|
Развитие образа "телесного Я" в детском возрасте.Автор статьи: Афанасьев Александр Юрьевич
Опыт ощущения своей телесности ребенок впервые получает через тело, ещё в перинатальный период, находясь в теле матери. А во время родов человек получает самый сильный телесный опыт. Естественные роды с успешным прохождением родового канала благоприятствуют последующей адаптации к условиям окружающей среды, создают возможность почувствовать важность и своеобразие собственного тела. Первое время после родов способы общения с ребенком по большей части телесные. Ребенок посылает сигналы о своём самочувствии, дает заботливому взрослому возможность понять приятно или неприятно переживается им контакт. Этот контакт, устанавливаемый как правило с матерью, жизненно важен для развития ребенка. Кормление грудью, уход, доброжелательное общение и забота закладывают, в том числе основу телесности, влияющей на развитие эмоциональной памяти младенца. Для него телесность проявляется и внутреннем, так и во внешнем мире, поскольку пока нет возможности различать их. Принимая во внимание индивидуальные отличия детей, следует отметить, что формирование восприятия собственного тела происходит у них совершенно по-разному, в различном темпе. Это во многом зависит от интенсивности эмоционального, и телесного контакта со взрослым при ношении ребенка на руках, выполнения гигиенических процедур, массажа, общения и т.п. По мере взросления формирование телесности продолжается при обучении его взрослыми способностям сидеть, стоять, ходить. Последствиями неполного генезиса телесности у ребенка могут быть проявления умственной отсталости в различной степени, вплоть до остановки развития. Крайним вариантом недостаточного развития телесности является т.н. «синдром госпитализма». Очень важна гармоничного развития телесности в младенчестве и раннем возрасте (1-3 г.). Слишком активное участие взрослого, ограничивающее инициативу ребенка, приводит к сверхразвитию телесности. Ребенок, который чрезмерно защищен от контакта с реальностью, с другими детьми, становится повышенно капризным, недоговороспособным. Это связано с изъятием у него функциональной роли контроля, сознания, воли и невозможности формирования этих важных компонентов личности. У малыша исчезает необходимость развивать пространственную самостоятельность и ответственность, регуляцию своих эмоций. Хотя такой ребенок может быть интеллектуально развит, но труден в управлении, его мотивационная сфера довольно слабо развита. Все это может стать значительным препятствием для дальнейшего развития и успешного обучения. После трёх лет развитие ребенка продолжает происходить в процессе овладения собственным телом - начинает активно изучать возможности своего тела в рисовании, подвижных играх с предметами, в лепке и т.п. Также он исследует свое тело и окружающую среду в плане телесно-пространственных отношений. В этом возрасте он уже довольно хорошо овладевает и телом и перемещением в пространстве, демонстрируя способность не только говорить и общаться, но и чувствовать потребности тела и называть их. Ребёнок учится реагировать на внутренние раздражители, различать телесные ощущения, он постепенно начинает отличать свое тело от внешних объектов, от других тел. В период дошкольного детства ребенок также первые получает сведения о гендерных отличиях людей, об изменении размера тела в разные периоды жизни. Он начинает пони мать и различает внешние различия между мамой и бабушкой, отцом и дедушкой, братьями и сестрами. Сначала это знание вызывает у ребенка удивление, а затем приводит к пониманию постоянной трансформации и своего собственного тела, к принятию норм полоролевого поведения. Благодаря развитию собственной телесности ребенку становится намного легче общаться и расширять кругозор, усваивать социальные нормы. В первые школьные годы ребенок проживает много новых событий, для него это довольно сложно и связано с необходимостью усвоить и исполнять большое количество новых правил и условностей. Именно в младшем школьном возрасте, когда закладываются основы учебной деятельности, происходит дальнейшее развитие сознания ребенка, отличительной чертой которого является дальнейшее формирование образа тела ребёнка. Основной в этот период является интеллектуализация - развивается мышление. Оно принимает на себя функцию опосредования психических явлений, которая также включает в себя телесность. За счёт этого у ребёнка формируются психологические механизмы регуляции. В младшем школьном возрасте ребенок много узнаёт о системах организма, о его строении, что позволяет ему становиться успешным субъектом своей телесности.
Вывод: Гармоничность прохождения генезиса телесности (телесного Я) во все возрастные периоды детства очень важна. Учеными установлено, что негативное отношением к собственному телу повышает общую тревожность детей, усиливает неблагоприятное воздействие социальных стрессов и боязнь самовыражения, снижает мотивацию успеха. Библиографический список
3. Ложкин, Г.В. Феномен телесности в Я-структуре школьников и содержание их жизненных проектов / Г.В. Ложкин, А.Ю. Рождественский // Психологический журнал. — 2004. — №2.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|