|
Если ягодки поспели. Опасные сценарии блудной Маши.Автор статьи: Михайлова Анна Валерьевна
Если ягодки поспели. Опасные сценарии блудной Маши. Родитель – это самая сложная профессия. Задача родительства парадоксальна по своей сути. Она похожа на путешествие по лезвию бритвы. С одной стороны, нужно заботиться о зависимом беспомощном существе, руководить и контролировать, с другой – растить независимого, уверенного в себе самостоятельного взрослого, уважать его выбор и границы. И это всегда и одновременно. Кроме того, родительская система строится на хрупкой супружеской. И чуть что - не проговоренное в супружестве недовольство, обиды и претензии тут же просачиваются в воспитательный процесс и влияют на отношение к ребенку. Родители вечно ищут баланс между контролем и доверием. Сознание родителя мечется между двух полюсов: Все контролировать – Все разрешить. Этот путь может быть более ровным и гладким, если родители умеют ориентироваться на основную цель родительства – вырастить человека, чтобы он мог жить сам. Этот путь становится тернистым и сложным, если вместо этого родители руководствуются чувством вины, страхом и желанием соответствовать чьим-то мнениям. Никогда не обвиняйте родителей! Не судите и не давайте им советы. Расскажите им сказку.) Культура нашего народа – настоящая сокровищница. Наш Род оставил нам вполне понятные метки для того, чтобы успешно пройти этот жизненный путь. Нужно уметь их замечать и расшифровывать. Я предлагаю три из них. Две – об ошибках и их последствиях, а третья – о верных настройках. Каждая очень проста и увлекательна по форме и при этом является отпечатком серьезных системных процессов. (Каким, по сути, и должно быть воспитание). Познакомьтесь. Это Маша. Маша – ребенок, носитель определенной зрелости с определенными личными границами. Маша расскажет вам, что происходит, если родители заблудились, потеряли «золотую середину» и отклонились к одному из полюсов. Также она поведает, откуда у взрослых «растут ноги» деструктивных сценариев. А это родители. Не удивляйтесь, они так выглядят, потому что потеряли связь с целью. Поэтому ими управляют только эмоции и стереотипы. В сказках образ медведя – это взрослый, но не умеющий принимать самостоятельные решения человек. Ему трудно контролировать свои эмоции, он ждет подсказок и одобрения более опытных. Помните сказку про вершки и корешки? Вот такой это родитель. Сказка первая. Маша и медведь. Гиперопека. Каждый ребенок в определенном возрасте – носитель компетентности и беспомощности. Желания ребенка – стрелка компаса его развития. Маша очень хочет гулять с подружками (есть сама, жениться, сходить в магазин), а родитель сомневается: «А сможет ли?» Сможет что? Никогда не совершать ошибку? Ни разу не заблудиться? Никогда не расстроить своих родителей? Конечно, не сможет. Что чувствуют родители в этот момент? Страх и беспомощность. Какое желание ими руководит? Желание уберечь ребенка от страданий. Что они делают? Пытаются все взять под контроль. Тем самым они берут всю ответственность на себя. И превращаются в медведя. - Ты будешь делать уроки. - Ты поступишь в институт. - Ты наденешь шапку. - Ты не пойдешь гулять. - Ты съешь эту кашу. - Ты будешь заниматься музыкой. - Мы лучше знаем, что тебе нужно. - Мне плевать, чего ты хочешь. - Так поступают только идиоты. - Ты ничего не в состоянии сделать сам. - Что за бред ты несешь, вечно у тебя на уме одни глупости. Не судите. Помните – лезвие бритвы! Что делает Маша, чтобы вернуть себе свою жизнь? Ведь это высшая ценность. Каждый приходит в мир, чтобы прожить именно свою жизнь. Маша учится врать. Вести двойную жизнь. Вынашивать планы побега. С виду это послушный ребенок от 0 до 18 лет. Вот только верить тому, что он говорит совсем нельзя. - Как институт? - Все хорошо. - Ты уроки все сделал? - Ага. - Ты зубы почистил? - Конечно. Потом ложь открывается. Медведь злится. Но Маша победила. Она оказывается «на высокой сосне». И как бы родителям ни казалось, что они несут основную ношу, Маша научается исподволь их контролировать. Из таких Маш получаются интересные мужья и жены. Они не решаются доверить партнеру свои желания и разделить с ним возможные прибыли и потери. Они тайно берут и отдают кредиты, тайно встречаются с подругами, друзьями, тайно откладывают деньги на поездки, тайно меняют работу, тайно водят детей в кружки. Главное тайно. Главное победить медведя. Во взрослой жизни роль медведя достается супругу. А сама Маша готова играть роль «послушного ребенка». Сказка вторая. Три медведя. Попустительство. И снова Маша теряет ориентиры. Она идет не туда, сигнализируя родителям, что они сбились с истинного курса. Часто родители в своей активности руководствуются не целью, а социальными стандартами и общепринятыми стереотипами. Стараясь стать «хорошим родителем». В этой сказке Маше наоборот слишком много позволено. С ней некому справиться. Все ее желания удовлетворены, а соблюдение правил никто не проконтролировал. Маша обнаруживает, что она в семье самая сильная, самая главная, ей все можно. - Мы не можем с ним справиться. - Я не могу ему объяснить. - Он нас не слушается. - Я уже успокоилась и не обращаю внимание. - Не приставай. Это твое дело. - Ты усложнил нашу жизнь. - Ты все время все портишь. - Чего тебе еще хочется? Каждый ребенок ищет свое место в семейной иерархии, пытаясь занять сначала самый большой стул. Угодническая позиция родителей, приглашение ребенка на роль супруга, нежелание трудиться и противопоставлять свою волю воле ребенка создают особый рисунок. Много власти и мало ответственности. Ребенок в таких отношениях становится конкурентом, соперником своих родителей. Ребенку очень важно найти кого-то, кто сильнее него, чтобы чувствовать себя защищенным. Обычно баланс сохраняется «спусканием всех собак» одномоментно. Точнее, медведей. Реальная иерархия восстанавливается низверганием ребенка с родительского трона. Обычно это очень эмоциональное и агрессивное действие. У взрослой Маши тоже проблемы с ответственностью. Ей трудно представить ее реальный объем. Начиная любое свое дело, она пугается, думая, что она за ВСЕ в ответе, и что за любой ее активностью обязательно последует катастрофа. Развивается хроническая неуверенность. Во взрослой жизни это сценарий антилидера. «Раз создателя из меня не выходит, я стану кому-нибудь незаменимым помощником. Заслужу его похвалу. Стану главным ничего не создавая.» Судьба антилидера известна с ветхозаветных времен. Ис., гл14. «А говорил в сердце своем: «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней.» Сказка третья. Гуси лебеди. Умей дитя родить, умей и научить. Ох! – Скажут читающие меня родители – и где же выход? Во время терапии – это самый частый родительский вопрос. Если не контролировать и не пускать все на самотек, то какие возможности остаются? Заглянем в сокровищницу? Там есть одна девочка, которой родители доверили саму себя во всех смыслах: себя, как ребенка взрослому. Себя несмышленого и неопытного себе же способному научиться и справиться. Это Машенька и ее младший братец. Эта сказка от начала до конца – прямой и понятный ответ на вопрос: Что делать? В этой сказке есть 4 родительских образа: родители, печка, яблоня и молочная река. Они четко и последовательно демонстрируют, что должен делать родитель для того, чтобы ребенок повзрослел. Мудрый родитель:
И тогда ребенок, пережив отказ в ответ на «я хочу все и сразу» обнаружит себя в трансформирующей избушке бабы Яги. В ней всегда чудесным образом дозревает душа героя. Именно в ней ребенку открывается истина, что если он будет так и дальше, то его ждет погибель. Его взрослая часть способна это осознать. Только так происходят в душе человека настоящие изменения. Меняются ценности, отношение к родителям, к семье и самому себе. Родители становятся нужны (или не нужны) как партнеры, близкие люди в критических ситуациях. А не для того, чтобы удовлетворять все свои желания. Семья становится надежной командой с общими целями. Конечно, такой подход не по плечу медведю. Это требует осознанности, зрелости, умения сохранять контакт со своей целью. Поэтому родителями могут стать только взрослые. Настоящими родителями – только настоящие взрослые. Уважаемые родители! Запомните. Ребенок с 5 до 18 и больше не должен вас радовать. Биологическая эндорфиновая гормональная подпитка к этому времени истощается. Он должен вас начать раздражать и бесить, как любой другой чужой человек, почему-то проживающий у вас и пользующийся по привычке вашими ресурсами. Как и в супружестве по прошествии эффекта влюбленности каждый сталкивается с необходимостью быть терпеливым, выслушивать партнера, договариваться, распределять обязанности, так и с ребенком, именно вы должны научить его жить среди людей. А если вы не умеете, не беспокойтесь. Природа позаботилась. Он вырастет по вашему образу и подобию и у него будет шанс это исправить.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|