|
Факторы, влияющие на выбор профессииАвтор статьи: Раченкова Дарья Андреевна
Что же влияет на выбор?Как правило, выделяется ряд ключевых факторов, влияющих на процесс профессионального самоопределения: 1) наличие определенных интересов и склонностей; 2) уровень развития способностей, необходимых в интересующей профессиональной сфере; 3) престижность выбираемой профессии; 4) уровень информированности о ней; 5) мнение родителей; 6) мнение одноклассников, друзей и сверстников; 7) учет потребностей производства или рынка труда 8) навыки построения определенной программы действий по выбору и достижению профессиональных целей. Часто можно заметить, что школьник выбирает будущую профессию, ориентируясь именно на свой любимый учебный предмет, при этом, не принимая во внимание другие важные факторы. Сейчас также нередко наблюдается тенденция выбора профессия исходя из тех предметов, которые легко сдать на ЕГЭ, и это является большой проблемой, приводящей к серьезным кризисам в дальнейшем. Существенным фактором может стать и желание родителей. Довольно часто подросток, не понимая своих возможностей, толком не зная пространства мира профессий, ориентируется в большей степени на советы родителей, которые в свою очередь тоже недостаточно хорошо осведомлены в этом вопросе, а иногда вообще пытаются реализовать за счет детей собственные несбывшиеся надежды, тем самым нарушая процесс становления личности своих детей, делая их несчастными. Причем важную роль здесь играет и финансовая зависимость от родителей, так как на обучение определенной профессии требуются средства. Что делает деньги скрытым или даже открытым средством манипуляции. Причина выбора может быть глубже!На выборе професии могут сказываться и наши внутренние конфликты. Через профессию мы можем реализовывать неудовлетворенные с детства насущные потребности. Например, если в детстве человеку не хватало внимания, не будет ничего удивительного, если мы увидим его преподавателем, актером, авторитетным политиком, блоггером. Те, кто хотел получать больше заботы и тепла в свою сторону, нередко становятся социальными работниками, психологами, воспитателями. Возможен необычный выбор профессии из-за фиксация на определенных травмирующих обстоятельствах. Например, выбрать профессию доктора может тот человек, жизнь которого (либо жизнь его близких людей) когда-то спасли врачи. Доктором или спасателем может стать и тот, чьих родственников в свое время не было кому спасти и они погибли. Помимо этого с точки зрения психоанализа профессия может выступать средством сублимации, перевода энергии либидо (сексуального влечения) на другой, социально приемлемый объект. Например, такие профессии как хирург, шахтер, охотник, боксер - могут быть средством сублимации агрессии. Таким образом,получается мы выбираем профессию уже с определенным бессознательным богажем, нас может сильно тянуть в какую-то сферу деятельности, но не всегда наши способности могут этому соответствовать. И тогда, быть может, имеет смысл поискать другие способы удовлетворения бессознательных желаний не через профессию. Построение профориентационной работы Каждая профессия предъявляет определенные требования к работнику. Всегда необходимы некоторые навыки, умения, способности, не считая уже обязательных знаний и квалификации. Очень важно, чтобы человек испытывал интерес и получал удовольствие в своей профессиональной деятельности, находил возможность для творчества и имел желание развиваться. Имея все эти составляющие, человек может более удачно преодолевать возникающие трудности на профессиональном пути, избегать выгорания и других психологических проблем. Необходимо, чтобы выбор профессии совершался правильно в соответствии со всеми потребностями личности и общества. Поэтому помимо диагностических мероприятий особое внимание в профориентации должно уделяться проведению специальных тренингов и деловых игр для активизации процесса профессионального самоопределения. Такие формы работы помимо развития определенных деловых и коммуникативных качеств, могут в доступной и интересной форме дать школьникам представление о выбранной специальности, при этом став хорошим мотиватором для более глубокого и подробного изучения своей будущей профессиональной сферы в дальнейшем. Школьник должен понимать свои способности не в отрыве от реальности, а познавая свою профессию изнутри, проживая ее в специально смоделированных условиях. Именно в этом залог успешного самоопределения. Ну а эмоциональная поддержка и умение услышать, понять потребности, стремления своего ребенка со стороны родителей всегда будут в помощь.
Программа профориентации для подростков в Москве и Подольске: https://www.psyoffice.ru/trainings/professional/ Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|