|
ПКБ 5.3. Воспитание – обучение – профессия: образ будущего в педагогикеАвтор статьи: 404
Быть современником — творить свое время,
а не отражать его Анна Ахматова
Выбор будущей профессии, обучение по выбранной специальности, начало практической работы, эмоциональное выгорание, профессиональный рост, развитие карьеры - все это этапы профессиональной жизни человека. Изучению конструирования профессионального будущего посвящены, в частности, работы М. Р. Гинзбурга, Н. С. Глуханюк, Е. И. Головахи, И. В. Дубровиной, Е. В. Дьяченко, Е. А. Климова, Д. А. Леонтьева, Р. В. Овчаровой, Н. С. Пряжникова и др. Как правило, существует несколько подходов - исследование профессиональных ценностей (аксиологический подход), образа "Идеального Я", изучаются метафоры профессиональной деятельности (психосемантический подход), механизмы самореализации и самотуверждения (акмеологический подход). Не всегда отражается единство "Пространство - Время - Значение" профессионального развития личности, редко учитывается антиципационная составляющая, образ выхолащивается, превращаясь либо в "образ профессии", оторванный от жизни и от субъекта деятельности, либо в "Я-в-профессии", также не имеющий ни временных, ни пространственных, ни личностно-смысловых привязок. Между тем, для любой деятельности образ будущего является компонентом ее структуры, во многом - именно той "путеводной звездой", которая ведет человека и по профессиональной сфере жизни, от начала до завершения, имеет свои особенности и закономерности. Впрочем, эти особенности и закономерности построения образа будущего и его содержания, основные механизмы психологии конструирования будущего мы уже рассматривали в предыдущих разделах, поэтому здесь осталось только подвести итоги и пунктиром отметить те специфические особенности, которые присущи именно аспектам конструирования профессионального будущего.
Случайность выбора профессии. Идеалистический выбор профессии. Реалистический выбор профессии на основе образа-эталона для сравнения, при этом имеется и перспективный образ, оптимизированный образ-эталон. Поступление абитуриента на выбранное направление обучения. Переход от социальной роли учащегося (объекта) к роли специалиста (субъекта деятельности). Формирование образа идеального специалиста, формирование хронотопической (биографической) канвы развития образа в пространстве и времени - приобретение и выстраивание значений. Принятие образа, сравнение и встраивание в план деятельности. Идентификация с образом - как эталон используются преподаватели и ведущие практики. Образование и формирование ценностно-смыслового плана. Драматическое расхождение образа и готовности - в начале готовы и хотят работать по специальности более 70% студентов, к моменту окончания обучения - менее 30%. Переживание расхождения образа будущего с настоящим (реальностью). Преодоление эмоционального выгорания. Рефлексия. Коррекция поведения, деятельности, отношения к профессии в целом, к событиям профессиональной жизни. Продвижение и развитие в профессии (стимулирование положительного прогнозирования, оптимистического видения и позитивного образа), либо "угасание" и преобладание негативных компонентов в образе профессионального будущего. Наиболее близкая нам исследовательская позиция отражена в статье Д.А. Леонтьева, и Е.В. Шелобановой "Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего" [212], в которой авторы используют программу LifeLine (разработка - А. Кроника и др.) для создания субъективной картины жизненного пути у школьников. После этого испытуемые описывают варианты возможного будущего, следующие из разных вариантов выбора профессии, также в исследовании использовались тест цветовых отношений и несколько опросников (в том числе, "Уровень субъективного контроля", "Смысложизненные ориентации", самоактуализационный тест). С помощью контент-анализа авторы выделяют несколько содержательных параметров, которые возможно обсчитать количественно (это, можно сказать, маркеры профессионального образа будущего): способ описания выбора (варианты: описания последствий, или описание причин отказа от выбора); количество уникальных суждений о том или ином образе будущего; описание профессиональных возможностей и преимуществ; описание своих собственных действий в профессии; психологические последствия выбора, связанных с профессиональными требованиями; описание событий, которые не связаны с профессией, но произойдут при выборе определенного варианта; описания жизни вне профессии; описание общих личностных изменений; указания на личностную значимость, объективную значимость, наличие/отсутствие способностей, препятствия/поощрения (в т.ч., оплата труда), подчеркивались также особенности сферы общения в той или иной профессии. Согласно выводам исследования, показатели описания последствий, дифференцировка будущего при выборах, адекватность оценки событий, их значимости, - все это оказалось значимо выше в той группе, которая заранее перед исследованием работала над анализом своего жизненного пути и профессиональных событий на этом пути.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|