Выбор профессии: "внутренне осиротеть"

 

Выбор профессии внутренне осиротеть

"У меня растут года,

будет и семнадцать.

Где работать мне тогда,

чем заниматься?"

Владимир Маяковский

Прочитав в стотысячный раз это стихотворение Маяковского, на меня вдруг снизошло озарение – что оно от имени подростка!  В противовес своей же статье «Выбор профессии: кто в семье  принимает решение» обращусь к другим категориям подростков.  Обратите внимание, практически во всех публикациях, касающихся воспитания, обучения, поступления в профессиональное учебное заведение, трудоустройства выпускников – школьников, гимназистов, лицеистов называют ребенок. Сколько же такому ребенку лет?  7+9=16 – минимум 16 лет! Цитирую по одной очень хорошей книге  по тайм-менеджменту для родителей. «Ребенок имеет возможность…поступление в вуз – судьбоносное время в жизни ребенка…для ребенка, обучающегося в вузе, немаловажной является возможность параллельно работать…ребенок может быть участником научного кружка.. наиболее частый вопрос родителей – сможет ли ребенок по окончании вузов устроиться на работу..»

(А книга действительно очень хорошая!) Да, можно нарваться: — Слушай, если это все так тебе знакомо, ты давай сама езжай, а Я останусь дома!

Когда я прочла книгу Анна Гавальда «35 кило надежды» я подумала, что эту книгу необходимо давать каждому родителю к обязательному прочтению.

«…некогда мне в школу ходить… и тогда она(мама) влепила мне затрещину. Первую в моей жизни. Вот тебе и школа. Так начался кошмар. Я миллион раз слышал, как родители рассказывали эту историю. Своим друзьям, воспитателям, учителям, психологам, логопедам и консультанту по профориентации….когда я ее слышу, я вспоминаю, что этот самый детектор косточек для Гродуду (собачка) я так и не СКОНСТРУИРОВАЛ.» (выделено мною) «Дедушка, дед Леон всегда меня утешал: с тех пор как я научился ходить, он стал пускать меня в свой закуток.  …Мой дед Леон – такой же мастер на все руки, как и я, только у него к тому же еще и голова варит.»

В своей работе по профориентации со школьниками я часто использую сказки. Сказки о профессиях. И практически во всех сказках выбор своей профессии начинается, когда подросток (отрок) или уже молодой человек становится сиротой. «Перед смертью  отец позвал сына и сказал ему: Все секреты мастерства я передал тебе, да не успел рассказать про поющий горшок.  Его делают из самой белой и чистой глины, которая..»  Поющий горшок  Е. Лопатина

Молодому человеку, необходимо заботиться о себе, найти свое дело, в котором он бы преуспевал. Неоценимую помощь оказывают «волшебные предметы» оставленные отцом, дедушкой, бабушкой или мамино доброе напутствие. И благодаря этому, появляются помощники, наставники, учителя, мастера, которые  раскрывают таланты ребят и девушек. Конечно, происходит это не вдруг, через какие-то лишения, преодоления трудностей, работы, но постепенно каждый становится Мастером Своего Дела, осуществляя свою мечту. Обратила внимание, что все помощники – старики и старушки.

«Мой дедушка говорит, что в родной травушке все есть для здоровья человеческого. В нашем роду все травяными лекарями были» Травяной лекарь. Л. Скребцова

Слова старого столяра : «Для нас мертвого дерева нет. Оно и спиленное все равно живое. Обидишь – занозу получишь, а в руке согреешь – само ляжет как надо»  Дедушкины инструменты. Л. Скребцова

Все посетители библиотеки любили бабушку Ирину., но больше всех ее любили книги.  Когда библиотека закрывалась, бабушка Ирина снимала с полок книги, которые почему-то не пользовались спросом и читала их сама. Им так грустно, если их никто не читает.  Живые книги. А. Лопатина

Мы пошли дальше, и вдруг увидели самого обыкновенного дворника с метлой. «Неужели и дворника считают здесь Великим Мастером?» — удивились мы и услышали в ответ:

— Конечно, когда этот человек убирает свой двор, он дарит людям столько радости, что даже хмурое небо начинает улыбаться. Звание Великого Мастера принадлежит ему по праву. А. Лопатина,

«Главным ее богатством была золотая иголочка, оставленная в наследство бабушкой. Маму Бианка не помнила, а бабушка ее была знаменитой портнихой»  Золотая иголочка А Лопатина

 «Береги ее, - сказал тогда дедушка, - эта неразменная монетка выручит тебя, но ее использовать можно только в крайнем случае.» Волшебная монетка Л. Скребцова

Я имела честь работать педагогом-психологом в Детском Доме школе -интернате для детей сирот и детей без попечения родителей. Им. Католикова
Католиков А.А – народный учитель, создавший уникальную воспитательную систему , стержнем которой является трудовое воспитание, на основе учебно – опытного хозяйства, являющейся производственной базой учреждения.

Ребята с самого раннего возраста имели возможность ознакомиться с работами (профессиями) сельского хозяйства, то, что относится к направлению Ч-П «человек – природа» по Климову Е.

Мое первое знакомство с воспитанниками произошло в большом зале, где располагались огромные клетки с канарейками. Школьники - дежурные 3 –го класса давали корм птицам  в клетках (до потолка). Они радостно сообщили мне, что у канарейки вылупились птенчики. Позвали, чтобы я посмотрела на это чудо. Мы вошли в клетку, но домик – гнездо находился   высоко и не было видно, тогда мальчик предложил меня поднять, чтобы я все-таки увидела птенчиков. Меня это просто потрясло, такое доверие к еще незнакомому человеку и такое желание помочь!

В хозяйстве, помимо выращивания овощей («Праздник первой морковки»), был коровник (свое молоко), кони, кролики. В самом детском доме – канарейки, большие аквариумы, в младшей группе – белочка.

Однако, помимо повседневных дел, профориентационная работа проводилась постоянно.  Кружки – ткачества, вязания, плетения из лозы, кулинарный, спортивный – бокс, духовой оркестр, театральный, создавался кружок робототехники(мальчишки записались все!)  Под руководством воспитателей и педагогов велась научная работа на делянке  кедрового леса, приезжали ученые из Москвы.

Явно не хватало мальчишеских кружков – столярного, слесарного, токарного, автомобильного. Но эти занятия требуют больших материальных затрат.  

В кабинете педагога – психолога  интерната находятся перчаточные куклы разных профессий. Приходит группа мальчиков и девочек 4 класса. На вопрос – куклы каких профессий здесь есть – сразу же бойко и правильно отвечают мальчики. Если нет ярко выраженной детали (фуражки, каски) – отвечают уверенно, но  по-разному: учитель, музыкант, инженер.  Девочки отвечают только после обращения к ним,  в основном, по женским профессиям. Из 10 кукол, только 3  женщины : врач, портниха и балерина. Девочки говорили так: медсестра, уборщица и принцесса  (фея). Когда психолог предлагала надеть на руку этих кукол и поиграть – мальчики со знанием дела распределяли кукол, т.к. были предпочтения, а девочки буквально ссорились, если им не доставалась балерина (фея, принцесса)

Больше всего меня удивляло, откуда ребята из детского дома  знают о профессиях? Показываю двух куколок из ЛЕГО. Отвечают – шахтеры. Они в разных защитных шлемах, и другой школьник уточняет – один проходчик, другой – машинист подземных установок. Спрашиваю, откуда ты это знаешь? Отвечает – у меня дядя – шахтер. (В интернат родственников по особому распоряжению пускали, да и то, встречи были в фойе.)

В учебном пособии: «Социальная педагогика. Профориентация и самоопределение детей – сирот» наиболее важным показалось:

Факторы, обусловленные организацией жизнедеятельности детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

А)  замкнутость и ограниченность пространства жизни;

Б) преобладание директивно – опекающего стиля в системе отношений «взрослый – ребенок»;

-В) ограниченные и однообразные социальные контакты;

Г) недостаточное знакомство с традиционной детской культурой, задающей образцы самоопределения  (в русской игровой культуре накоплено много дворовых игр, участвуя в которых ребенок обучается учитывать интересы других людей и лучше понимает свои возможности; дети – сироты практически «выключены» из дворовых детских сообществ, а в детских домах недостаточно мало уделяется внимание восстановлению детской субкультуры);

 Д) обеднение контактов с семьей и родственниками, что приводит к прерыванию и незнанию личной истории, обрыву корней, у ребенка нет перед глазами позитивных примеров различных стратегий жизненного самоопределения его предков; речь идет о таких возможных вариантах жизни, как, например, защитник, спасатель, учитель и т.п.

Обозначенные выше факторы обусловливают особенности самосознания подростков, воспитывающихся в учреждениях для детей-сирот.

Для них характерно следующее:

Индивидуальная картина мира нецелостна, фрагментарна, имеет «белые пятна», которые ребенок не может заполнить  собственным опытом, в силу того, что испытывает затруднения в его осмыслении.

Возникает возможность заниженной самооценки, неуверенности в себе.

При работе с детьми – сиротами очень важно не пропустить момент, когда ребенок начинает самоопределяться в мире через позицию социального иждивенца. Роль воспитателя состоит в развенчивании иллюзий об удобстве и выгодности такого способа жизни.

Изначально потребности в самоопределении у ребенка нет. Она формируется взрослым через создание ситуаций свободного выбора.

Для ребенка сироты профессиональное самоопределение можно рассматривать как средство для личностного самоопределения. Через выбор профессии он определяет свое место в жизни ту систему отношений, в которых будет чувствовать себя значимым и востребованным.

Специально выписала эти факторы, чтобы сориентироваться на особенностях ведения профориентационной работы в детских домах – интернатах. И с недоумением и даже ошарашенностью увидела знакомые факторы, которые присутствуют в сегодняшних благополучных семьях, с мамами и папами. Покажите мне семьи, где не присутствует хотя бы один фактор от А до Д.

Что же из этого следует?

  1. Для подростка, выпускника профессиональное самоопределение  рассматривать как средство для личностного самоопределения. Через выбор профессии он определяет свое место в жизни ту систему отношений, в которых будет чувствовать себя значимым и востребованным.
  2. Необходимо возрождать наставничество как передачу опыта через одно – два поколения (от дедушек – бабушек и прадедушек – прабабушек)
  3. Выбирая профессию, необходимо «внутренне осиротеть» - берешь ответственность на себя, особенно тем, уже взрослым людям, кто меняет специальность.
  4. Предоставить, наконец, возможность следующему поколению выбирать то дело, которое ин-те-рес-но! Каждому – свое! Все таки и о себе таким образом позаботиться, через какие-то 5-7 лет мы придем обучаться, консультироваться, заниматься спортом, наслаждаться музыкой, танцами, игрой актеров, ездить и летать на самолетах, жить в комфортных условиях, покупать продукты уже у новых профессионалов! Хотелось бы, чтобы это были специалисты высочайшего уровня, занятых своим любимым делом!



 

Нонна Вячеславовна Коростелева - профориентолог. Пишите, звоните 89151977381 -помогу сделать правильны выбор.

 



Просмотров: 534
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Когда у меня будет ребенок...
  • Только тогда, когда принесешь в жертву самого себя, только тогда
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • У меня депрессия из-за моей работы. Как найти дело своей жизни?
  • Исправляем ситуацию,чтобы ребенок не стал сам себе значимым взрослым. ч.2
  • "Хочу, чтобы ребенок меня слышал"- что и как говорить?
  • «Разве у меня есть выбор?» или проблема выбора в психологии и жизни
  • Я не была готова, что у меня будет ребенок...
  • Зарисовки из жизни. Когда ребенок не имеет права быть собой.
  • "Если бы я была другой, меня бы любили". Терапевтический рассказ.
  • Что делать, чтобы ребенок читал книги? Самый банальный ответ для родителей.
  • Кем работать мне тогда, чем мне заниматься? Как родители могут помочь в выборе профессии
  • Работать чтобы уработаться. Когда целью жизни является медленное самоубийство.
  • Работать чтобы уработаться. Когда целью жизни является медленное самоубийство.
  • Внимание, опасность I Когда ребенок спасает родителей.
  • "Когда же, наконец, у тебя будет ребенок?"
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Ребенок ориентированный «на вызов» и выбор профессии.
  • Встать на свое место, потерять свое место или "выйти из себя". Как это бывает в жизни.
  • Горести и радости небиологических родителей в ЛГБТ-семьях: есть ли для меня здесь место и какое оно?
  • Отрывок из моей книги "Чему нужно научить детей, чтобы они любили школу". Часть 1
  • Отрывок из моей книги "Чему нужно научить детей, чтобы они любили школу". Часть 2
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Занять свое место, или "Почему меня такого особенного еще нет на доске почёта"
  • Хотите, чтобы вам через месяц подняли зарплату? Тогда сделайте следующее
  • Если ты хочешь мама, чтобы я стал взрослым – держись от меня подальше…
  • Заслони меня от жизни или Болезнь как выбор
  • Факторы, влияющие на выбор профессии
  • ОБМАНЫ ПРИ УСТРОЙСТВЕ НА РАБОТУ (которые были в моей жизни, и в жизни знакомых)
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь