|
Влияние неполной семьи на формирование идентичности образа будущего партнера (у девушек)Автор статьи: Ирина Давыдова
Annotation. This article reveals the concepts of identity. The impact of неполых families on the formation of gender identity in children with the subsequent formation of a marriage partner on the example of the girls from incomplete families. Single-parent family has an impact not only on the formation of identity, but also affects the mathematical ability, as in girls, and boys. Codeword: sexual identity, girls, boys, adolescents, ability, mental development, relations, single-parent family, a father, a mother, a social experience. В современном мире нет четкого определения – идентичности. Согласно исследованиям Э. Эриксона подростки сознательно пытаются синтезировать предыдущий опыт с личными обязательствами для решения своих возникающих вопросов о смысле собственной жизни. Так же она выступает в качестве психологического конструкта в подростковом возрасте и от ее правильной сформированности зависит функциональность личности во взрослой самостоятельной жизни. Под личной идентичностью понимается чувство тождественности или преемственности Я, которые сохраняются, несмотря на средовые изменения и индивидуальное развитие. Так же это – процесс осознания и переживания индивидом своей половой принадлежности – маскулинности или фемининности, физиологических, социальных и психологических особенностей своего пола. Процесс полоролевой идентификации начинается буквально с момента рождения ребенка. В своих исследованиях Дж. Марсия отмечает, что «самоопределившиеся» и «предопределенные» девушки и юноши наиболее устойчивые к групповому давлению, обнаруживается самый высокий уровень поленезависимости и самый низкий уровень тревожности. Девушки и юноши из этих категорий чаще всего являются детьми полных семей, в результате чего имеют более высокое моральное рассуждение, способность самостоятельно распоряжаться своей жизнью, приспособляемость, близость и способность к когнитивному самоанализу. По мнению большинства психологов, присутствие обоих родителей в первые годы жизни ребенка играют определяющую роль в развитии мужественности у мальчика, женственности у девочки и дальнейшем формировании в будущем гетеросексуальных отношений. Поэтому если в этот период ребенку придется жить без одного из родителей, то формирование половой идентификации могут вызвать некоторые трудности, если никакой другой мужчина или женщина не примет на себя роль матери или отца. Отсутствие полноценного образца семьи, участия обоих родителей в воспитании почти всегда ведет к определенным нарушениям в психическом и личностном развитии ребенка. По мнению большинства психологов, при сравнении интеллектуальных способностей детей из полноценных семей и неполных семей отличительные особенности в развитии данной сфере ребенка наиболее отчетливо начинают проявляться в школьном возрасте, когда умственная деятельность становится наиболее интенсивной. Насколько же связана полная семья и неполная семья на формирование идентичности и успеваемость в школе у подростков? Ведь согласно проведенным исследованиям Эдмунда Бури – юноши, имеют более высокие способности в точных науках (математика), более развитые способности к пространственной ориентации, склоны к размышлениям над проблемой, их ум направлен больше на вещи, чем на людей. Девушки в отличие от юношей имеют более развитые вербальные навыки, у них словарный запас их много больше по сравнению с противоположным полом, они умеют оперировать понятиями, способны к быстрому просчету ситуации благодаря хорошо развитой природной интуиции в целом. Они более тонко чувствуют нюансы межличностных отношений. В результате всего выше изложенного можно утверждать, что ребенку необходимо наблюдать в семье обоих родителей для полноценного развития, для формирования своей идентичности и умением общаться как со своим, так и с противоположным полом. Ребенок, который воспитывается только одним из родителей, имеет гораздо меньше возможности знакомиться с различными вариантами социокультурного опыта. По мнению чешского психолога З. Матейчека ограниченные возможности знакомства с разными социальными ролями в неполной семье больше всего касаются девочек. Образ идеального мужчины, у девочки воспитанной обоими родителями формируется благодаря возможности наблюдать поведение родителей в семье, дополняя данный опыт чтением и книг, в дальнейшем аналитически сравнить увиденное в семье и прочитанное в книгах, сравнивать поведение и общение своих родителей с родительскими взаимоотношениями подруг и друзей. Таким образом, можно предположить, что девочка, росшая без отца, может создать свой идеал мужчины, больше похожий на образы героев художественных произведений, образ героев воссозданных в сериалах, кинофильмах. Если говорить о девочке воспитываемой отцом, то у нее формируется размытое представление о роли жены и матери в семье. И образ своего партнера у нее полностью идентифицируется с образом ее отца. По словам Й. Лангмейера и З. Матейчека, в семье каждый отдельный член выполняет естественным, спонтанным образом определенную роль и удовлетворяет жизненные потребности ребенка - физические, эмоциональные, интеллектуальные и моральные. Если в семье отсутствует какой-либо основной член, то легко возникает опасность депривации для ребенка, так как не всегда можно заместить роль, которую данный член семьи должен был бы выполнять в отношении ребенка и в отношении всей семейной единицы. Как пишет немецкий исследователь Линда Анзорг: «Молодые люди, перенявшие негативные черты поведения своих родителей, испытывают в жизни большие трудности, чем другие: их семейная жизнь начинается с того, что им приходится сначала переучиваться, прежде чем начать учиться искусству, жить в семье». Ведь личные воспоминания о прошлом, равно как и связанные с будущем надежды и устремления, свидетельствуют о существовании такого чувства идентичности в настоящем Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|