|
Про анорексию. На примере фильма "Против тела", Испания, 2005Автор статьи: Донская Елена Юрьевна
CONTRACUERPO- Против тела. Психоаналитическое исследование анорексии, через призму короткометражного фильма
Фильм, который нужно было исследовать для данного эссе, я сначала проигнорировала, увидела ссылку на него и как бы не заметила, что позднее я определила как мое отрицание вижу и не замечаю. Что со мной, подумала я, когда вспомнила как отреагировала на ссылку. Когда я начала смотреть фильм, у меня было ощущение непонимания про что это, хотя я видела худеющую девушку, весы с чудовищно уменьшающимися цифрами, у меня было слабое дыхание, я как бы замерла и смотрела фильм как за стеклянной перегородкой и не испытывала чувств, как будто я не живая. Никакого анализа происходящего только визуальный ряд и отсоединение от происходящего. Лишь через некоторое время, когда я пришла в себя я стала вспоминать отдельные кадры фильма и по частям собрирать содержание картины, я смогла вспомнить свои первые впечатления и реакции. Я предполагаю, что это мой контрперенос и я смогла побывать внутри психики героини фильма, «почувствовать» ее самоотстраненность, замороженность, разидентификацию с собой, со своим Я и телом, ее замирание. В фильме есть эпизод, когда девушка смотрит через витрин на прохожих инутри манекена. Мои ощущения были примерно те же, я была как манекен смотрящий фильм через стекло! Полагаю, что это центральный сюжет фильма, который погружает вглубь патологии анорексии. Несколько слов о фильме. Это фильм испанского режиссера Эдуардо Чаперо-Джексона, 2005 год. На русском языке название переводится как «Против тела». Краткая аннотация к фильму гласит: «Молодая женщина одержима изменением своей внешности. Занимаясь этим, она отправляется в путешествие по лабиринтам собственного восприятия, превращая свое тело в тюрьму для всеобщего просмотра, а жизнь отдает самоубийственной мечте стать той, кем она не является». Рейтинг 6.8. Длительность 17 минут. Сухая информация, как сухая кожа, сухое тело без мышц и жира, кости. Однако, это фильм с высоким рейтингом, что на мой взгляд, говорит об интересе к заявленной теме. Девочка 10-12 лет, смотрит с улицы на манекены, выставленные в витрине. У девочки нормальный вес, даже немного пухленькая, симпатичная, на что она больше смотрит на красивые манекены или на свое отражение в витрине? Девочка сравнивает себя с «идеалом» и она явно не такая как идеальный манекен, глаза из манекена смотрят на девочку. В этом возрасте, возможно и зародилась идея, что в ее образе что-то не так, что она не достаточно идеальная и ей нужно что-то менять в себе? Это мысль, затем мысль трансформируется в действие, что менять? Единственное, что осязаемо и есть у человека, это тело. Как менять? По идеальному образу, увиденному в витрине магазина ( как в фильме) или в каких-то других источниках идеальных женщин. Та девушка, что смотрит из манекена, на маленькую девочку, смотрит на себя маленькую и толстенькую со стороны, режиссер передает это каким-то невероятным образом. Я, всякий раз чувствовала, что девочка на улице, толстенькая и боялась этого. Это страх, предупреждающий об опасности, которая кроется в отказе от еды, и который чувствовала я, а девочка-нет. Как девушка оказалась внутри манекена , что случилось с манекеном и с девушкой, как все начиналось, чем закончилось и чем могло бы закончится, рассказывает этот фильм. В самом начале фильма звучит музыка, которая настраивает на погружение внутрь, затем музыка прерывается и в тишине, на черном фоне в обрамлении ветками печатаются имена создателей фильма. Это уже настораживает. Затем музыка становится торопливой, как открывает врата и снова нет музыки, лишь звуки шагов и сантиметровой ленты, которой худая девушка обмеривает обхват груди и ног. Она взвешивается. На весах примерно 40 кг.. Затем фотографии девушки в разных ракурсах и записки с тем что и как нужно исправить. Фото ее несовершенных частей тела и фото идеальных форм: глаз, переносица, нос, рот, рука,кисть, ноги, ягодицы, грудь, с указанием жеалаемых размеров. Здесь мы наблюдаем, что девушка создает индивидуальный образ тела, который соотносит с идеалами из глянцевых журналов, накладывает их на существующую схему тела. После этого кадр с фотографиями, на которых изображены различные части тела девушки с изменениями, которые она смогла с собой сделать. Под фотографиями стоят даты. Затем весы с цифрой 40 . А затем стена с весами, как с картинами «с чего все началось» только в обратном порядке: 43,45.. , с 51 кг до 40 кг, она смогла похудеть всего за 6 дней. Идеальный вес достигнут. Она берет листок со своими идеальными, как ей кажется, мерками и идет осуществлять свой следующий шаг, фактически втиснуться в манекен. Холодный мир манекенов и музыка, наводящая ужас, это передает один из симптомов анорексии - постоянное ощущение холода из-за замедленного пульса. Манекен закрывается как гроб. В анорексии, есть точка невозврата, когда изменения, происходящие с клетками тела, в эндокринной и сердечно-сосудистой системе необратимы, возможна даже смерть от аритмии. Следующий важный этап для девушки, чтобы ее увидели другие люди, какая она идеальная, и возможно, поухаживали за ней как за маленькой девочкой. Ведь желание не развиваться, не рожать, не быть женщиной лежит в основе анорексии. Тело такой девушки становится само как манекен, нет жидкости, нет ничего мягкого, тело становится как кости в сухом кожаном мешке. Итак, манекены привезли в витрину магазина, это демонстрирует тот факт, что девушка стала слабая и не может ходить сама. Ее одевают, надевают парик, что тоже ярко показывает симптом - на определенной стадии они теряют волосы и не способны заботиться о себе. Девушка из манекена смотрит на людей, у нее идеальная внешность, а люди вокруг суетятся, проходят мимо, ездят машины, она не участвует в жизни, а смотрит со стороны. В первой части фильма рассказано о стремлении к идеалу и пути достижения идеала, если можно так выразиться, «из глаз» девушки. Следующая часть-реальность. Мы видим больничную палату, девушку с огромными глазами, она истощена и тревожна. Она идет взвешиваться. Вероятно она боится прибавить в весе, потому что ее кормят через капельницу. В этот трудный для себя момент, она опять вспоминает свой идеальный манекен и с чего все началось. Как она маленькой девочкой смотрела на витрины магазинов, и уходила в мир грез. А реальность была иной, отец, который ее ругал и мать, которая не защищала ее. Семья жила бедно,, в семье было много детей. Когда она выросла, парни предпочитали других девушек. Она с грустными глазами, предположительно у нее депрессия. Так формируется желание быть иной, она вырезает свое лицо и приклеивает на обложку глянцевого журнала вместо головы модели. Он как бы сама потеряла голову и началась болезнь. В больнице ей дают еду, но она уже не может есть, ей трудно, но она пытается жевать кусочек мяса. Она вспоминает свое состояние манекена, болезнь не отпускает. Ее снова кормят через капельницу. Она снова в манекене, но на этот раз, сотрудница магазина, проходя мимо манекена, где она находилась чувствует что-то не то, видит под манекеном лужу и решает избавиться от манекена. Параллельно показывают, что другие пациентки больницы находится в групповой терапии и есть пустой стул, это для нее. Затем сюжет об избавлении от манекена, его вывозят на помойку и перемалывают в пыль вместе с другим мусором. Эта часть фильма говорит о процессе терапии, проработать все, до мельчайших подробностей. Заключительные кадры с пустой кроватью, затем кадры с камер наблюдения за разными кроватями, где некоторые кровати свободны и ждут новых пациентов, а кто-то уже ушел в иной мир и не вернется. Наша героиня лежит не одна, рядом с ней врач, есть надежда на ее выздоровление. Фильм рассказывает о том, как многие девушки, особенно в подростковом возрасте, пытаются находить себе идолов, на которых стремятся быть похожи. Причиной такого поведения, часто становится депрессия, одиночество в семье, низкая самооценка. Ярко показано как именно девушки осуществляют свое стремление к похудению и изменениям во внешности. Ей кажется, что она красива, как кукла в витрине, а в реальности, она истощенная пациентка психиатрической лечебницы. Показана цена этого манекена- никому не нужный мусор, кукла. Девушка с анорексией не способна быть матерью, выполнять она никому не нужна. Выздоровление медленное и трудное, идеалы не отпускают и возвращаются. Но лечение возможно при поддержке врачей и близких. Елена Донская 30.06.2019 Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|