"В чем проблема, нужно просто меньше есть" - такое я слышу очень часто в адрес людей с лишним весом.
И они слышат это постоянно, но уже в свой адрес, так как, многие наши сограждане, не отличаются особой тактичностью и вежливостью, ни разу не знают о "соблюдении психологических границ", и считают, что слова их могут иметь силу "волшебного пинка".
И, несмотря на то, что о "пинках" их никто не просил, рьяно, с позиции знатока, вещают о том, как правильно "меньше жрать", не забывая, при этом, самоутверждаться..
А люди с лишним весом слышат это, в который раз, нередко начиная оправдываться, говоря про "гормональные нарушения", которых на самом деле нет, но они уже верят, что есть, про то, что они "не виноваты и вес растет сам...".
Вобщем, им правда надоело это слушать.
СТОП! ВАШ ВЕС - ЭТО ВАШЕ ЛИЧНОЕ ДЕЛО!
Поэтому с чистой совестью можете предложить непрошенному советчику разбираться с собой и не лезть к вам.
Но такую, на первый взгляд простую вещь, людям с лишним весом бывает очень сложно сделать. Им бывает очень сложно чувствовать и защищать собственные границы и говорить "нет".
Даже в виде упражнения в процессе психологической работы.
Почему так? Травма насилия.
Очень часто, люди, столкнувшиеся с проблемой лишнего веса и нарушения пищевого поведения, имеют в своей биографии травму насилия.
Это может быть моральное и любое физическое насилие, которому невозможно было дать отпор и противостоять в силу возраста.
В процессе развития и взросления человека есть периоды, когда развиваются волевые аспекты личности.
Если в это время в жизнь ребенка вторгаются обстоятельства, которым он не может противостоять и вынужден смиряться, становление его волевых структур нарушается.
В зависимости от глубины травмы и других нюансов, эти люди могут вырасти слабовольными, "виктимизированными", склонными к зависимостям и поиску схожих сценариев, в которых будет повторяться насилие, или наоборот, сильными и агрессивными, но не умеющими использовать эти качества своевременно и по назначению.
Что с едой?
Так как еда сопровождает нас на протяжении всей жизни, и эта одна из наиболее эмоционально "заряженных" биологических потребностей - в еде, в отношениях с едой могут проявляться все те же самые психические паттерны.
Какие паттерны?
Например отсутствие субъектной позиции - невозможность противостоять еде, и своему желанию и удовольствию от неё, затем стыд и самообвинение.
Насильник и агрессор, который был в детстве, мог стать т.н. интроектом.
И тогда во взрослом возрасте у человека может быть чрезмерно жестокий внутренний критик - палач, который будет изнутри подавлять и преследовать.
По этой причине могут быть вспышки гнева и агрессии. Таким людям приходится особенно контролировать себя, чтобы сдерживать негативные эмоции.
Так как люди, имеющие лишний вес, обычно приобретают к определенному возрасту некоторый опыт похудения, снижения и последующего набора веса - это еще один замкнутый круг про подваленную волю и внутреннего агрессора. Они подавляют аппетит, садятся на невозможно строгую диету, срываются и снова себя ругают и стыдят.
Для таких людей характерна аутоагрессия, и, парадоксально, отношения с едой могут способствовать этой внутренней травле - они ругают себя, если переели, иногда если просто поели, если съели сладкое, и наедаются до такой степени, что не могут дышать. Изнасиловать себя едой - тоже нередкая часть сценария.
Для них остается важным делать некоторые вещи через "не хочу", или не замечая этого "не хочу" и потом испытать радость облегчения, например после вызванной рвоты.
Повторяющийся неблагоприятный и неэффективный сценарий будет способствовать усугублению проблем
Практически у каждого из нас есть своя эмоциональная травма, и не одна. Эти травмы могут быть разной глубины и нести собой разные последствия. У людей с лишним весом свои психологические травмы, с которыми они справляются посредством выработанных защитных механизмов.
Полнота и еда могут защищать их от многого - и от душевной боли, и от сексуальной привлекательности.
Эта та причина, по которой нельзя просто взять и похудеть. Можно, но очень кратковременно. Потому что осознанно, или нет, но начнут "всплывать" те проблемы, которые маскируются и решаются посредством еды и веса. Это может выражаться, например, в повышении тревожности.
С учетом всех вышеперечисленных пунктов, работа по снижению веса и нормализации пищевого поведения является многоуровневой и требует определенного времени.
Одновременно с этим важно менять пищевые привычки и адаптироваться к новым, удовлетворяющим запросу снижения веса (нет, это не диета и не ограничения в питании). Это нормализация питания. Так как за длительное время нарушенных отношений с едой пищевое поведение становится отдельной проблемой, требующей поэтапного решения.
В каждом полном человеке есть маленький, эмоционально раненый ребенок...
Смирнова Татьяна, психолог, нутрициолог, специалист по коррекции веса.
8(925)772-17-89