|
"Чего я хочу от своей будущей профессии"?Автор статьи: Румянцева Полина Витальевна
Теперь мне немного странно вспоминать, как в начале своей работы профориентационные запросы клиентов казались мне несколько скучными и формальными: проводишь опросники, считаешь баллы, обсуждаешь результаты, даешь рекомендации... Сейчас я совсем по-другому подхожу к такой работе. Да, баллы и опросники иногда нужны, но это не главное. Вопрос "кем быть?" всегда связан с другими, гораздо более широкими вопросами самоопределения, собственных ценностей, мировоззрения. Поддерживая человека в процессе решения этих вопросов, ты становишься свидетелем интереснейшего путешествия человека к себе, своему внутреннему "Я". Поэтому сейчас в процессе профориентационного консультирования в моем кабинете находится место и для самых разных методов психологической работы, включая обращение к метафорам, образам, интуиции... Оля учится в 9 классе. Вопрос "что дальше?" приобретает для нее особую значимость и остроту, потому что решать нужно прямо сейчас и быстро. В ходе нашей совместной работы были и опросники с тестами (в частности, они помогли Оле понять, что ее интеллектуальный уровень вполне высок, чтобы продолжить учебу в десятом классе, и ей вовсе необязательно уходить в колледж, как это казалось девушке раньше). Но еще нам пришлось затронуть и тему уверенности в себе, в собственных ресурсах, и поговорить о проблемах в отношениях с родителями... В общем, как это часто бывает, вопрос с профориентацией оказался только верхушкой айсберга... На одной из консультаций Оля сказала, что для нее многое прояснилось, появилось даже несколько конкретных вариантов дальнейших профессиональных "маршрутов", но она по-прежнему не может определиться с выбором конкретной профессии, что ее мучает это состояние "подвешенности". Тогда я предложила обратиться к собственной интуиции и метафорическим картам. Оле нужно было вытянуть наугад четыре картинки, которые должны были помочь ей ответить на вопрос "что для меня важно в будущей работе?". Затем Оля рассматривала картинки, описывала то, что она видит, и что при этом чувствует, и рассуждала о том, как это может быть связано с профессиональными предпочтениями. Получилось, что работа должна приносить удовольствие (яркий цветок), быть современной (часы), давать возможность развиваться, учиться, приобретать новые навыки (лестница) и быть активной, не сидеть на одном месте, быстро принимать решение (бурлящие волны). После выполнения задания Оля очень легко и быстро сказала, что эти качества могут реализоваться в профессии переводчика, которую Оля рассматривала для себя, но не была до конца уверена в своем выборе (несмотря на то, что результаты тестирования говорили о хорошем уровне лингвистических способностей, а также наличие "в анамнезе" хорошей успеваемости Оли по языковым предметам и дополнительных занятий английским языком на курсах и с репетиторами). Закончили мы разговор на том, что этот выбор не обязательно должен быть окончательным. Важно принять его в качестве "рабочего варианта" и заниматься сбором более подробной информации об этой профессии и способах ее получения, чтобы "примерить" ее на себя и либо утвердиться в выборе, либо отбросить его и "назначить" для себя новый "рабочий вариант". Оля получила ответ на свой вопрос, а я - огромное удовольствие от соприсутствия с человеком, который заглядывает внутрь себя и обнаруживает там ресурсы для движения по нелегкому, но такому волшебному пути самоопределения. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|