумане-психологический мультфильм
  • Очень простые ответы на очень сложные вопросы
  • Мультфильм "Холодное сердце-2" как метафора преодоления кризиса и травмы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь