|
"Я исполню мечту родителей!" (о выборе профессии)Автор статьи: Архангельская Надежда Вячеславовна
Уже совсем скоро в школах раздастся последний звонок и вчерашний школьник станет выпускником. Работая в системе образования уже много лет, я замечаю тревожную тенденцию, нарастающую с каждым годом, с каждым новым набором абитуриентов: все меньше приходит молодежи, руководствуясь голосом своей души и своим выбором. В начале учебного года я традиционно провожу анкетирование, выявляя особенности мировоззрения учащихся, а посему констатирую, что вопрос "является ли выбор профессии юриста твоим собственным" сочетается с утверждением "ДА!". Но в цепочке последующих вопросов становится понятно, что добровольный и осознанный выбор будущей профессии обусловлен тем, что "нравится родителям". Такое завуалированное угодничество. Выбрать профессию, чтобы соответствовать родительским установкам. И здесь часто подстерегает ловушка, приводящая к болезненным состояниям личности, фрустрации, нежеланию учиться дальше, обострению конфликтов интересов. Представители школы гуманистической психологии (К. Роджерс, А.Маслоу, В. Франкл и др.) смысл и цель человеческой жизни видят в самоактуализации. Самоактуализация представляет собой максимальное раскрытие человеком своего потенциала , его предрасположенностей и задатков. В свою очередь это означает, что человека должно привлекать что-то в его жизни, представлять для него особый смысл. Профессиональный выбор это важный этап в жизни каждого человека. И снова вернемся к творческой составляющей. Предположим, ребенок хочет стать артистом или музыкантом. Фразу "Ты должен учиться на юриста (экономиста, нефтехимика и т.д.)" произносят родители, руководствуясь исключительно материальной выгодой. Но она порождает великое множество сложных психоэмоциональных нюансов выпускника: 1. Невозможность ослушаться родителей ("родители плохого не посоветуют"). Родители занимают особую нишу, для ребенка именно они главные авторитеты. 2. Страх отвержения ("Если я ослушаюсь, то меня выгонят из дома!", т.е. деструктивное состояние человека объясняется страхами и предчувствием какого-то краха в семье). 3.Обида на родителей в этой связи (обида затаивается, как правило, в глубине души и чревата еще более тяжелыми последствиями для человека). 4."Я исполню мечту родителей!" - это глубоко травмирующий сценарий личностного развития ,способствующий занижению самооценки, росту неуверенности, застреванию в совершенно различных патологических состояниях личности. Стоит отметить, что удовлетворенность выбором профессии именно благодаря наставлению родителям встречается в более редких случаях, но чаще всего она обусловлена направленностью воспитания человека и ценностью сохранения социального статуса, престижа профессии, ценностью преемственности поколений как доминирующей смысложизненной ориентацией. В частности, здесь уместно вспомнить о потомственных врачах, военных и т.д. Тем не менее, конечно, бывают и обратные ситуации, когда юношеский максимализм может привести к разного рода бунтам против образования, нежеланию учиться или желанием выбрать криминальный, скользкий жизненный путь. И тогда задача родителей рассмотреть деликатно и тонко эту проблему, услышать своего ребенка, ведь, возможно, подобные утвердения есть результат нехватки внимания со стороны родителей. Таким образом, выбор профессии представляет собой проблему из области смысложизненных и сопряжен с процессом взросления и осознания ответственности за свой выбор и свою жизнь. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|