Ваши дети повзрослели! Родители обижаются и пытаются меня контролировать. Хочу решать сам.

Мы уже рассмотрели часто встречающиеся убеждения родителей, ведущие к нарушению процесса распределения ответственности в семье и мешающие принятию своего взрослого ребенка как самостоятельной и зрелой личности. В небольшой статье «Яичница с курицей» мы перечислили эти убеждения. Но, что с этим делать? Как жить с такими убеждениями родителям, как быть детям? Подобные убеждения – всегда результат когнитивных искажений: свойств мышления, которые мешают воспринимать мир объективно.

Необъективность восприятия может не замечаться до поры ни самим человеком, ни его окружением. До тех пор, пока не произойдет что-то, явно противоречащее сложившейся картине мира. В этой связи я вспоминаю один из примеров Б. Рассела (великого философа и математика, лауреата нобелевской премии Мира). Рассел пишет о курице, которую хозяин каждый день кормил пшеном, и она сформировала четкую связь между хозяином и пшеном. Но однажды хозяин пришел с ножом вместо пшена, и курица поняла, что ее картину мира пришло время пересмотреть. В случае курицы было уже поздно. В этой ситуации следовать старым убеждениям было уже невозможно!

Ваши дети повзрослели Родители обижаются и пытаются меня контролировать Хочу решать сам
Точно так же и люди спокойно продолжают жить с неадаптивными убеждениями, пока не наступит явный момент, в котором вся система мировоззрения перестанет работать. В кабинете психотерапевта мы иногда намеренно усиливаем страдания человека, чтобы показать необходимость формирования новых убеждений, альтернативной картины мира. Но даже когда ничего не работает, человек может продолжать держаться за свои старые убеждения. Этой чертой многие гордятся, и она называется «последовательность», «независимость», «честность», «сила». Но на самом деле за таким поведением кроется слабость воли и ригидность (жесткость) установок. Именно это и происходит с родителями взрослеющих детей. До взросления необходимость контроля, стыд и чувство вины за поступки ребенка с необходимостью сопутствовали родительской любви и заботе. Эти чувства не стоит считать исключительно плохими и нежелательными. В меру они благотворны. Ведь куда хуже родитель бесстыдный и безответственный, а ребенок бесконтрольный!

В процессе взросления характер любви и заботы между ребенком и родителем постепенно выходит на уровень взаимной любви и заботы двух взрослых людей, не предполагающий ни контроля, ни стыда или чувства вины, а наполненный пониманием и принятием равной свободы другого человека. Естественный и полноценный процесс взросления в семье должен готовить обе стороны к этому уровню. А искаженный, травматичный процесс взросления ведет к «застреванию» в отношениях. К сожалению, часто разрешение искаженного взросления – уход ребенка из семьи, снижение качества и интенсивности внутрисемейных контактов, отсутствие понимания и поддержки, ссоры. Иногда полный разрыв отношений. «Взрослый ребенок» должен совершать мнимый и непосильный выбор: «я и мои желания, мои отношения, либо понимание со стороны родителей».

Для родителей факт взросления при искаженных отношениях может стать настоящим шоком. Представьте! «Мама и папа, вчера вечером я не пришла домой, потому что не могла устоять перед одним молодым человеком. Из клуба мы поехали к нему, и он сделал мне куни. Это самое лучшее, что случалось со мной за последний год!». «Мама, я переезжаю в другую страну и не знаю, когда мы увидимся». «Я не хочу работать в нефтяной сфере как папа, я социалист, и все это мне претит! Я стану поэтом и бродячим музыкантом». «Это Люся и она будет жить с нами в нашей однокомнатной квартире. Спать будем на кухне». «Я беременна и не собираюсь делать аборт». Парадоксально, но таких разговоров практически нет в семьях, разрешивших вопрос взросления. Либо об этом нет смысла говорить, либо родители подготовлены к такой беседе.

Знаю. Звучит это жестко. Сейчас каждый третий, дочитавший до этого места, подумает, что я не прав)

Теперь о причинах таких убеждений. Я уже упомянул, что речь идет об искажениях мышления. Перечислим основные:

1). Тирания долженствования (родитель слишком хорошо знает как должно быть, у него есть точный план на жизнь ребенка). Ведет к усилению давления на ребенка, вмешательству в его личную жизнь. Ребенок при этом испытывает чувство вины, помышляет о своей неполноценности.

2). Катастрофизация (любое проявление самостоятельности ребенком родитель воспринимает как предпосылку ужасающих последствий: увечий, смерти, нищеты или несчастия). Ведет к тотальному контролю со стороны родителя. Ребенок чувствует себя беспомощным, несамостоятельным, появляется страх одиночества.

3). Персонализация (родитель испытывает усиленные чувства вины и ответственности за все, что происходит с ребенком). Ведет к запретам на внешнее общение, сомнениям в компетентности и способностях ребенка. Значительно снижает самооценку ребенка, увеличивает личную зависимость от родителей. Ребенок замыкается в себе.

Во всех перечисленных случаях можно использовать множество техник когнитивной терапии (как семейной, так и индивидуальной). Иногда доходит до того, что картина мира родителя нуждается в жестком опровержении, как в приведенных выше примерах.

Здесь же я приведу один простой «рецепт» борьбы со всеми «недугами». Часто дети по разным причинам не решаются обсуждать свои планы на жизнь с родителями, воспринимая их как некомпетентных, назойливых, «старомодных», несостоявшихся. Просто откажитесь от этой идеи у вас в голове! Рассуждайте логически: родители проявляют свою любовь и заботу как могут. Но это именно видоизмененные любовь и забота. Не принимайте укоры и критику, не спорьте с ними. Примите только любовь и заботу! Дайте понять контролирующему или обесценивающему родителю, что вам удалось распознать его чувства. Здоровые люди от таких чувств не отказываются. Примите и вы. И вы увидите, как на фоне вашей открытости отношения станут преображаться. Просто попробуйте сказать: «Я вижу, как ты заботишься обо мне, как ты хочешь участвовать в моей жизни. Я понимаю, что небезразличен тебе. И это мне очень приятно. Я тоже никогда тебя не оставлю. Ты навсегда в моем сердце, где бы я ни был». Это «оружие», заряженное искренностью, еще никогда не давало осечку! Дайте место паузе, помолчите, пронаблюдайте за реакцией и словами родителей. Ведь вы сообщили, что можете удовлетворить их потребность, насколько это возможно. И только после этого обсудите в спокойной обстановке свои планы.

не забывайте палец вверх)

Добро пожаловать на мой сайт)

Удачного дня!



Просмотров: 659
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Техника взросления мам, которые хотят полюбить своего ребенка
  • Принятие родителями факта вступления ребенка в подростковый возраст как важная стадия его взросления
  • Когда мы были большими или четыре этапа взросления ребенка.
  • Замысловатая история взросления: когда подросток зарабатывает больше родителей
  • Бессознательные ошибки родителей на пути взросления их детей.
  • Как меняются симптомы СДВГ по мере взросления ребенка? Дошкольный период
  • Как меняются симптомы СДВГ по мере взросления ребенка. Школьный возраст.
  • Уверенность в себе. Что должен делать хороший родитель для ребенка.
  • Обратная сторона вины родителей перед ребенком – злость и обида на собственных родителей
  • Жизнь с родителями: застревание на определенном этапе психического взросления
  • Что должен делать хороший родитель для ребенка
  • Развод родителей: чувства ребенка
  • Родители хотели ребенка другого пола или без вины виноватые!
  • Сильные стороны детей с СДВГ, о которых должен знать каждый родитель
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • 2 пути взросления. Какой из них выбрали для вас родители?
  • «Я очень люблю своего ребенка, но иногда мне кажется, я бы его просто убила!».
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Жизнь может быть двух типов, либо печальная, либо ужасная. Если печальная, то Вам повезло.
  • «Она как ребёнок!» Что происходит с человеком, когда родитель вдруг становится беспомощным
  • Домик личности ребенка, или как быть если я родитель?
  • Что происходит с нами после того, как мы подавили свои чувства?
  • Привет из другого мира. Иногда полезно быть ИНЫМ
  • Хочу жить свою жизнь, но не знаю, чего хочу именно я
  • Родительские установки в воспитании... (или я родитель, он ребенок... я решаю каким он должен быть)
  • Переживание чувства утраты родителями после каминг-аута их ребенка
  • Как готовить ребенка к школе в домашних условиях? Практические советы для всех родителей
  • 5 уровней невроза (взросления) в процессе терапии по Ф.Перлзу
  • Ребенок плохо ведет себя в общественном месте. Что делать?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь