Каждый человек сталкивается с утратами в жизни: от потери игрушки или памятной безделушки и до смерти значимого человека. Прощание с предметом своей привязанности, будь то человек, предмет или духовное образование, какое-то верование, представленное в идеале, сопровождается чувством печали, утраты и нарастающей душевной болью. В данном контексте термины «утрата», «потеря» используются как синонимы, в психологии горе обычно понимается как переживание потери, утраты. Как связана тема каминг-аута, т.е. процесса добровольного раскрытия информации о своей гендерной идентичности и/или сексуальной ориентации с темой проживания утраты, потери, горя? Кэррол Изард (Izard) отмечает, что «утрата может быть временной (разлука) или постоянной (смерть), действительной или воображаемой, физической или психологической». Часто процесс каминг-аута является кризисным событием и для родителя, и для его ребёнка. В модели горевания в качестве объекта утраты выступают предполагаемые ранее родителем гетеросексуальность его ребёнка и представления о её/его желаемом будущем, включающие разнополый брак и рождение детей.
В последнее время во всем мире нарастает интерес к исследованию ранее замалчиваемых, а от того «невидимых» социумом вообще и научным сообществом в частности, явлений. Одна из таких «новообретённых» тем исследования психологами - тема процесса реагирования родителей на информацию ребёнка о своём актуальном статусе в сфере сексуальной ориентации и гендерной идентичности (СОГИ). В России есть немногочисленные (надеюсь, пока) исследования различных аспектов СОГИ. Одно из таких исследований проведено Е.В.Петровой. Результаты его представлены в статье «Мотивы, препятствия и последствия камин-аута во взаимоотношениях взрослых гомо- и бисексуалов со своими родителями», опубликованной в «Психология. Журнал Высшей школы экономики». 2016. Т.13. No1. С.60–78
Так как на данный момент нет единой доказанной теории, которая отражала бы процесс переживания родителей, то за основу берётся теория Элизабет Кюблер-Росс о стадиях проживания горя, как наиболее изученная и распространённая применительно к ситуации каминг-аута ЛГБ.
Итак, стадии проживания утраты:
Стадия отрицания, шока - характеризуется неверием в реальность произошедшего. Новая информация вызывает эмоциональный ступор, отстранённость от всего происходящего или, наоборот, внутренний взрыв, страх. В сознании человека появляется ощущение нереальности происходящего, душевное онемение. Притупляется восприятие внешней реальности, и тогда в последующем нередко возникают пробелы в воспоминаниях об этом периоде.
«Это ошибка, это сон…». «Этого не может быть! Ты уверен/а?»
Согласно российским и зарубежным исследованиям, от момента первого осознания присутствия гомосексуального влечения (период с 10 до 14 лет) и до среднего возраста самораскрытия (варьируется в диапазоне 21 – 25 лет), проходит около 10 лет. Это постепенный процесс осознавания направленности своего влечения, прохождение через возрастные кризисы, формирование своей идентичности. Это сложный и при этом более постепенный процесс. Родителей же часто ставят перед свершившимся фактом, желая или порой требуя, принятия идентичности своего ребенка. Отчаянная попытка родителей сохранить свой мир, покой, прежнюю жизнь. Родитель старается убедить себя и других в том, что «всё изменится…», «ты одумаешься…», «это всё возрастное, скоро пройдёт…» и т.д.
Отрицание — это естественный защитный механизм, поддерживающий иллюзию о том, что мир будет меняться, подчиняясь нашим желаниям или оставаться неизменным. Но постепенно сознание начинает принимать реальность изменений.
Стадия агрессии, гнева, которая выражается в форме негодования, агрессивности и враждебности по отношению к окружающим, обвинении ребёнка, себя, родных или знакомых, социума и др. Привычный мир разрушен, должны быть виновные в этом, которых надо призвать к ответу. Находясь на этой стадии человек, может угрожать «виновным» или, наоборот, заниматься самобичеванием, чувствуя свою вину в произошедшем.
«Кто тебя вовлёк в это?»
Стадия торга. Гнев наполняет энергией, но не дает вернуться к спокойному прошлому. Родитель думает о том, как теперь исправить непоправимое, как найти способ изменить то, что кажется неправильным, несправедливым?
«Может тебя надо обследовать?» «Может молитвы помогут?»
Иногда условный торг переносит человека в прошлое, и он снова спрашивает себя, где ошибся. «Надо было сына на футбол водить, а не на музыку…», «Нельзя было разрешать ей играть с машинками брата…» и т.д.
Стадия депрессии (страдания, дезорганизации) — глубокой печали, тоски, одиночества, ухода в себя и глубокого погружения в правду потери. Будущее видится мрачным и безнадёжным. Именно на эту стадию приходится большая часть работы, потому что человек, столкнувшийся с утратой, имеет возможность сквозь печаль и боль переосмысливать ценность собственной жизни. Проживание утраты накладывает отпечаток и на отношения с окружающими. Здесь может наблюдаться утрата теплоты, раздражительность, желание уединиться.
Стадия принятия произошедшего. Это не означает, что родитель перестал думать о произошедшем, и теперь его постоянно сопровождают радость, счастье и просветление. Принятие означает, что человек пускает новую реальность в свою жизни и начинает представлять картины будущего с учетом знания о сексуальной ориентации своего ребёнка. Разрешает себе жить и чувствовать в новой, пока непонятной, неприятной и пугающей ситуации.
Продолжительность каждой стадии описать довольно сложно в связи с их возможной взаимообратимостью на протяжении всей paбoты с утратой. Это значит, что заранее предсказать продолжительность каждого этапа и его протекание маловероятно. Многое зависит от личной истории, жизненных обстоятельств, семейной ситуации, культурных особенностей, возраста, пола, состояния здоровья. Не всегда есть все 5 этапов, не всегда они присутствуют в описанном порядке. Можно и спустя годы после принятия задаваться вопросом – «А могло ли быть по-другому?»
Согласно исследованию Роберта и Мишель Ли (Lee, Lee, 2006), принимающие родители имеют общие черты:
готовы эмоционально вкладываться в близких людей,
открыты к новым реалиям,
способны находить и использовать ресурсы.
Сопоставляя это со стадиями переживания утраты, можно сказать, что принимающие родители проходят через них более эффективно.
При достижении родителем принятия негетеросексуальной идентичности своего ребёнка в семье устанавливаются более доверительные, честные и открытые отношения.
Многим российским родителям не хватает ролевой модели, общего представления о том, как строится обычная жизнь гомосексуального человека. Мешает множество тех клише, картинок, образов, что закладывает в наше сознание с раннего детства гетеросексуальное общество. Современные масс-медиа часто в негативном ключе описывают личность и жизнь ЛГБТ-людей. Поскольку альтернативной точки зрения в широком социальном поле не представлено, то родители принимают негативный взгляд на ЛГБТ-людей, как единственно верный.
Возникшая отчуждённость в отношениях после каминг-аута – результат ранее начавшихся и игнорируемых проблем в семье, которые обостряются, т.к. каминг-аут призывает сократить дистанцию и изменить отношения в сторону большей открытости и доверия.
В исследовании Майкла Ла-Сала (La Sala, 2010), в котором были проинтервьюированы и родители, столкнувшиеся с камин-аутом своих детей, и сами дети (от 14 до 25 лет), выяснилось, что воспоминания и впечатления детей и родителей о том, как действовали родители после камин-аута, не совпадают. Дети, зачастую занятые собственными переживаниями о произошедшем не замечали родительской подавленности, депрессивных состояний, самообвинения и сложных переживаний. При этом, в свою очередь, указывали на агрессию, дистанцирование и охлаждение в отношениях со стороны родителей, чего те не замечали в своём поведении.
Реакция родителей на камин-аут ребёнка может быть разной - и поддерживающей, и отвергающей. И даже при самой позитивной реакции у родителей может быть много переживаний, сомнений и вопросов.
Все участники отношений - и родители, и их ЛГБТ-дети - могут помочь себе и друг другу двигаться по пути принятия.
Изучать темы гендерной идентичности и сексуальной ориентации, пользуясь информацией на специализированных сайтах и форумах. Интернет полон противоречивой информации, порой весьма полярной по взглядам. Русскоязычная Википедия поможет сориентироваться в основных терминах и их значениях. Также есть сайты ЛГБТ-организаций, на которых содержится много информации по теме СОГИ. Например, брошюры, созданные психологами, врачами, юристами, социологами и другими специалистами, в которых можно найти ответы на многие вопросы. Издают их: Выход, Ресурс, Российская ЛГБТ-сеть, Дети-404 и др.
Не замыкаться в своих переживаниях, а обсудить их в доверительной обстановке. Лучше, если это будет специалист, разбирающийся в сфере ЛГБТКИА. Такие специалисты часто пишут в информации о себе «ЛГБТ-френдли», также можно найти их контакты через ЛГБТ-организации. Обычно, эти психологи уже разобрались со своими мыслями и чувствами и имеют необходимый багаж знаний по теме СОГИ. Работа с психологом – это возможность рассказать о своих переживаниях, страхах и рухнувших надеждах, оплакать и проститься с ними, и двигаться дальше к большему взаимопониманию со своим ребёнком.
ЛГБТ-дети: хотя родители занимают особое место в жизни, но при любой их реакции на каминг-аут ваша жизнь продолжается. Если вы не получили принятия сразу, то возможно это случится позже. Если родители сами не задают вопросов, но готовы слушать, то дозированно рассказывайте о своей жизни, об отношениях и переживаниях, помогая родителям больше узнать об этой стороне вашей личности.
Родители ЛГБТ-детей: если ваш ребёнок (не важно сколько ему сейчас лет), рассказал вам информацию о своей сексуальной ориентации и гендерной идентичности, примите это как знак доверия и признания важности вас в её/его жизни. Александра Кабатова психолог, гештальттерапевт
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.