Все мы - и дети, и взрослые, смотрим мультфильмы. Качественная мультипликация сегодня – это трудоемкий процесс, над которым работает команда сценаристов, режиссеров, художников, звукооператоров, актеров. Бывают мультфильмы захватывающие, бывают страшные, агрессивные и даже опасные, бывают познавательные, помогающие решить проблемы, психотерапевтические.
Хотелось бы поделиться впечатлениями и осмыслениями по следам просмотра мультфильма «Головоломка» - психоделического произведения студии Pixar.
Сюжет необычен: зрителям предоставляется возможность совершить путешествие в глубины человеческой психики и сознания. В голове 11-летней девочки Райли живут эмоции: Радость, Печаль, Гнев, Страх и Брезгливость. Почему выбраны именно эти пять чувств? В классической психологии ученые выделяют шесть базовых эмоций, помимо перечисленных добавляют удивление. Эти эмоции основные, все остальные являются производными от них. Режиссер посчитал, что в визуальном выражении страх и удивление будут слишком похожи, и остановился на пяти основных эмоциях, каждая из которых разительно отличается от остальных.
В мультфильме перед зрителем предстают два мира – реальный (человеческий) и внутренний мир главной героини (с ее эмоциями). В реальном мире героиня сталкивается с проблемами, жизненными трудностями, переменами, вступает в подростковый возраст – период бунтарства и противоречий. Настоящий мир в мультфильме тусклый и невыразительный, цвета в нем приглушенные, да и события не слишком радостные. В мире Сознания все ярко, красочно, фантастично, волшебно. Человеческий мир более реален и серьезен, а в мире сознания все кажется идеальным. Персонажи-эмоции даже излучают сияние, что выделяет их на фоне остальных действующих лиц. Визуальный контраст двух миров сделан мультипликаторами осознанно, чтобы зритель сразу мог понять, где именно разворачиваются события.
Эмоции с помощью специального пульта руководят мыслями девочки, управляют ее поведением, под их влиянием она принимает решения. Отношения между персонажами складываются непросто. Главной в голове главной героини является синеволосая Радость, излучающая оптимизм. Фиолетовый Страх обеспечивает безопасность, зеленая Брезгливость оберегает от неприятных вещей (в еде и не только), красный Гнев борется за справедливость и придает сил, а голубая Печаль сама не понимает, для чего она нужна.
По ходу разворачивающихся событий Радость и Печаль попадают в сложную ситуацию, командование на себя принимают оставшиеся эмоции. Каких дров они наломают, можно с удовольствием посмотреть.
В заключении мультфильм приводит зрителей к выводу, что печалиться полезно: мы грустим и переосмысляем свою жизнь, в результате чего становимся счастливее. Светлая печаль играет самые проникновенные мелодии на струнах нашей души. И это еще история о том, как человек взрослеет, сталкивается с реальностью и несовершенством мира, теряет беззаботность, учится грустить.
Помимо сюжета, мультфильм интересен и полезен, прежде всего, тем, что сложные абстрактные понятия в нем объяснены достаточно просто, визуальными образами. Герои путешествуют по глубинам человеческого сознания – Командному центру, Студии сновидений, Стране воображения, Хранилищу долговременной памяти и Лабиринтам воспоминаний, Пропасти забвения, Зоне абстрактного мышления... Можно даже прокатиться на Паровозе мыслей и увидеть острова Честности, Дружбы, Семьи – базовые человеческие ценности.
Концепция строения мыслительных процессов и сознания вполне научна, что позволяет ребенку в доступной форме понять, что происходит в нашей голове. Как именно мы мыслим, что случается с нашими воспоминаниями, откуда мы черпаем силы, как появляются сны и рождаются творческие идеи. Как связаны события нашей жизни и те решения, которые мы принимаем с нашими внутренними убеждениями и ценностями. Что может случиться, когда человек перестает радоваться и печалиться, и наоборот, как мы ведем себя, когда позволяем себе переживать и выражать весь спектр эмоциональных переживаний.
«Головоломка» заставляет задуматься. Как на самом деле работает наше сознание? Что влияет на нашу личность? Какие события мы помним всю свою жизнь («ключевые воспоминания» в мультфильме)? Она учит нас тому, что все эмоции нужны и важны, каждая выполняет определенные функции, что позволяет нам развиваться и чувствовать себя счастливыми.
Добрый и светлый, смешной и грустный, простой и сложный одновременно мультфильм вызывает целую палитру эмоций и в то же время обладает огромным образовательным потенциалом.