|
ПКБ 3.12. Модели выбора поведения и личностных типов конструирования будущего /2Автор статьи: 404
Гипотеза: На основе ААА-модели (см. рис.) можно прогнозировать поведение субъекта и дать примерную характеристику образа будущего, в зависимости от нахождения субъекта в том или ином секторе модели. Результаты пилотажного исследования (Михальский А.В., 2013-2014) в данном подходе представляют интерес для анализа взаимосвязей между способностями актуализации, восприятия и антиципации. Так, выявлены сильные положительные корреляции между развитыми способностями "ААА" и позитивным, активным отношением к будущему; между мотивацией достижения и способностью к актуализации; между уровнем развития антиципацтивных способностей, способностью к построению образа будущего и способностью к воспроизведению и переструктурированию своего опыта, а также положительной оценкой прошлого; и др. Исследования продолжаются, и применяются в практической работе по психологической коррекции. Предположительно, при снижении уровня актуализации теряется опора на опыт, при снижении апперцепции – теряется опора на текущую ситуацию, а при снижении антиципации – происходят ошибки в прогнозировании. При выходе из ресурсной зоны (уверенного поведения) и недостатке опыта субъект полагается только на прогноз, и в зависимости от антиципативных способностей – проявляет так называемую удачу, риск. Если в такой же ситуации опыта (актуализации) достаточно (возможно и неосознанного), проявляется «сильная интуиция». Недостаточность антиципации, но сильная актуализация – приводит к стереотипизации, шаблонному поведению. И недостаточность всех трех компонентов – полевое поведение, характерное для тяжелых форм заболеваний. Пример: Как пример, возьмем достаточно частый тип исследования образа будущего – ОБ студентов при выборе профессии. Сравнительный условный уровень актуализации опыта – низкий (нет достаточного опыта, на который можно было бы опереться). Уровень апперцепции – средний, студенты адекватно воспринимают окружающую ситуацию, но не имеют достаточно развитых навыков для быстрой или подробной оценки происходящего. Уровень антиципации (как показывают исследования по этому возрастному срезу) – как правило, средний. С такими исходными данными, образ будущего данной категории студентов в среднем находится в зоне «область предчувствия, риск наудачу». В зоне риска при получении задания стратегического плана ("Опишите ваш долгосрочный образ будущего"), фактически – в стрессовых условиях, совершенно не удивительно что исследователь в результате получит шаблонный образ будущего, наполненный социально-обусловленным контентом (единственное содержание ОБ студентов – представления, стереотипированные ТВ и микросоциумом), который будет достаточно негативен по содержанию, отражая стресс «внутри» и напряженные условия в обществе «снаружи» (модель ОБ берется с общественной, поэтому сходство по негативному наполнению вполне возможно). Таким образом, ААА-модель может быть полезна в качестве инструмента для прогнозирования поведения.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|