Отражение травмы сексуального насилия в рисунках взрослых

Отражение травмы сексуального насилия в рисунках взрослых

Предыдущая статья была посвящена теме сексуального насилия в детских рисунках. Однако, большую часть своей профессиональной жизни я работала со взрослыми людьми. Количество пациентов психиатрических клиник, перенесших травму сексуального насилия в детском возрасте, просто поражает. Специалисты осторожно называют цифру не менее 80%. Как-то раз, находясь в группе из 9 пациентов, сформированной по случайному принципу, я осознала, что 8 из них, по их рассказам, были сексуально травмированы в детстве, один из них не рассказывал об этом, вообще молчал, но существовали очень серьезные причины подозревать такую травму. 

Просматривая рисунки взрослых пациентов, переживших сексуальное насилие, я обнаружила, что темы и их воплощение в рисунке часто аналогичны тому же в детских рисунках. Взрослые научились больше соответствовать социальным нормам, не изображают в явном виде то, что они пережили во время травмы. Их рисунки носят скорее символический характер.

Взрослые, как могли осмыслили травмирующее событие, их рисунки более упорядоченные, логичные и дифференцированные. Они больше выражают текущее эмоциональное состояние без попытки установить причинно-следственные связи.

Однако, осмысление и переработка травматичного материала сильно зависит от степени умственного развития человека и силы механизмов вытеснения. Например, этот рисунок можно принять за детский, хотя пациентке 65 лет. Очень простая женщина, травматичные события ее детства были вытеснены и скрывались за нарастающими проблемами личностных отношений. Однако, размер, который занимает в ее жизни травма, последствия ее для самой пациентки (тело из штрихов красным цветом, висящее в воздухе, голова отделена, нет признаков принадлежности к женскому полу), хорошо прочитываются на рисунке.

                  

Следующий рисунок - автопортрет, хотя это трудно распознать. В нем выражено предельно негативное отношение к себе. Рисунок показывает хаос, дезориентацию, осутствие дифференцированности. Об этом случае из практики рассказано в этой статье: https://www.psyoffice.ru/article/60537/

                   

Очень большое место среди рисунков жертв сексуального насилия занимают изображения домов. Это либо дом, где произошла (или длительно происходила) травматизация, часто с указанием места и обозначением насильника, либо дом как символ разрушающейся жизненности.

                 
Здесь обозначен подвал и изображен отец 63-летней пациентки в виде быка. Он пил, бил ее и запирал в подвале, но про сексуальное насилие с его стороны пациентка не говорила. Центральной фигурой рисунка является мать-алкоголичка и отношения с ней, а не дом, который находится уже большей частью в области прошлого. Рисунок яркий, цветной. Черным цветом обозначен лишь подвал и она сама в виде маленькой девочки. Однако, пациентка  пережила длительное сексуальное насилие в юном взрослом возрасте. И вот ее рисунок на эту тему:

               

Видно, насколько много места в ее жизни занимают эти трагические события. Так, что ни для чего другого нет больше пространства. Изображен и подписан насильник. Рисунок одноцветный, нет линии земли, как будто дом частично врос в подсознание пациентки. Подробно терапия этого случая описана здесь: https://www.psyoffice.ru/article/71976/

Деструктивные процессы в изображении дома, как символа личности, можно видеть очень часто.

               

              

Обратила внимание, что на рисунках рядом с домом довольно часто можно встретить изображение качелей (к сожалению, не нашла иллюстрации этого примера). Процесс качания, раскачивания, как и у детей с ранней депривацией, помогает диссоциировать, успокаиваться, уходить от невыносимой действительности. Иногда, по рассказам пациентов, качели были единственным стабильным положительным воспоминанием детства, к их спасительной помощи можно было прибегнуть в тяжелые минуты. Меня потрясло, что предмет может заменить общение и так сильно помогать выжить. Пациенты говорили о качелях с нежностью, как о живом существе.

Фрагментация, расщепление психики, превращение этих фрагментов в опасных и злобных существ.

                   

Облака на следующем рисунке, относящиеся по канонам интерпретации к сфере духовного, ментального, напоминают фрагментацию верхнего рисунка.

Поглощение страхом, закованность в тесном пространстве вызывают аналогию с пребываним в матке, с "нерожденностью" человека, деградацией в пренатальную фазу. Внутри "убежища" написано: "Защита? Помощь? Прочь?" - отражающие противоречивые импульсы пациентки.

                        

Следующий рисунок другой пациентки прямо изображает ее во внутриутробном состоянии в виде плода, закуклившегося в своем ограниченном, относительно безопасном мирке, который, однако, подвергается грубому воздействию извне. Обращает внимание, что я-символ сильно смещен влево, в область прошлого, он спит, отвернулся и от настоящего, и от будущего. Настоящее, однако, настойчиво стучится к ней и нарушает покой. Вся правая сторона пустая. Будущее просто не существует для пациентки. Само изображение плода в деталях прямо говорит о психическом состоянии травмированной женщины. Она себя чувствует вот так.

                 

Вот еще одно изображение ограниченного мирка, но он уже включает в себя других живых существ и даже человека. В рисунке автор отобразил свою депрессию. 

                           

Таким беззащитным травмированный человек чувствует себя во внешнем мире. Маленькая серая фигурка в позе эмбриона парит в воздухе, пытаясь защититься от непогоды.

                    

Очень часто появляются  картины, изображающие гнев в виде опасных существ или природных катаклизмов. Особой популярностью пользуется тема вулканов. Пациентка с пограничным расстройством личности, описывая рисунок, сказала, что при всей видимости живописного, мирного пейзажа, он весь состоит из вулканов, готовых в любую минуту взорваться.

               

   Всепоглощающий стыд, приписывание себе вины за случившееся, ощущение себя грязным, недостойным, чувство, что и все окружающие видят тебя таким, характерны для переживших сексуальное насилие. 


              

Кстати, такое "фаллосообразное" изображение пальцев тоже типично для переживших сексуальное насилие в детском возрасте.


Это травма настолько глубока и разрушительна для личности, что требует долгой, кропотливой и очень осторожной работы маленькими шагами. Терапевт, скорее всего, столкнется с сильными проявлениями всевозможных защит, от отрицания, до прямой агрессии в его адрес. 

Конечно, невозможно полностью "стереть" последствия сексуального насилия. Но можно, проживя процесс горевания, оставить в прошлом страхи, ярость, боль и глубокую печаль. В терапии травмированный человек может увидеть себя совсем иным, чем он привык, осознать свои деструктивные паттерны поведения и на опыте отношений с другим человеком, терапевтом изменить их на более экологичные. 

В результате вместо ненависти и презрения придти к сочувствию себе и принятию себя.

Преодолевая травму и отталкиваясь от нее, человек способен на духовный рост, называемый посттравматическим.

Буду рада комментариям, вопросам и дополнениям.

 

Предыдущие статьи:

https://www.psyoffice.ru/article/122543/

https://www.psyoffice.ru/article/122544/



Просмотров: 521
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как "читать" детский и подростковый рисунок. Руководство для родителей
  • "Травмы и насилие" или "как защитить себя"
  • СИМВОЛЫ - это то, что рядом. Символ " Дом ." Ч. 1.
  • Статья для тех, кто чувствует что его жизнь - серая и скучная, и очень хочет новизны
  • Одна из методик работы с темой: "Травма, сексуальное насилие"
  • Мороки в нашей жизни, или "Почему человек так сильно изменился? Он же был совсем другой."
  • Что такое "семь смертных грехов", и какое место они занимают в нашей жизни.
  • Насилие без насилия. "Мне это кажется?"
  • "Я для себя" - что это?
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Ценность символа "Дом" для личности и терапии
  • Что такое сценарий жизни? Можно ли его "переписать"?
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • Как расшифровать фрактальный рисунок. Нарисуйте своё "Я"
  • Для женщины нет ничего более сексуального, чем мужчина, который…
  • Как понять, что вы уже "залиплы" на этом мужчине: всего один признак
  • Самая сложная задача Родителя, что такое "плохо/хорошо" и как можно докатиться до ПРЛ или НРЛ
  • На что опираться при выборе психолога "для себя"
  • Как понять, что вы просто "временная женщина" для своего мужчины: 2 основных критерия
  • Что делать, если у вашей женщины начала часто "болеть голова"
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • "Я больше его не хочу. И вообще никого не хочу". Цикл сексуального контакта. (Автор)
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • "Хочу родить для себя, но боюсь. Что делать?"
  • Родить ребенка "для себя", - что за этим стоит?
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Как понять, что в жизненном пространстве человека, которого вы считаете близким, для вас нет места.
  • "Почему они делают это?" Непонимание как часто встречающийся запрос.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь