|
О последствиях детской травмы насилия: на примере фильма "Девушка и смерть"Автор статьи: Соловьева Ирина Александровна
Психолог Ирина Соловьева для журнала "Наша психология"
Режиссер Йос Стеллинг, 2012
Действие фильма происходит в двух временнЫх периодах: пожилой Николай, советский врач (Сергей Маковецкий), приезжает в послевоенную Европу, находит заброшенный дом. Там он вспоминает события своей юности. Еще студентом он остановился на ночлег в этом доме - отеле, по сути - публичным доме (в роли молодого Николая – Леонид Бичевин). Владелец - жестокий старик, держащий в ”золотой клетке” юную содержанку Элизу (Сильвия Хукс). Между Элизой и Николаем возникает сильное светлое чувство, но они не могут быть вместе - у Николая нет возможности выкупить “долг” Элизы, якобы растущий с каждым днем. Их связь длится несколько лет, но все попытки Элизы и Николая вырвать ее из заточения заканчиваются провалом. Элиза тяжело больна, она угасает с каждым месяцем, но идет на жертву - заботясь о будущем Николая, отказывается от связи с ним. Превратно ее поняв, молодой человек оскорбляется. Вернувшись отомстить, он выигрывает у графа в карты все его состояние, включая заклятый дом, но... оскорбляет девушку и отвергает ее. До последней минуты она верит, что Николай к ней вернется, сдержав клятву вечной любви, и умирает в опустевшем доме в одиночестве. И вот спустя много лет Николай узнает от общей подруги (Светлана Светличная), что Элиза не предавала его и действительно любила. Он возвращается в тот дом, чтобы в нем умереть, символически соединившись с любимой...
Это событийное содержание фильма: еще одна красивая и трагическая история любви на киноэкране. Но фильм Стеллинга включает в себя более глубокое психологическое содержание, чем может показаться - мы видим перед собой механизм травмы в действии. И ретравматизации - автоматического воспроизведения травмы, которое провоцирует сама жертва. Ключом к пониманию этой трагедии является детская история Элизы, рассказанная Николаю ее подругой и защитницей (Рената Литвинова). Девочку избивал и насиловал отец, затем убил мать и попал в тюрьму. В другой семье сирота снова подверглась сексуальному насилию, затем оказалась содержанкой графа. И тогда снова воспроизвелись обстоятельства ее детства: она выбрала символическую отцовскую фигуру, от которой зависит и подвергается физическому и сексуальному насилию (граф из ревности избивает девушку с отеческим наставлением: «Я желаю тебе добра»). Казалось бы, детская травма насилия остается в детстве, но нет: она проносится через время и влият на взрослую жизнь. В чем её особенности и почему так происходит?
Почему жертва сама повторяет травму? У нее нет другого сценария взаимоотношений. Представьте актера, который знает только одну роль: он и будет ее играть на сцене раз за разом, другого репертуара нет. Ребенок, в детстве пострадавший от насилия со стороны “плохого родителя”, во взрослости ищет “хорошего родителя” как “хороший объект”, но приходит к отношениям с “плохим объектом”. Поэтому опасность травмы не только в ее прямых последствиях (побои, психосоматические расстройства, нарушения сна и т.д.), но и в том, что жертва потом сама бессознательно повторяет травму. Это называется “ретравматизацией” - повторившейся травмой.
Дом, который можно рассматривать как символ водоворота травмы, затянул в себя Николая: годы спустя он возвращается туда, чтобы умереть.
Но все не так фатально. Если жертве насилия оказать помощь, последствия травмы могут быть минимальными. Часто в ситуациях насилия мешают обратиться за помощью стыд, страх, нежелание вспоминать болезненный эпизод... Более того, жертва часто пытается насилие скрыть: не только не обращается в правоохранительные органы, но и скрывает от своих близких. В своей праткике я сталкивалась со случаями, когда подростки не сообщали об изнасиловании родителям, чтобы “родители не волновались” или потому, что боялись обвинений (”Сама виновата”, “Мы же тебе говорили”...). Это ошибка: если жертва стыдится насилия, она символически берет на себя вину агрессора. Неприятности и трагедии могут произойти с любым. А жертва даже если и спровоцировала на насилие, это не снимает ответственность с агрессора (иногда девочки-подростки ведут себя провокативно, пытаясь доказать свою взрослость, но это не повод для того, чтобы совершить над ними насилие). Жертва насилия может и должна получить помощь. Далее, у жертвы есть ответственность: скрывая совершенное по отношению к ней преступление, она поощряет преступника к повторному поступку, будь то по отношению к ней или к новой жертве. Преступник, оставшись безнаказанным, в большинстве случаев повторяет преступление. Поэтому своевременное обращение в правоохранительные органы - не только возможность восстановить справедливость, но и предотвращение нового преступления.
А при просмотре фильма Й.Стеллинга вы не только увидите в действии механизм водоворота травмы, но и получите удовольствие от замечательной актерской игры, подбора музыки и... красивого финала фильма - символического объединения Элизы и Николая спустя годы. Дух девушки находит искомого “хорошего отца” - в объятиях пожилого Николая.
Источник: https://solirina.ru/materialy/psikhologicheskie-retsenzii-na-filmy-i-spektakli/287-vodovorot-travmy-film-devushka-i-smert Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|