Гл.3 / 3.8. Особенности конструирования образа будущего. Образ как регулятор поведения /4

Автор статьи: 404

Рассмотрим классические эксперименты по изучению эффекта Струпа, который заключается в предъявлении испытуемому надписи - названия цвета, выполненной тем же цветом, что и написано, либо другим (измеряется время реакции ответа «совпадает-не совпадает»). В данном эксперименте, когнитивные дистракторы (разные цвета и содержание надписи) усложняют наполненность и структуру образа, приводят к т.н. интерференции, и усложняет задачу. Обратным же образом, цвета слов, написанные «правильным» цветом – создают эффект избыточности, то есть, называние происходит эффективнее и быстрее (здесь можно вспомнить и разные модели светофоров – с чистым цветовым кругом, или где в цветовом круге расположена соответствующая фигурка – эксперименты показывают, что на «избыточные» светофоры реакция быстрее). Интегральность образа будущего, его согласованность и насыщенность небольшими деталями, согласованными с главными деталями, делает его максимально ярким и эффективным. Впрочем, и нагруженность «посторонними» деталями (дистракторами) влияет на общую оценку образа-прогноза. Вспомним один из экспериментов психологов А. Тверски и Д. Канемана [164; 165]. В ходе исследования они крутили колесо с цифрами от 1 до 100, а затем задавали испытуемым вопрос, никак не соотносящийся с результатом, написанным на колесе: какой процент африканских стран входит в состав ООН? Большинство участников не знали точного ответа, поэтому пытались догадаться. Но на их оценки в значительной степени влияли цифры на колесе. Например, когда колесо показывало 10, ответы были около 25%, а когда колесо останавливалось на 65, то ответы были в районе 45%.

Итак, образ будущего является мультимодальным (включающим различные временные координаты, эмоциональные и когнитивные процессы) конструктом, свойственным как отдельной личности, так и группе в целом. «Чувство страха, тревоги, надежды, завтрашней радости… представляют собой модификации чувства ожидания, психологическое существо напряженности которого состоит именно в непрерывном, часто мучительном соотнесении будущего с настоящим. Такое эмоциональное переживание, а не просто индифферентное когнитивное отображение отношения субъекта к этому будущему по психологической сути своей есть не что иное, как эмоциональное воображение» – подчеркивает Л. М. Веккер [73].

Говоря о мультимодальности образа будущего, необходимо подчеркнуть, что важное значение не только в развитии личности, но и коллектива, рабочей группы имеет эмоциональная сторона перспективной устремленности [263].

Итак, образ будущего «живет» фактически по тем же закономерностям, что и образ существующей реальности («образ мира» - А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Ф. Ломов и др.), но в то же время идеален, фантастичен, лабилен, одним из его важнейших измерений является время, временная направленность. Образ будущего глубоко диалогичен, как и само познание. «Познание не является «отражением реальности вне человека и человечества», но имеет дело лишь с содержанием коллективной деятельности и общения, поскольку последние нуждаются для своей организации в идеальных, то есть возможных, пробных, приблизительных, вариативных моделях и перспективах» [174]. Не существует концепции реальности (картины мира), которая бы не зависела от образа будущего. Образ будущего конструируется непрерывно на основе антиципационных процессов, поведение так же непрерывно и постоянно адаптируется под сконструированную картину будущего.

 

Серия публикаций может быть найдена просто по тэгам: футуропсихология, конструирование будущего

http://futurepsy.ru: Системный подход в создании и развитии желаемых изменений!

Личный сайт психотерапевта Алексея Михальского: Mihalsky.Ru



Просмотров: 568
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Гл.3 / 3.8. Особенности конструирования образа будущего. Образ как регулятор поведения /1
  • Гл.3 / 3.8. Особенности конструирования образа будущего. Образ как регулятор поведения /3
  • Гл.3 / 3.8. Особенности конструирования образа будущего. Образ как регулятор поведения /2
  • Образ мечты как модели будущего и смысложизненные ориентации личности
  • ПКБ: 3.11. Образ будущего и Я-концепция /2
  • ПКБ: 3.11. Образ будущего и Я-концепция /1
  • ПКБ 5.3. Воспитание – обучение – профессия: образ будущего в педагогике
  • Я рисую Бога. Как коучинг помогает открыть образ будущего?
  • Влияние неполной семьи на формирование идентичности образа будущего партнера (у девушек)
  • ПКБ 3.12. Модели выбора поведения и личностных типов конструирования будущего /3
  • ПКБ 3.12. Модели выбора поведения и личностных типов конструирования будущего /2
  • 3.12. Модели выбора поведения и личностных типов конструирования будущего /1
  • Формирование базовых качеств личности подростка как будущего профессионала в условиях современного мира.
  • ПКБ 4.3. Время: перспектива будущего /2
  • ПКБ 4.3. Время: перспектива будущего /1
  • ПКБ 4.3. Время: перспектива будущего /3
  • Шизоидный радикал личности будущего психолога
  • Организации будущего
  • ПКБ 4.2. Пространство: содержание будущего /2
  • ПКБ 4.2. Пространство: содержание будущего /1
  • ПКБ 4.2. Пространство: содержание будущего /4
  • ПКБ 4.2. Пространство: содержание будущего /3
  • Гл. 3: 3.10. Конструирование будущего, темперамент и характер /2
  • Гл. 3: 3.10. Конструирование будущего, темперамент и характер/1
  • ПКБ 5.4./1 Конструирование будущего в организационной психологии
  • ПКБ 5.4./2 Конструирование будущего в организационной психологии
  • ПКБ 5.4./3 Конструирование будущего в организационной психологии
  • Прочная связь. О том, как влияет психологическое состояние беременной женщины на ее будущего ребенка
  • ПКБ 5.1 Диагностика способности конструирования будущего
  • Психология конструирования будущего / Предисловие



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь