Если ягодки поспели. Опасные сценарии блудной Маши.

Если ягодки поспели. Опасные сценарии блудной Маши.

Родитель – это самая сложная профессия.

Задача родительства парадоксальна по своей сути.

Она похожа на путешествие по лезвию бритвы. С одной стороны, нужно заботиться о зависимом беспомощном существе, руководить и контролировать, с другой – растить независимого, уверенного в себе самостоятельного взрослого, уважать его выбор и границы.

И это всегда и одновременно.

Кроме того, родительская система строится на хрупкой супружеской. И чуть что - не проговоренное в супружестве недовольство, обиды и претензии тут же просачиваются в воспитательный процесс и влияют на отношение к ребенку. Родители вечно ищут баланс между контролем и доверием. Сознание родителя мечется между двух полюсов: Все контролировать – Все разрешить.

Этот путь может быть более ровным и гладким, если родители умеют ориентироваться на основную цель родительства – вырастить человека, чтобы он мог жить сам.

Этот путь становится тернистым и сложным, если вместо этого родители руководствуются чувством вины, страхом и желанием соответствовать чьим-то мнениям.

Никогда не обвиняйте родителей! Не судите и не давайте им советы. Расскажите им сказку.)

Культура нашего народа – настоящая сокровищница. Наш Род оставил нам вполне понятные метки для того, чтобы успешно пройти этот жизненный путь. Нужно уметь их замечать и расшифровывать. Я предлагаю три из них. Две – об ошибках и их последствиях, а третья – о верных настройках. Каждая очень проста и увлекательна по форме и при этом является отпечатком серьезных системных процессов. (Каким, по сути, и должно быть воспитание).

Познакомьтесь. Это Маша. Маша – ребенок, носитель определенной зрелости с определенными личными границами. Маша расскажет вам, что происходит, если родители заблудились, потеряли «золотую середину» и отклонились к одному из полюсов. Также она поведает, откуда у взрослых «растут ноги» деструктивных сценариев.

Если ягодки поспели Опасные сценарии блудной Маши

            А это родители. Не удивляйтесь, они так выглядят, потому что потеряли связь с целью. Поэтому ими управляют только эмоции и стереотипы. В сказках образ медведя – это взрослый, но не умеющий принимать самостоятельные решения человек. Ему трудно контролировать свои эмоции, он ждет подсказок и одобрения более опытных. Помните сказку про вершки и корешки? Вот такой это родитель.



            Сказка первая. Маша и медведь. Гиперопека.

            Каждый ребенок в определенном возрасте – носитель компетентности и беспомощности. Желания ребенка – стрелка компаса его развития.

            Маша очень хочет гулять с подружками (есть сама, жениться, сходить в магазин), а родитель сомневается: «А сможет ли?»

            Сможет что? Никогда не совершать ошибку? Ни разу не заблудиться? Никогда не расстроить своих родителей? Конечно, не сможет. Что чувствуют родители в этот момент? Страх и беспомощность. Какое желание ими руководит? Желание уберечь ребенка от страданий. Что они делают? Пытаются все взять под контроль. Тем самым они берут всю ответственность на себя. И превращаются в медведя.

- Ты будешь делать уроки.

- Ты поступишь в институт.

- Ты наденешь шапку.

- Ты не пойдешь гулять.

- Ты съешь эту кашу.

- Ты будешь заниматься музыкой.

- Мы лучше знаем, что тебе нужно.

- Мне плевать, чего ты хочешь.

- Так поступают только идиоты.

- Ты ничего не в состоянии сделать сам.

- Что за бред ты несешь, вечно у тебя на уме одни глупости.

Не судите. Помните – лезвие бритвы!

Что делает Маша, чтобы вернуть себе свою жизнь? Ведь это высшая ценность. Каждый приходит в мир, чтобы прожить именно свою жизнь.

Маша учится врать. Вести двойную жизнь. Вынашивать планы побега.

С виду это послушный ребенок от 0 до 18 лет. Вот только верить тому, что он говорит совсем нельзя.

- Как институт?

- Все хорошо.

- Ты уроки все сделал?

- Ага.

- Ты зубы почистил?

- Конечно.

            Потом ложь открывается. Медведь злится. Но Маша победила. Она оказывается «на высокой сосне». И как бы родителям ни казалось, что они несут основную ношу, Маша научается исподволь их контролировать.



            Из таких Маш получаются интересные мужья и жены. Они не решаются доверить партнеру свои желания и разделить с ним возможные прибыли и потери. Они тайно берут и отдают кредиты, тайно встречаются с подругами, друзьями, тайно откладывают деньги на поездки, тайно меняют работу, тайно водят детей в кружки.  Главное тайно. Главное победить медведя. Во взрослой жизни роль медведя достается супругу. А сама Маша готова играть роль «послушного ребенка».

            Сказка вторая. Три медведя. Попустительство.

            И снова Маша теряет ориентиры. Она идет не туда, сигнализируя родителям, что они сбились с истинного курса.

            Часто родители в своей активности руководствуются не целью, а социальными стандартами и общепринятыми стереотипами. Стараясь стать «хорошим родителем».

           В этой сказке Маше наоборот слишком много позволено. С ней некому справиться. Все ее желания удовлетворены, а соблюдение правил никто не проконтролировал. Маша обнаруживает, что она в семье самая сильная, самая главная, ей все можно.

- Мы не можем с ним справиться.

- Я не могу ему объяснить.

- Он нас не слушается.

- Я уже успокоилась и не обращаю внимание.

- Не приставай. Это твое дело.

- Ты усложнил нашу жизнь.

- Ты все время все портишь.

- Чего тебе еще хочется?

            Каждый ребенок ищет свое место в семейной иерархии, пытаясь занять сначала самый большой стул. Угодническая позиция родителей, приглашение ребенка на роль супруга, нежелание трудиться и противопоставлять свою волю воле ребенка создают особый рисунок. Много власти и мало ответственности. Ребенок в таких отношениях становится конкурентом, соперником своих родителей. Ребенку очень важно найти кого-то, кто сильнее него, чтобы чувствовать себя защищенным. Обычно баланс сохраняется «спусканием всех собак» одномоментно. Точнее, медведей. Реальная иерархия восстанавливается низверганием ребенка с родительского трона. Обычно это очень эмоциональное и агрессивное действие.

У взрослой Маши тоже проблемы с ответственностью. Ей трудно представить ее реальный объем. Начиная любое свое дело, она пугается, думая, что она за ВСЕ в ответе, и что за любой ее активностью обязательно последует катастрофа. Развивается хроническая неуверенность. Во взрослой жизни это сценарий антилидера. «Раз создателя из меня не выходит, я стану кому-нибудь незаменимым помощником. Заслужу его похвалу. Стану главным ничего не создавая.»

 Судьба антилидера известна с ветхозаветных времен.

Ис., гл14. «А говорил в сердце своем: «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней.»

            Сказка третья. Гуси лебеди. Умей дитя родить, умей и научить.

            Ох! – Скажут читающие меня родители – и где же выход? Во время терапии – это самый частый родительский вопрос.  Если не контролировать и не пускать все на самотек, то какие возможности остаются?

            Заглянем в сокровищницу? Там есть одна девочка, которой родители доверили саму себя во всех смыслах: себя, как ребенка взрослому. Себя несмышленого и неопытного себе же способному научиться и справиться. Это Машенька и ее младший братец. Эта сказка от начала до конца – прямой и понятный ответ на вопрос: Что делать? В этой сказке есть 4 родительских образа: родители, печка, яблоня и молочная река. Они четко и последовательно демонстрируют, что должен делать родитель для того, чтобы ребенок повзрослел.

 Мудрый родитель:

  • знает, что уже можно поручить ребенку, до какой ответственности он уже дорос, понимает, что ошибки и неудачи естественные элементы обучения,
  • объяснив, что хочет, покидает территорию выполнения, не стоит над душой, дает встретиться с живым опытом и пережить его,
  • не пытаются обеспечить ребенка и облегчить его жизнь, понимая ценность личных умений,
  • понимает ценность ресурсов, которыми обладает,
  • не предлагает раньше, чем ребенок захотел (попросил),
  • имеет терпение выслушать просьбу,
  • умеет поставить условия, попросить о помощи и содействии,
  • умеет отказать, столкнувшись с детской позицией «вы мне и так должны»,
  • умеет пережить чувство вины и страх, возникающее по этому поводу,
  • не зависит от мнения окружающих, которые считают, что ребенка нужно обеспечить всем, и что его счастье – ответственность родителей,
  • умеет ждать, когда его помощь станет действительно необходима,
  • умеет помогать только в том, что ребенку действительно не под силу и отказывать в том, что ребенок может сделать сам,
  • умеет не ответить обидой, когда его условия и помощь отвергают,
  • не будет самоутверждаться (грубить в ответ) и самоуничижаться (вешать ярлык на себя и на ребенка «ну, вот такое я г**»)
  • умеет объяснить очень понятно и конкретно, чего именно он хочет от ребенка,
  • не будет произносить абстрактные фразы «мне просто нужно, чтобы ты меня любил».

И тогда ребенок, пережив отказ в ответ на «я хочу все и сразу» обнаружит себя в трансформирующей избушке бабы Яги. В ней всегда чудесным образом дозревает душа героя.  Именно в ней ребенку открывается истина, что если он будет так и дальше, то его ждет погибель. Его взрослая часть способна это осознать. Только так происходят в душе человека настоящие изменения. Меняются ценности, отношение к родителям, к семье и самому себе. Родители становятся нужны (или не нужны) как партнеры, близкие люди в критических ситуациях. А не для того, чтобы удовлетворять все свои желания. Семья становится надежной командой с общими целями. Конечно, такой подход не по плечу медведю. Это требует осознанности, зрелости, умения сохранять контакт со своей целью. Поэтому родителями могут стать только взрослые. Настоящими родителями – только настоящие взрослые.

            Уважаемые родители! Запомните. Ребенок с 5 до 18 и больше не должен вас радовать. Биологическая эндорфиновая гормональная подпитка к этому времени истощается. Он должен вас начать раздражать и бесить, как любой другой чужой человек, почему-то проживающий у вас и пользующийся по привычке вашими ресурсами. Как и в супружестве по прошествии эффекта влюбленности каждый сталкивается с необходимостью быть терпеливым, выслушивать партнера, договариваться, распределять обязанности, так и с ребенком, именно вы должны научить его жить среди людей.

 А если вы не умеете, не беспокойтесь. Природа позаботилась. Он вырастет по вашему образу и подобию и у него будет шанс это исправить.

 



Просмотров: 414
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что могут сделать родители, чтобы ребенок учился с интересом
  • Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив, богат, успешен.
  • Что делают родители, чтобы ребенок не хотел учиться.
  • Что делать, чтобы ребенок читал книги? Самый банальный ответ для родителей.
  • Ребенок и смерть. Часть 4. Если родители вегетарианцы…
  • При чем тут родители? Если в психотерапии ребенок
  • Саша+Маша = Что делать, если подросток влюбился
  • Как Маша ныряла из «Матрицы» в «Реальную Жизнь» - Почём для Маши билет в Финансовый Поток?
  • Что должны родители ребёнку и ребенок родителям?
  • Ребенок случайно увидел, как родители занимаются сексом: как вести себя взрослым?
  • Как Маша научилась предавать СЕБЯ и не Быть СОБОЙ
  • Родители, для меня это важно!Советы глазами ребенка.
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Как Маша становится Машей, а Петя Петей? Каков первый шаг к себе?
  • Ваши дети повзрослели! Родители обижаются и пытаются меня контролировать. Хочу решать сам.
  • Эффект Медузы Горгоны под «Эгидой» или Как Маша училась Верить в Себя
  • Нужно ли мне с ним разводиться? Маша сделала свой выбор
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Что делать, чтобы ребенка (да и родителей) не переполняли лишние эмоции?
  • Сначала родители дарят нам собственную жизнь, но потом пытаются навязать свою...
  • Детский сад какой-то! Если родители ведут себя как дети...
  • Если ребенок стал объектом травли в школе: что нужно и чего нельзя делать взрослым
  • За ребенка должны решать родители.
  • Как выйти замуж, если он не хочет? Как родить ребенка, если он не готов? Как женить его на себе?
  • Мультфильм «Маша и медведь»: немного Маши в каждом ребенке, немного Мишки в каждом взрослом.
  • К чему могут быть не готовы родители, приводя ребенка в песочную терапию.
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Уверенность в себе. Что должен делать хороший родитель для ребенка.
  • А зачем мне речь, если у меня есть идеальные родители



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь