Тело в эпоху современности, в эпохумасс – медиальной революции.
С полным правом можно сказать, что жизнь современного человека протекает по ту сторону экрана. Сегодня мы живем в воображаемом мире экрана, интерфейса, удвоения, смежности, сети. Мы отправляемся в путешествие по "Зазеркалью" по бесконечным оптоволоконным путям проводников, чтобы наблюдать фантасмагорические зрелища и картины виртуальных наслаждений, воспринимать множество информации, которая во многом не предназначена для глубокого изучения. Чтение с экрана осуществляется
отнюдь не глазами. Это нащупывание пути посредством пальцев, в процессе
которого глаз движется вдоль бесконечной ломаной линии текста. Изменилась вся парадигма чувствительности. Осязаемость не является более присущей телесному прикосновению. Чаще она означает близость глаза и образа. Человек приближается к поверхности экрана, его взгляд словно растворяется в изображении. Теперь почти нет той дистанции, которая отделяет зрителя от сцены. То, что субъект так легко попадает в эту "воображаемую кому" экрана происходит отчасти от
того, что он открывает взору зрителя пустоту, которую тот, в свою очередь,
стремится заполнить. Эту эру можно ознаменовать, без преувеличения эрой
подобий, эрой манифестации себя как подобия. Сегодня практически каждый ищет с особым рвением свое обличье. Невозможно постичь смысл своего существования, остается лишь выставлять напоказ свою наружность, облик, не заботясь даже о
том, чтобы быть. Это напоминает мир, где каждый становится импресарио своего
собственного облика. Это подобно четко отработанному механизму, структуре, где каждый становится неотъемлемой частью эпохи, которую знаменует капитализм.
Смысл – Текст – Тело
Мне бы хотелось наметить цепь
значений, которые послужат ориентирами в разворачивании дальнейшего хода мысли.
Первым в данной цепи необходимо
выделить понятие – Смысл. Французское слово sense, тождественное русскому «смысл», имеет и другое значение –
«чувство». Сравнение с французским появляется не случайно, оно навеяно мыслью Ж. Л. Нанси – автора книги «Corpus»,
посвященной проблеме телесности.
Устремив свой путь вслед за
Хайдеггером и Деррида, к «пределам» слов, их внешнему, он анализирует ряд
понятий, которые образуют концептуальный каркас современности.
Среди этих понятий хотелось бы выделить понятие Смысл. Итак, французское слово sense кроме значения «смысл» имеет также значение «чувство». Отсюда неизбежное обращение к проблематике чувствования, телесности для французского мыслителя. Следуя мысли автора, стоит отметить, что
тело способствует формированию актов смысла, во всяком случае, через касание.
Чтобы понять, что произошло сегодня
со «смыслом», Нанси обращается к вопросу о современном теле и его
существовании. Западная культура в эпоху постсовременности, как полагает Нанси, утратила свой изначальный опыт тела. «Телу, чтобы оставаться телом, следует смеяться, танцевать, голодать, быть истерзанным»[1]. Вместо этого Запад имеет дело не с телом, а с
«плотью», «кожей», «лицами», «мышцами». Иными словами, в современной культуре дело касается телесных фрагментов, но не целого тела: «плоть» – это достояние культивируемой сексуальности, «кожа» – объект косметических манипуляций, «лица» – это то, что остается от тотальности тела, когда она переносится на телеэкран, «мышцы» – предмет культуризма, бодибилдинга и спортивной медицины. Запад на грани телесной катастрофы, а возможность «касания» тела практически сведена к нулю.
Возвращаясь к «касанию», хочется
отметить, что всякий текст и всякий акт мысли, выписанный автором на
бумаге, обращается к телу, то есть к
тому «пределу за которым ничего не стоит» [1].
Этот предел дает о себе знать в языке, а точнее в письме. По мнению
Нанси, акт письма имеет не только функцию означивания, но и касания. Письмо,
если следовать логике Нанси, есть место встречи бестелесного смысла и тела.
Письмо подобно своеобразной границе, кромке или слиянию sense (смысла) и sense (ощущения). Тела и смыслы соприкасаются друг с другом, но нет места
пересечения. Он также полагает, что тело
дано нам как предел мысли. «Тела, места и смыслы спаиваются между собой. Но вне этого нет никаких мест и никаких смыслов. Нет, например, Смерти, но есть места
для мертвых тел. Нет, стало быть, и Рождения, но есть места для рождающихся
тел» [1]. Таким образом можно заявить, что нет ничего вне тела. И дело здесь не
столько в том, что человеку не удается овладеть телом в мысли, но в том, что
сама мысль, опирается на телесность.
Это следует из того, что тело в
большинстве случаев выступает основанием смысла. И следы этого сплетения мы можем наблюдать в языке, в нашей культуре, на сегодняшний день, все еще
преобладает телесная метафора. Все основные пространственные и временные
категории реальности основываются именно на телесной ориентации. Тело
функционирует словно своеобразная схема, которая проектируется и неясным образом
метафоризируется в лингвистических категориях и языковых понятиях. Например телесная организация является основой для различения «здесь» и «там», «правого» и
«левого», «верха» и «низа». Можно предположить, что система предлогов,
обозначающая пространственные расположения вещей и временные ориентиры,
образуется посредством телесного присутствия и зависит от него. Когда же речь
идет о неком событии, случившемся «до» нас, этим утверждается, что тогда, в тот
момент еще не существовало нашего тела. Буквы материальны, это символы которые отождествляются с голосом и телом. Что же значит мыслить телом? Света на данную реплику Нанси очень долго не проливает. Но читателю известны произведения Арто, Ницше, Пруста, Кьеркегора, Джойса, Фолкнера, Виржинии Вульф и других авторов. Тексты, вышедшие из-под их пера, подобны дыхательным спазмам, голосовым срывам. Вы прекрасно помните произведение Уильяма Фолкнера, которое так и называлось «Шум и ярость». Вот он каркас означающих, призванных окунуть субъекта в пучину собственной субъективности. Это живые тексты, чье касание читатель может ощутить всем своим существом. Такие авторы дают возможность ощутить свое живое присутствие, которое дано в присутствии текста.
Список литературы
1 – Ж. Л. Нанси «Corpus»
2 - Лакан Ж. Семинары, Книга 11:
«Четыре основные понятия психоанализа» (1964). М.: Гнозис-Логос, 2004. - 304с.
3 - Лакан Ж. Семинары: книга 7.
Этика психоанализа. М.: Гнозис-Логос, 2006. – 160с.
4 - 17. Лакан Ж. Имена Отца. М.:
Гнозис-Логос, 2006. - 160с.
5 - Лиотар Ж-Ф. Состояние
постмодерна. М.: Институт экспериментальной социологии. СПб.: Алетейя, 1998.
6 - Лапланш Ж. и Понталис Ж.-Б. Словарь по
психоанализу. М.: Высш.шк., 1996. – 623с.
7 - Аммон Г. Психосоматическая
терапия. СПб.: Речь, 2000. – 238с.
8 - Мазин В. Введение в Лакана. М.: «Прагматика
культуры», 2004
9 - Мазин В. Стадия зеркала Жака
Лакана. – СПб.: Алетейя, 2005. – 160с.
10 - Салецл Р. (Из)вращения любви
и ненависти. – М.: Художественный журнал.–1999. 206с.
11 - Фрейд З. Влечения и их
судьба//Психоанализ №1, Киев, 2003.
12 - Фрейд З.
Скорбь и меланхолия//Вестник психоанализа. – 2002.-№1.
13 - Фрейд З. Я
и Оно//По ту сторону принципа удовольствия. СПб.: Алетейя, 1998.
14 - Фрейд З.
Введение в психоанализ. Лекции. СПб.: Питер, 2002.-384с.
15 - Фрейд З.
Три очерка по теории сексуальности//Фрейд. Психология бессознательного. М.:
Просвещение, 1989. с. 202 – 309.
16 - Фрейд З. По
ту сторону принципа удовольствия// Психология бессознательного. М.:
Просвещение, 1989. с. 382 – 324.
17 - Фрейд З.
Неудобство культуры// Художник и фантазирование. М.: Республика, 1995. с. 299 –
336.
18 – Дольто Ф. Бессознательный образ тела. Ижевск: ИД «ERGO».