Развитие образа "телесного Я" в детском возрасте.

Развитие образа телесного Я в детском возрасте

Опыт ощущения своей телесности ребенок впервые получает через тело, ещё в перинатальный период,  находясь в теле матери. А во время родов человек получает самый сильный телесный опыт. Естественные роды с успешным прохождением родового канала благоприятствуют последующей адаптации к условиям окружающей среды, создают возможность почувствовать важность и своеобразие собственного тела.

Первое время после родов способы общения с ребенком по большей части телесные.  Ребенок посылает сигналы о своём самочувствии, дает заботливому взрослому возможность понять приятно или неприятно переживается им контакт. Этот  контакт, устанавливаемый как правило с матерью, жизненно важен для развития ребенка. Кормление грудью, уход, доброжелательное общение и забота   закладывают, в том числе основу телесности, влияющей на развитие эмоциональной памяти младенца. Для него телесность проявляется и внутреннем, так и во внешнем мире, поскольку пока нет возможности различать их.

Принимая во внимание индивидуальные отличия детей, следует отметить, что формирование восприятия собственного тела происходит у них совершенно по-разному, в различном темпе. Это во многом зависит от интенсивности эмоционального, и телесного контакта со взрослым при ношении ребенка на руках, выполнения гигиенических процедур, массажа, общения и т.п. По мере взросления формирование телесности продолжается при обучении его взрослыми способностям сидеть, стоять, ходить.

Последствиями неполного генезиса  телесности у ребенка могут быть проявления умственной отсталости в различной степени, вплоть до остановки развития. Крайним вариантом недостаточного развития телесности является т.н. «синдром госпитализма».

Очень важна гармоничного развития  телесности в младенчестве и раннем возрасте (1-3 г.). Слишком активное участие взрослого, ограничивающее инициативу ребенка, приводит к сверхразвитию телесности. Ребенок, который чрезмерно защищен от контакта с реальностью, с другими детьми, становится повышенно капризным, недоговороспособным. Это связано с изъятием у него функциональной роли контроля, сознания, воли и невозможности формирования этих важных компонентов личности. У малыша исчезает необходимость развивать пространственную самостоятельность и ответственность, регуляцию своих эмоций. Хотя такой ребенок может быть интеллектуально развит, но труден в управлении, его мотивационная сфера довольно слабо развита. Все это может  стать  значительным препятствием для дальнейшего развития и успешного обучения.



После трёх лет развитие ребенка продолжает происходить  в процессе овладения собственным телом - начинает активно изучать возможности своего тела в рисовании, подвижных играх с предметами, в лепке и т.п. Также он исследует свое тело и окружающую среду в плане телесно-пространственных отношений. В этом возрасте он уже довольно хорошо овладевает и телом и перемещением в пространстве, демонстрируя способность  не только говорить и общаться, но и чувствовать потребности тела и называть их. Ребёнок учится реагировать на внутренние раздражители, различать телесные ощущения, он постепенно начинает отличать свое тело от внешних объектов, от других тел.  

В период дошкольного детства ребенок также первые получает сведения о гендерных отличиях людей, об изменении размера тела в разные периоды жизни. Он начинает пони мать и различает внешние различия между мамой и бабушкой, отцом и дедушкой, братьями и сестрами. Сначала это знание вызывает у ребенка   удивление, а затем приводит к пониманию постоянной трансформации и своего собственного тела, к принятию норм полоролевого поведения. Благодаря развитию собственной телесности ребенку становится намного легче общаться и расширять кругозор, усваивать социальные нормы.

В первые школьные годы ребенок проживает много  новых событий, для него это довольно сложно и  связано с необходимостью усвоить и исполнять большое количество новых правил и условностей. Именно в младшем школьном возрасте, когда закладываются основы учебной деятельности, происходит дальнейшее развитие сознания ребенка,  отличительной чертой которого является дальнейшее формирование  образа тела ребёнка. Основной  в этот период является интеллектуализация - развивается мышление. Оно принимает на себя функцию опосредования психических явлений, которая также включает в себя телесность. За счёт этого у ребёнка формируются психологические механизмы регуляции.

В младшем школьном  возрасте  ребенок много узнаёт о системах организма, о его строении, что позволяет ему становиться  успешным субъектом своей телесности.



 

Вывод:

Гармоничность прохождения генезиса телесности (телесного Я)  во все возрастные периоды детства очень важна. Учеными установлено, что  негативное отношением к собственному телу  повышает  общую тревожность детей, усиливает неблагоприятное воздействие  социальных  стрессов и боязнь самовыражения,  снижает мотивацию успеха.

Библиографический список

 

  1. Баскаков, В.Ю. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии / В.Ю. Баскаков. — 2-е изд. — М.: Смысл, 1999.
  2. Бодалев, А.А. Общая психодиагностика / А.А. Бодалев, В.В. Столин, В.С.Аванесов. — СПб.: Речь, 2002.

3. Ложкин, Г.В. Феномен телесности в Я-структуре школьников и  содержание их жизненных проектов / Г.В. Ложкин, А.Ю. Рождественский // Психологический журнал. — 2004. — №2.  

 



Просмотров: 654
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психология телесности в ракурсе личного развития Т. С. Леви
  • Тело или разум? Ценности и ресурсы телесности
  • Ценность эмоций, чувств, телесности
  • Возвращение к вопросу телесности в современном мире
  • Позитивный смысл болезни (психология телесности)
  • О телесности
  • Человек, живущий в голове или Пара слов о телесности
  • Психология телесности
  • От бестелесности к телесности
  • Становление границ телесности
  • Психология телесности. Биоэнергетика Лоуэна.
  • Общество потребления: новые эталоны телесности
  • О поощрении и наказании ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте
  • Понятие телесности с точки зрения культурно-исторического подхода в психологии
  • Роль телесности и телесной терапии в формировании психо-соматического здоровья человека
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Показатели развития ребенка в старшем дошкольном возрасте.
  • Детский сад за (5) и против: в детском саду ребенок получает всестороннее развитие
  • Психологическое развитие ребенка в возрасте от 2х до 3х лет
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Работа с отвергаемой частью тела как частный случай терапии образа тела
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Показатели развития ребенка в период от 3-х лет до 5— 5,5-летнего возраста.
  • Эмоциональная привязанность к матери в младшем школьном возрасте
  • Моё тело - это Ребенок... и этот ребенок женского пола))
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Развитие EQ. Шаг 1й. Система собственного развития.
  • Особенности работы по формированию представления схемы собственного тела у детей с ДЦП.
  • Любовь: почему она так важна для развития ребенка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь